МААМ-картинки

Характеристика фонематических процессов

Ольга Валерьевна Аксёнова
Характеристика фонематических процессов

Фонематические процессы – широкое понятие, которое включает в себя несколько составляющих, тесно связанных друг с другом, а именно: фонематическое восприятие, или фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Вопросы роли фонематических процессов в речевом развитии являются темами исследований лингвистов, психологов, логопедов, нейропсихологов. В рамках некоторых дисциплин есть специфическое понимание терминов, общих для всех наук, а также есть определения, принятые именно в этой дисциплине. Остановимся на основных понятиях.

Публикация «Характеристика фонематических процессов» размещена в разделах

Восприятие речи обеспечивают сохранный физический слух, неречевой и речевой слух. Речевой слух опирается на формирование умения воспринимать и воспроизводить вербальные и невербальные звуки. Анализируя понятие «речевой слух», О. П. Демиденко и Е. А. Эм отмечают две исследовательские тенденции: «с одной стороны, речевой слух рассматривается как понятие более общее по отношению к фонематическому слуху и восприятию, последние рассматриваются структурными компонентами речевого слуха; с другой – как синоним термина «фонематический слух» или «фонематическое восприятие» [6, с. 17]. Для работ по логопедии и психологии вместо понятия «речевой слух» характерно использование другого термина - «фонематический слух».

Термин «фонематический» следует отличать от «фонетического» слуха. Дело в том, что в языкознании различаются две функции речи: фонетическая и фонематическая. Фонетическая заключается в том, чтобы слова, которые мы произносим, были различаемы и узнаваемы, для этого артикуляция должна была четкой и членораздельной. Фонематическая заключается в передаче смысла с помощью различных признаков звуков. В связи с этим и разделяют понятия «фонетический» и «фонематический» слух.

Фонетический слух – речевой слух или, иначе, речевой слуховой гнозис, более высокого уровня, чем физический слух: это уровень фонетики [4, с. 201]. Однако в отличие от фонематического, фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения. Тогда как фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова [12, с. 661]. Фонематический слух - это сенсорная основа нашей речи, его задачей является различение фонем, имеющих значение. Таким образом, под фонетическим слухом понимается способность слышать какие-либо тексты и дифференцированно воспринимать их, независимо от того, понимается их смысл или нет, а под фонематическим –способность не только слышать, но и понимать слышимое.

Центральным понятием в сфере изучения фонематических процессов является термин «фонема». Фонема обладает смыслоразличительной функцией, она способна дифференцировать значения слов. Всего в русском языке насчитывается 11 признаков фонем, однако к дифференциальным (категориальным) относят только те из них, которые выступают в роли смыслоразличительных. Дифференциальными признаками у согласных фонем русской фонетической системы являются твердость/мягкость, глухость/звонкость, у гласных – ударность/безударность. Существует иерархическая система дифференциальных признаков, по которым может быть описана фонема. Старшие признаки позволяют определить ее первичную квалификацию. Так, все фонемы можно разделить на «гласные» и «согласные», в то время как оппозиция глухость/звонкость и твердость/мягкость присуща только согласным. Все фонемы обладают своим уникальным набором дифференциальных признаков. Фонемы, отличающиеся только одним категориальным признаком, в научной литературе называются оппозиционными.

Использование разной терминологии из нескольких научных дисциплин привело к употреблению синонимичных терминов – фонематический слух и фонематическое восприятие. Исходя из взглядов исследователей, они могут рассматриваться как альтернативные друг другу или противопоставляться, включая в себя и звуковой анализ, и фонематические представления. Иногда фонематическое восприятие рассматривают как более широкое понятие – как результат успешного использования фонематического слуха. В логопедии часто эти понятия используются как синонимы.

Сформированность фонематического восприятия дает толчок для развития таких умственных операций, как фонематический анализ и синтез. Фонематический анализ и синтез – специальные умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова [12, с. 661]. Существуют простые и более сложные формы фонематического анализа : одни возникают спонтанно еще в дошкольном возрасте, другие требуют специального обучения в период знакомства с грамотой. Структура фонематического анализа включает следующие операции: выделение звука на фоне слова, определение первого и последнего звука, места звука в слове (начало, середина, конец, подсчет их количества, определение места звука по отношению к другим звукам в слове.

Поскольку под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова, то закономерно отметить, что данный процесс включает слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Наиболее сложным структурным компонентом фонематических процессов являются фонематические представления. Исходя из трактовки понятия «представления», которое дает И. М. Онищенко, под фонематическими представлениями можно понимать сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. Этот навык формируется позднее предыдущих [5] и выражается в способности производить фонематический анализ слов в умственном плане, на основе слухо-произносительных представлений.

Таким образом, фонема — минимальная единица звукового строя языка. В структуре фонемы выделяются особые категориальные признаки, которые делают возможным реализацию функции смыслоразличения.

В неразрывной связи с фонемой рассматривается понятие фонематического слуха (фонематического восприятия) как тонкого систематизированного слуха, обладающего способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух следует отличать от слуха фонетического.

Понятие «речевой слух» используется как синоним «фонематического слуха» (восприятия) или рассматривается как понятие более общее по отношению к нему.

На основе фонематического восприятия в сознании носителя языка формируется способность к операциям фонематического анализа и синтеза, а также фонематические представления, являющиеся важнейшими предпосылками для успешного овладения грамотой.

Публикации по теме:

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика фонематических процессов
Опубликовано: 16 июня 2022 в 07:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД