Елена Гетманская
Готовим руку к письму в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Готовим руку к письму в ДОУ
В прошлом году воспитатели нашего детского сада были приглашены в школу для обсуждения темы «Преемственность между детским садом и школой». Одна из основных обсуждаемых тем была тема «Развития мелкой моторики руки». Дети 5- 6 лет испытывают затруднения, которые связаны со слабостью мелкой моторики пальцев рук, недостаточно сформулированными навыками координации «глаз – рука», зрительной памятью, произвольным вниманием. Дети быстро устают, устаёт их рука, теряют рабочую строку, им трудно ориентироваться на листе бумаги «право», «лево», «лист», «снизу», «строка».
Публикация «Готовим руку к письму в ДОУ» размещена в разделах
После этой встречи мы усилили работу по развитию мелкой моторики руки. Организовали в детском саду кружок «Готовим руку к письму», его цель: подготовить руку ребенка к письму, сформировать элементарные навыки письма. Одной из главных задач кружка стала тренировка мышц руки, чтобы они стали достаточно крепкими. Мелкая моторика должна быть хорошо развита, для того чтобы ребёнок мог держать ручку и карандаш, и не уставал так быстро. Для укрепления и развития руки детям предлагались упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, плетение косичек из ниток, перекладывание мелких игрушек, рисование по крупам, песку пальчиками, нанизывание бусинок,лепка из пластилина, работа с природным материалом,
вырезание по контуру геометрических фигур,предметов,
соленого теста, глины, игры с конструктором, имеющим мелкие детали,пальчиковые упражнения.
Выполнялись различные задания: внимательно рассмотреть предмет и срисовать его, работа с трафаретами, рисование мелками, красками,
копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр, конструирование, оригами, игры с прищепками, любое такое задание поможет в развитии необходимых навыков. В процессе выполнения этих заданий у детей вырабатываются согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы палацы «слышали» ту информацию, которую им даёт глаз.
Родители сейчас заинтересованы, чтобы их дети шли в школу подготовленными.
В начале этого учебного года мы /воспитатели группы/ собрали собрание на тему «Готовим ребёнка к школе». Выяснилось, что многие родители стараются научить своего рёбенка читать, считать, писать. Наша задача была рассказать о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Будущий первоклассник должен обладать такими качествами как: ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. То есть ребёнок без подсказки взрослых может приготовить все необходимое для прогулки, игры, труда, выполнить просьбу, поручение, убрать вещи, игрушки… Дети с высоким уровнем самостоятельности легче входят в новую для них учебную деятельность.
Сейчас в школах с каждым годом программы усложняются, и детям умеющим читать учиться намного легче, чем не умеющим. Поэтому мы предложили родителям, располагающим временем, поиграть со своими детьми в разные звуковые, силовые, математические игры. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь. Дети 5 – 6 лет значительно легче овладевают грамотой, чем 6 – 7.
Примеры игр: «Жуки прилетели» - ж-ж-ж-ж.
«Спой песенку ветра!» - ш-ш-ш-ш.
«Надуй шарик большим насосом» с-с-с-с.
«А теперь маленьким» -сь-сь-сь.
«Скажи как я» /выдели звук/ жжжук, маккк, зззуб. Учите ребёнка сравнивать слова по протяженности /какое, из слов короче/ лев – львенок, тигр – тигренок…
Рёбенка надо научить слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Какой звук слышится в начале слова, в середине, в конце. Необходимо заучивать с детьми поговорки, потешки, прибаутки / например, Ла-ла-ла играла детвора. Ло-ло-ло на улице светло…/
Родителям объяснили, что более важным при подготовки к школе является подготовка мелкой моторики пальцев рук, развитие внимания, памяти. Подготовка руки к письму – процесс сложный, и дети боятся, что у них ничего не получится. Для преодоления страха можно использовать метод рисования сказки, рисование штрихом, рисование картин без отрыва руки.
Эти методы можно использовать на каждом занятии по обучению грамоте в начале занятия как разминку. Например, педагог рассказывает сказку и рисует ее элементами /1-2 раза повторяя/.Потом предлагает нарисовать ее ребенку, также, дети раскрепощаются, постепенно пропадает страх. Рисуя штрихами можно передавать признаки предмета: его легкость, воздушность, мягкость, или наоборот, тяжесть, мрачность. Рисуя, без отрыва руки, словно это «ниточка», которая вытягивается из клубка, у ребенка развивается воображение, фантазия. Начинать надо с рисования одного предмета, постепенно усложняя задание.
Работу по развитию элементарных графических навыков письма проводим в тетрадях с крупной клеткой/ обучение грамоте, ФЭМП/, а также в тетрадях на печатной основе /прописи/.
При проведении занятий использую следующие методы: рассматривание образца, объяснение способа выполнения, показ на доске с проговариванием, контроль за точностью выполнения задания. Также использую метод «поощрения» - за отличное выполнение задания ставляю «солнышки с улыбкой», если ребёнок спешил, не старался, то он получит «тучку», которая плачет, тем самым привлекаю детей к анализу качества выполненной работы.
Материал опубликован на сайте nsportal.ru