Лучший педагог года

Готовность ребенка к обучению в школе

Елена Коваленко
Готовность ребенка к обучению в школе

Понятие «готовность к обучению в школе» выделяет три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный и психологический. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организмом ребенка и состоянием его здоровья. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка.

Публикация «Готовность ребенка к обучению в школе» размещена в разделах

Готов ли организм 6-7-летнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученные делают вывод: с одной стороны организм ребенка готов к систематическому школьному обучению, а с другой стороны он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению.

Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет готов к обучению в школе, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам. Результаты исследования показали, что в 6-ем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития.

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его.

Критерии физиологической готовности.

1. Уровень физического развития.

2. Уровень биологического развития.

3. Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно приводят оценку трех основных показателей: длины тела, массы тела и окружности грудной клетки.

В качестве критериев биологического развития служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижения определенных пропорций - отношение окружности головы к длине тела.

В существующей схеме комплексной оценке состояния здоровья все дети разделяются на пять групп здоровья.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата, процесс окостенения еще не завершен, не законченно окостенение костей запястья и фалангов пальцев. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения - все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. Крупные мышцы туловища и конечностей развиты хорошо, а мелкие мышцы кистей рук развиты еще недостаточно, поэтому первоклассникам так трудно писать, быстро устают.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленной ситуацией школьного обучения.

Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.

Рассмотрим симптомы кризиса. Их очень важно отличать от негативных моментов стабильных периодов. Принято выделять семь симптомов кризиса.

Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Следует отличать от непослушания. В данной ситуации он не выполняет требование взрослого потому, что не хочет или занимается чем-то другим.

Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремиться что-то сделать потому, что ему это интересно.

Строптивость. Она направлена против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством на все, что ему предлагают и что с ним делают.

Своеволие, проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Протест-бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят ссоры по любому поводу.

Обесценивание может проявляется по отношению к взрослым и по отношению к любимым прежде вещам.

В семье с единственным ребенком может наблюдаться - деспотизм, когда ребенок стремиться проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни.

Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям.

Следовательно, кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов это оборотная сторона важных изменений детской личности, которые составляют основу дальнейшего развития. Кризисы проходят, а изменения остаются. Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешной адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники в поведении которых до поступления в школу были замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.

В последние годы наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика проявляется уже в 5,5 лет, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет. Проявление кризиса говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, основных психических процессов: внимание, память, мышление, речь. Уровень развития этих психических процессов говорит об успешном усвоении программного материала в школе.

Публикации по теме:

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Значение сенсорного воспитания Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно -Является основой для интеллектуального развития; -Упорядочивает хаотичные представления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Готовность ребенка к обучению в школе
Опубликовано: 27 марта 2012 в 16:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД