Ольга Гапенко
Говорящая среда в группе раннего возраста ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Говорящая среда в группе раннего возраста ДОУ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ уделяется большое внимание.
Сегодня в современной педагогике актуально такое понятие как «Говорящая среда». О ней я услышала не так давно, в сентябре 2023 года, присоединившись к работе творческой группы "Говорящая среда"на базе нашего МКДОУ "Родничок".
Публикация «Говорящая среда в группе раннего возраста ДОУ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2024
Принимая участие в работе творческой группы я узнала о новых для меня терминах, таких, как «Говорящая среда», «Живая стена», «Голос ребёнка в группе». Меня это заинтересовало и я стала добывать для себя информацию.
В сети Интернет я прослушала ряд вебинаров, лекций, консультаций по организации говорящей среды.
Эти семинары меня так вдохновили,что я зажглась идеей применить в своей работе интересные идеи по построению говорящей среды в ДОУ.
Суть технологии «Говорящая среда» – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.
Ребёнок,получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по-своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.
Я поставила перед собой задачу: модернизировать образовательную среду в нашей группе, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Посмотрев на среду группы другими глазами, увидела, что действительно, в некоторых местах имеется нерациональное расположение игр и игрушек. Я сделала вывод, что для детей младшего возраста материалы лучше хранить в прозрачных контейнерах. Так же для удобства мы сделали маркёры (картирование) на контейнеры и корзинки, чтобы дети легко могли найти нужные для игры атрибуты. Теперь дети хорошо знают, где хранятся материалы, легко их находят и возвращают на место.
У меня появилось огромное желание сделать зонирование пространства. Итак, я начала воплощать свои идеи. Переставив игровые модули, сделала зонирование, конечно с учётом возможности группы, я увидела более продуктивное взаимодействие детей.
Наблюдая за деятельностью детей, я поняла, что одного зонирования мало.
Так же мы воплощаем идею «Голос ребёнка в среде». И у нас уже есть первые результаты.
Наполняя среду своими достижениями, рисунками и поделками дети видят свою значимость, свой голос в среде.
В нашей при мной есть стена приветствия "Здравствуйте, а вот и я! "
В при мной задействовали все пустующие поверхности. Шкафчики детей обозначили личной фотографией ребёнка.
Одну из стен сделали магнитной, где ребята размещают свои работы "Наше творчество".
Говорящая среда» группы должна отвечать интересам детей, предоставлять им свободу выбора материалов для реализации замысла, свободу для получения опыта и знаний.
На магнитной «говорящей» доске нашей группы всегда размещен материал, который говорит детям о теме недели, или о теме проекта, который реализуется в группе. Также интересно детям играть магнитными карточками по темам недели, строить всевозможные постройки из фигур на магнитах.
Дети принимают активное участие в оформлении игровых центров: парикмахерская (рисование причёсок, магазин (рисование меню блюд и алгоритмов их приготовления, кухня (рисование посуды)ребенка,правила нашей группы.
Важно задействовать всё пространство группы. «Говорящий пол» мы наполнили классиками, играми-лабиринтами.
На подвесных мобилях мы развесили персонажей сказок, сезонные изменения природы: дождик,солнышко,тучка,сосульки,перелётных птиц.
Я вижу как у моих воспитанников, благодаря «Говорящей среде» проявляется и развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно,помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
В свою очередь, мне как педагогу эта технология помогает ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, организовать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
И я теперь могу с уверенностью сказать, что такая развивающая среда для меня является помощником во всестороннем развитии.