Получи документы

Готовность ребенка к школьному обучению

Яна Тирикова-Семенюк
Готовность ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Ведущей деятельностью в данный возрастной период остается сюжетно-ролевая игра: она усложняется, позволяя дошкольникам осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Публикация «Готовность ребенка к школьному обучению» размещена в разделах

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий - способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

Развитие у ребенка представлений о себе создает благоприятные условия для развития рефлексии - способности анализировать свои поступки, переживания, чувства и побуждения.

Ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Психологическая готовность к школьному обучению

Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Физиологическая готовность к школе :

­ уровень развития основных функциональных систем организма ребенка;

­ состояние здоровья;

­ психоневрологический статус.

Интеллектуальная готовность к школе :

- способность к концентрации, переключению и распределению внимания

- достаточный уровень владения речью для понимания учителя

- слуховое восприятие и фонематический слух

- сенсомоторная координация

- пространственная ориентация

- аналитическое мышление, то есть способность

* выделять существенные признаки и обобщать

* сравнивать (видеть сходное и отличное)

* классифицировать объекты

* находить причинно-следственные зависимости

* устанавливать связи между явлениями

* рассуждать и делать выводы

* следить за рассуждениями других

- память (особенно – слухоречевая)

- точная и мелкая моторика

Эмоционально-личностная готовность к школе :

- «внутренняя позиция школьника» : новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее вследствие сплава познавательной потребности и потребности общения со взрослым на новом уровне – в совместной общественно-значимой деятельности

- учебная мотивация

- достаточный уровень развития произвольности

* навыки планирования, самоконтроля и самокоррекции

* умение сознательно подчинять свои действия правилу

* умение ориентироваться на заданную систему требований

* умение внимательно слушать и точно выполнять инструкции взрослого

* умение самостоятельно выполнять задания по образцу

* способность выполнять непривлекательную работу

* критичность

Социальная готовность к школе :

- способность принять и исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения;

- способность взаимодействовать со взрослым (учителем) в новой системе общественных отношений;

- потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп (навыки сотрудничества и кооперации).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СЕМЬЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ШКОЛУ

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико.

Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:

1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка.

– авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;

– авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;

– снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.

3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.

Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни.

Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело неэффективное.

Поэтому наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него.

Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование.

Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками.

Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1) опираться на сильные стороны ребенка;

2) избегать подчеркивания промахов ребенка;

3) показывать, что Вы удовлетворены ребенком;

4) уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;

5) уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;

6) проводить больше времени с ребенком;

7) внести юмор во взаимоотношения с ребенком;

8) знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;

9) уметь взаимодействовать с ребенком;

10) позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

11) принимать индивидуальность ребенка;

12) проявлять веру в Вашего ребенка.

Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Поддерживать можно посредством:

– отдельных слов («красиво», «здорово»);

– высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс»);

– прикосновений (потрепать по плечу, обнять его);

– совместных действий, физического участия;

– выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Таким образом, от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Когда ребенок прощается с садиком и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом. В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе. К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями.

Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:

• нелепым вредным поведением;

• искусственной наигранностью;

• плохой усидчивостью и вертлявостью;

• во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;

• одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность ребенка к школьному обучению
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 07:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность ребенка к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Яна Тирикова-Семенюк (УИ 643255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД