Получи документы

Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе (2 часть )

Елена Титова
Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе (2 часть )
▼ Скачать + Заказать документы

Все имеющиеся в группе материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации его идей и планов, т. е. он сам создаёт себе образовательную среду.

Пространство игровых комнат разделено на отдельные пространства (уголки, центры, «гибкие» зоны, структурированные в определённом порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов. Они представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы. Например, материалы книжного уголка приглашают детвору к рассматриванию книг, рассказыванию и пересказыванию знакомых произведений, а также к знакомству с новыми. Уголок творчества объединяет в себе изодеятельность и трудовую деятельность. Здесь дети могут найти все необходимые материалы для рисования: карандаши, краски, листы бумаги, различные шаблоны (у нас в группе 2 комплекта шаблонов – один для детей, а другой для занятий, мел для рисования на доске, ножницы, цветная бумага (оставшаяся с прошлых лет, неиспользованная, и, конечно же, наша любимая коробочка с бисером и бусинами. Работа с таким мелким материалом, как бисер, способствует развитию у детей сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки. Ребёнок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, лучше мыслит и рассуждает, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Как утверждал Ж. – Ж. Руссо6 «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Публикация «Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе (2 часть )» размещена в разделах

Есть у нас в группе и музыкальный уголок, где стоят музыкальный центр, телевизор, DVD. А самое главное здесь находятся муз. инструменты, которые мы вместе с детьми сделали своими руками. В этом году планируем открыть ещё один уголок – экспериментальный, для которого нужны лупы, микроскоп, камни и др.

Такая планировка позволяет каждому ребёнку чувствовать себя более комфортно, а воспитателю – эффективно проводить индивидуальные занятия или занятия в малых подгруппах, которые являются основной формой работы с детьми.

Планировка и оборудование групп часто меняется в течение года вслед за изменениями интересов детей и уровня развития каждого ребёнка. Организация помещения рассматривается как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент. Активная роль воспитателя заключается в том, чтобы разработать совместно с детьми такие планы их деятельности, предложить им такой выбор материалов и пособий, которые соответствовали бы их интересам и стимулировали дальнейшее развитие каждого ребёнка. Мы показываем детям пока неизвестные ему способы работы с выбранными материалами.

Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование и хранение: дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования; убирать на место и бережно к ним относится. Воспитатели помогают детям удобно хранить игрушки и логически группировать их. Дети принимаю активное участие в оборудовании, планировке и оформлении группы. Воспитатели же учитывают изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование. В нашей группе преобладают предметы, сделанные руками детей или изготовленные ими совместно со взрослыми. Это создаёт атмосферу уюта и подлинной «детскости» окружающей обстановке. Предметно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка.

Никогда не заставляю детей и не говорю им : вы должны, обязательно… Нет! Стараюсь просто заинтересовать делом, вовлечь их невзначай. Так, например, получилось в прошлом году при подготовке к Новому году. Новый год – это такой праздник, который с нетерпением ждут и дети, и взрослые. Чтобы атмосфера наступающего праздника чувствовалась в нашем уголке школы, мы вместе с детьми украшаем и группу, и коридоры чем-то необычным, сделанным своими руками. Нашла заранее в интернете интересную модель ёлочки, и сама для себя решила: сделать 3 таких ёлочки. С раннего утра уже началась работа – сделала 3 заготовки-конуса (они получились довольно высокие сантиметров 35-40). А за день до этого мы сделали с детьми много модулей -капелек из полосок бумаги. Начала делать сама с самой широкой части – снизу. Дети заходят с утра, здороваются и, понаблюдав за мной, спрашивают: «Что вы делаете?» Отвечаю им: «Ёлочку!» Ходят вокруг меня, присматриваются. Через некоторое время слышу: «А можно и нам попробовать?» «Конечно, можно» - с радостью отвечаю я. В детском коллективе всегда есть несколько очень активных детей, которые всегда помогают и везде хотят участвовать. На их помощь я и рассчитывала первоначально. Оказалось, что основ – мало, а желающих – много. Сделала ещё несколько основ. Получилось всего 7 больших и 3 маленьких. Задействовала таким образом 10 детей. И, смотрю, что остальные дети тоже не против поучаствовать. Предлагаю остальным детям по желанию образовать пары с теми, кто уже занят. Говорю им: «Вы будете помощниками – консультантами». Детям очень нравится быть консультантами. Таким образом в работу включилась вся группа. Включаю новогодние песенки. Стараются мои ребятишки, подпевают, пританцовывают. А я вместе с ними, рядом, помогаю наносить клей ровными линиями, переходя от одной пары к другой. Поначалу у них получалось медленно, мешали друг другу, стараясь приклеить в одном месте. Я замечаю это, но не хочу сообщать более удобный способ работы. Хочу, чтобы мои ребятки сами решили как удобнее, сами дошли до этого. И действительно, слышу Лиза говорит: «Если я буду приклеивать капельки в одну сторону, а Ариша от этого места в другую, навстречу мне, так будет лучше. Молодец, Лиза! Вот же оно решение нашей проблемы! Поочерёдно подзываю ребят посмотреть, как это сделать. Дети наблюдают, а затем идут продолжать выполнять свою работу. Слышу слова благодарности в сторону Лизы: «Молодец, Лиза! Так и правда удобнее работать и быстрее получается». Даже соревноваться начали, кто быстрее закончит. Хвалю всех и первых и последних. Ведь все постарались на славу. Но это только первая половина работы. С ней мы справились до обеда. А после сна мы уже украшали своих красавиц: кто маленькими снежинками, кто золотыми бусинами, кто разными цветочками. Как же были довольны окончательным результатом моя малышня. Мне и самой не верилось, что это сделали мои 6-летки. С этими ёлочками мы даже поучаствовали в новогоднем конкурсе «Маленькой ёлочке холодно зимой» на образовательном портале маам. ру

В последнее время резко возросла проблема формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. Дети 5-7 лет приходят к нам с проблемами развития речи: неумение выразить свои мысли, отстаивать свое мнение, дефекты в речи и др. Поэтому одно из направлений нашей работы (если не сказать. Что самое главное) – речевое развитие детей.

Например, занятие «У нас в гостях бабушка» - его целью является рассказывание об игрушках, играх, сказках не своим друзьям, а только пришедшей бабушке (или бабушкам кого-либо из своих друзей). Это мотив побуждения к общению. В процессе таких занятий-ситуаций ребёнок поставлен в роль «хозяина» познавательно-речевого поля, он вынужден показать, как умеет вступить в беседу и что рассказать. Сначала такое общение предлагается более активным детям, а затем постепенно вводятся (по 1-2 чел.) и другие. Это даёт возможность использовать метод косвенного обучения, т. е. ребёнок, уже прошедший данную ситуацию, в следующий раз может быть примером для детей, впервые участвовавших в проблемно-речевых ситуациях.

Вот уже второй год подряд мы используем такую форму совместной деятельности «дети-родители-воспитатели», как ведение тетради заданий, где в конце каждой недели предлагаем детям вместе с родителями выучить небольшое стихотворение и обсудить тему и проблему, которые в нём затронуты. Например, получив задание выучить стихотворение

На лугу созрела кашка

Кашку ест корова Машка

Машке нравится обед

Ничего вкуснее нет,

детям ставится проблемный вопрос: о какой кашке идёт речь в данном стихотворении. Некоторые стихотворения, после заучивания, мы с детьми разыгрываем по ролям, например,

- Кто вы?

-Мы – лисички, дружные сестрички.

-Ну а вы-то, кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.

Тематика стихотворений тесно связана с временем года в данный момент. Так, летом, мы учили о кашке на лугу, цветах, муравьях; осенью – о грибах, птицах, дожде; зимой – о снежинках, новом годе, снеге, играх и т. д.

Сфера применения данного материала разнообразна: на занятиях по одноимённым темам; коллективные прочитывания «паровозиком»; групповые концерты и др.

За учебный год я с детьми разучиваю очень много детских песен (это помимо муз. занятий, что тоже благотворно влияет на развитие речи. Сама люблю петь с детьми, поэтому и группа, даже если не поющая, через 2-3 месяца становится поющей. Изучаемая песня обычно у меня есть в 2-х вариантах: плюс и минус. И пока песня не разучена до конца, мы поём со словами (под плюс). Время от времени, ненавязчиво, в течение дня включаю изучаемую песенку. Смотрю, подпевают потихонечку. Ага, думаю, зацепила. А что не запомнили, сама подпеваю, помогаю. И всегда, всегда пою вместе с детьми. Потому, что детям ни в коем случае нельзя показывать своё безразличие. Только с любовью, энтузиазмом, задором, желанием нужно делать и дети тогда отвечают тем же. У нас в репертуаре даже есть совместная песня воспитателей с детьми на мотив «Вальса расставания», которую мы поём на выпускной бал. Здесь есть отдельные слова у воспитателей (1 куплет, отдельные слова у детей (2 куплет) и третий совместный. Детям очень нравится эта песня. Они гордятся тем, что их воспитатели поют вместе с ними, и вместе получается красиво.

За 6 проработанных с дошколятами лет для себя сделала вывод, что с 6-летками можно выучить абсолютно любую по сложности песню. Так, например, к новогоднему утреннику мы с моими пчёлками очень сложную по темпу песню, которую в оригинале исполняют «Иванушки –интернешнл» с детским хором, а празднику победы – песню из репертуара детского музыкального коллектива «Непоседы» - «О той весне», да к тому же по желанию детей. Обычными, традиционными для моих воспитанников стало участие в праздничных концертах районного Дома культуры. А нынче мои «Пчёлки» стали участниками и призерами фестиваля «Салют, Олимпиада!», где исполнили олимпийские частушки и танец «Барбарики». Они были очень рады получить первые в их жизни благодарности и грамоты. И я тоже.

Публикации по теме:

Мои юные исследователи.Мои юные исследователи. Мои " почемучки", подрастая, задают все больше вопросов. Их интересует все вокруг. Чтобы помочь детям ответить самим на свои вопросы, убедиться.

Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь!Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь! Каждый детский сад – маленькая страна с многочисленными жителями: озорными мальчишками и девчонками. Воспитывая детей, мы вместе с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе (2 часть )
Опубликовано: 22 октября 2014 в 21:51
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе (2 часть )» (включая файлы) размещена пользователем Елена Титова (УИ 137294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД