Получи документы

Групповой проект «Хроники семейного альбома»

Лариса Сац
Групповой проект «Хроники семейного альбома»

Сведения об авторах работы

Сац Лариса Александровна,

заместитель директора МАДОУ детский сад № 2 города Ишима Тюменской области

Название работы

Групповой проект «Хроники семейного альбома»

Конспект образовательной деятельности «Через 68 лет после войны»

(проводится в рамках группового проекта)

Год выполнения

2013 г.

Групповой проект

«Хроники семейного альбома»

Краткая аннотация проекта.

Публикация «Групповой проект „Хроники семейного альбома“» размещена в разделах

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Каждый человек с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его природе и культуре. Отсюда базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, народу, земле.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, городу. Поэтому трудно переоценить работу с дошкольниками по формированию чувств гражданственности и патриотизма, проводимую во взаимодействии с семьёй. Именно семья ребёнка, её убеждения и история, являются истоками формирования начал патриотизма.

Тема войны – благодатный источник для формирования у детей патриотических чувств. Ребёнок – дошкольник обладает определё нными психологическими особенностями: эмоциональностью восприятия, образностью и конкретностью мышления, глубиной и обострённостью первых чувств. Яркие впечатления, возникающие при знакомстве с конкретными историческими фактами, доступны детям и вызывают эмоциональные переживания.

Опыт патриотического воспитания показывает необходимость последовательной системной работы с детьми, поэтому эффективной, на наш взгляд, является организация работы с детьми по методу групповых проектов. Данный способ работы позволяет использовать все возможные формы работы в комплексе, что позволяет рассматривать любое событие или явление со всех сторон, обеспечить каждому ребёнку приемлемый для него способ получения знаний.

Хроника –

рассказ об исторических, политических, общественных, семейных событиях.

Словарь С. Ожегова, стр. 896

Возраст детей, вовлечённых в проект – 6 – 7 лет

Срок реализации проекта – 5 – 7 дней.

Вид проекта – исследовательско - творческий

Проектная цель для детей :

Формирование духовно – нравственных основ личности ребёнка.

Задачи:

- формировать представление об истории своей семьи;

- развивать исследовательские умения детей и навыки совместной работы со взрослыми;

- воспитывать бережное отношение к прошлому своей семьи и страны;

- воспитывать у детей национальную гордость за принадлежность к русскому народу.

Проектная цель для воспитателя:

Создание условий для формирования социально – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- создать предпосылки для изучения детьми истории своей семьи;

- создать условия для совместной деятельности родителей и детей;

- создать условия для формирования толерантного отношения к людям старшего поколения.

Этапы проекта.

Подготовительный:

- работа воспитателя с личным фотоархивом;

- подбор и изучение детской художественной литературы о ВОВ;

- подбор материалов для продуктивной деятельности;

- согласование совместных действий с музыкальным руководителем;

- подбор материала звукового и иллюстративного ряда (картин, иллюстраций, газетных и фотоматериалов, музыкальных произведений патриотической направленности);

- посещение краеведческого музея с целью выявления возможности организации экскурсии;

- работа с родителями (беседа об истории семьи, подбор военных фотографий и наград).

Основной:

- создание проблемно – игровой ситуации «Фотография в альбоме» (рассматривание фронтовой фотографии из семейного альбома воспитателя и беседа по ней);

- совместная работа детей и родителей «Загляни в семейный альбом» (рассматривание семейных фотографий, поиск фотографий военных лет, рассказ родителей детям о жизни членов семьи старшего поколения);

- совместная работа родителей и детей: составление рассказа по фотографии;

- беседа с детьми «О чём рассказала фотография» (по итогам изучения семейного фотоальбома родителей и детей);

- чтение художественной литературы о войне, беседы по содержанию прочитанного (расширение представлений детей о ВОВ, формирование понятий «героизм», «герой», «подвиг»);

- самостоятельная продуктивная деятельность детей «Что я знаю о войне» (отражение представлений по прочитанным произведениям);

- экскурсия к памятным местам «Ничто не забыто» (знакомство с местами, воздающими почесть воинскому подвигу);

- встреча – беседа с членами старшего поколения семьи «Дороги войны на фронтовых фотографиях»;

- организованная образовательная деятельность «Символы воинского подвига» (формирование представлений о государственных наградах за подвиг, воинский героизм);

- продуктивная деятельность «Награда для героя»;

- совместная работа родителей и детей: составление рассказа о фронтовых наградах членов старшего поколения семьи;

- организованная образовательная деятельность «Через 68 лет после войны»;

- оформление фотовыставки «Семейные хроники».

Заключительный:

- концерт к Дню Победы «Не меркнет поколений слава» (с участием выпускников детского сада разных лет).

Сущность проекта.

1. Проект направлен на формирование нравственных качеств личности детей старшего

дошкольного возраста, воспитание у детей национальной гордости за подвиг народа и патриотизм.

2. Реализация проекта позволит расширить представления детей об истории семьи, развить

навыки совместной работы со взрослыми, сформирует чувство причастности к великой истории страны.

3. Проект предполагает получение детьми новых знаний об истории страны, в которой они

живут, развитие интереса детей к истории семьи, города, страны. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям старшего поколения.

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Через 68 лет после войны»

Краткая аннотация занятия.

Данная организованная образовательная деятельность проведена в рамках группового проекта. В основу деятельности положены результаты совместной работы родителей и детей в процессе реализации проекта. Изучение старых фотографий семейного альбома, рассказы родителей о прадедах, знакомство с разнообразным материалом о поступках людей во время ВОВ способствует более глубокому пониманию детьми истории семьи и войны.

Использование такой формы работы, как работа в микрогруппах, направлено на решение задач: - закрепление у детей подготовительной группы навыков чтения;

- закрепление навыка совместной работы в подгруппах.

Работа детей в подгруппах подразумевает работу с толковым словарём. Подгруппе детей предлагается карточка со словом и указывается страница, на которой оно расположено в словаре. Найдя слово в словаре, дети его подчёркивают. Объяснение слова читают или сами дети, или воспитатель. Работа со словарём может успешно использоваться воспитателем в процессе работы с детьми, имеющими достаточно высокий уровень знаний и умений.

Цель:

формирование социально – нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- обобщить представления детей о нравственных понятиях «подвиг», «герой», «героизм»;

- развивать навык связного последовательного рассказа;

- формировать интерес к истории своей семьи;

- воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к героям, потребность подражать им, стремиться быть похожими на них.

Оборудование:

- выставка семейных фронтовых фотографий и выставка военных наград;

- выставка рисунков детей «Награда для героя»;

- толковые словари;

- магнитофон;

- аудиозаписи песен военных лет.

Структура образованной деятельности.

1 этап.

Микроцель:

Актуализация субъектного опыта детей (обобщение понятий «герой», «героизм», «подвиг»).

Используемые методы:

- беседа с детьми;

- работа детей с толковым словарём в подгруппах.

Слово воспитателя:

Много лет назад была война. Для нынешних мальчишек и девчонок война – это далёкое прошлое. Целая жизнь прошла с тех пор. Но никак не забываются эти огненные годы, словно вчера всё это было.

В эти дни мы с вами вспоминаем людей, чьё детство и молодость были опалены войной. Мы читаем о них книги, рассматриваем фотографии, беседуем об их подвигах.

? Так что же мы понимаем под словом «подвиг»?

(хороший поступок, смелость человека, умение и желание помочь другому человеку и т. п.)

? Кто может совершить подвиг?

(любой человек, взрослый, солдат)

? Что можно сказать о людях, которые совершают подвиг?

(это храбрые, смелые люди, которые ничего не боятся)

? Как называют людей, которые совершают подвиги?

(героями)

? Каким вы представляете себе героя?

(высокий, сильный, смелый, красивый человек)

? А каждый ли поступок смелого человека можно назвать геройским?

( анализ ситуаций: перебежка через дорогу, езда на велосипеде по проезжей части, драка)

Работа детей в микрогруппах : в толковых словарях дети находят значение слов «герой», «героизм», «подвиг» (каждая микрогруппа работает с одним словом).

Итог работы детей: героический поступок, подвиг – это дело, поступок, совершённый ради благородной цели.

2 этап.

Микроцель:

Расширение представлений детей об истории своей семьи.

Используемые методы:

- рассказ детей о членах семьи, воевавших на фронте (с опорой на фотографию);

- проблемные вопросы, направленные на формирование личностного восприятия детьми событий прошлого.

Слово воспитателя:

Солдаты в годы войны совершили много героических поступков. Они делали всё, что могли для приближения победы. Взгляните на фотографии военных лет. Это близкие нам люди, члены вашей семьи, которые воевали на фронте и совершали подвиги. Я предлагаю вам рассказать о них. (2 – 3 рассказа детей по фотографиям)

Вопросы к детям:

- как ты думаешь, каким был твой прадедушка в довоенное время?

- во что он любил играть, когда был мальчиком?

- как ты думаешь, страшно ли ему было на войне?

- о чём он мечтал на фронте?

- если бы ты встретился сейчас, чтобы ты ему сказал?

Итоговый вопрос: как вы думаете, можно ли участие в войне назвать героическим поступком и почему?

3 этап.

Микроцель:

Закрепление.

Используемые методы:

- рассказ детей о наградах, хранящихся в семье как реликвия (с опорой на наглядность);

- проблемно – нравственная ситуация (вручение наград, созданных самими детьми).

Слово воспитателя:

Мы беседовали с вами о том, что каждый народ ценит и помнит людей, совершающих героические поступки. Эти люди заслуженно получают награды – знак подвига. Мы рассматривали награды, вы рисовали награды для героя. Есть ли награды у тех, кто воевал в вашей семье? Расскажите о них. (2 – 3 рассказа детей о наградах)

Слово воспитателя:

Я предлагаю те награды, которые нарисовали вы для героев, вручить вашим воевавшим членам семьи. Мне бы хотелось, чтобы вы отметили, за что вы вручаете свои награды.

(Дети вручают (прикрепляют к фотографиям) награды, отмечая достоинства и подвиг воевавших родственников)

Слово воспитателя:

Чтобы показать, что мы помним и чтим этих людей и их подвиг, я предлагаю встать и просто помолчать под музыку (звучит песня М. Бернеса «Журавли»)

4 этап.

Микроцель:

Подведение итогов работы.

Используемые методы:

- вопросно-ответное общение с использованием проблемно – нравственных вопросов с целью выявления личностного отношения детей к содержанию деятельности.

Слово воспитателя:

Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мёртвым,

Это нужно живым!

? Как вы думаете, зачем живым нужно помнить о войне?

? Что, по-вашему, важно запомнить из нашего сегодняшнего разговора?

5 этап.

Микроцель:

Инициировать рефлексию (умение осмысливать свою деятельность) у детей.

Используемые методы:

- проблемные вопросы, направленные на выявление эмоционально – положительного отношения к своей деятельности

Вопросы к детям:

- как ты думаешь, твой прадедушка остался бы доволен тем, как ты рассказал про него сегодня?

- с каким чувством ты слушал рассказы своих друзей, рассматривал фотографии и награды войны?

- как ты думаешь, удалось ли тебе интересно рассказать о фотографии (награде) своего прадеда?

- захотелось тебе быть похожим на этих людей и почему?

Публикации по теме:

Педагогический проект «Влияние синтеза искусства на развитие личности старшего дошкольника» Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих.

Проект для детей подготовительной группы по программе «Школа 2100» «По странам и континентам» Проект "По странам и континентам" для детей подготовительной группы. Работа по ОС "Школа 2100", программа "Детский сад 2100" Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповой проект «Хроники семейного альбома»
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 13:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД