Папки-передвижки

Характеристика фонематических процессов

Ольга Валерьевна Аксёнова
Характеристика фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематические процессы – широкое понятие, которое включает в себя несколько составляющих, тесно связанных друг с другом, а именно: фонематическое восприятие, или фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Вопросы роли фонематических процессов в речевом развитии являются темами исследований лингвистов, психологов, логопедов, нейропсихологов. В рамках некоторых дисциплин есть специфическое понимание терминов, общих для всех наук, а также есть определения, принятые именно в этой дисциплине. Остановимся на основных понятиях.

Публикация «Характеристика фонематических процессов» размещена в разделах

Восприятие речи обеспечивают сохранный физический слух, неречевой и речевой слух. Речевой слух опирается на формирование умения воспринимать и воспроизводить вербальные и невербальные звуки. Анализируя понятие «речевой слух», О. П. Демиденко и Е. А. Эм отмечают две исследовательские тенденции: «с одной стороны, речевой слух рассматривается как понятие более общее по отношению к фонематическому слуху и восприятию, последние рассматриваются структурными компонентами речевого слуха; с другой – как синоним термина «фонематический слух» или «фонематическое восприятие» [6, с. 17]. Для работ по логопедии и психологии вместо понятия «речевой слух» характерно использование другого термина - «фонематический слух».

Термин «фонематический» следует отличать от «фонетического» слуха. Дело в том, что в языкознании различаются две функции речи: фонетическая и фонематическая. Фонетическая заключается в том, чтобы слова, которые мы произносим, были различаемы и узнаваемы, для этого артикуляция должна была четкой и членораздельной. Фонематическая заключается в передаче смысла с помощью различных признаков звуков. В связи с этим и разделяют понятия «фонетический» и «фонематический» слух.

Фонетический слух – речевой слух или, иначе, речевой слуховой гнозис, более высокого уровня, чем физический слух: это уровень фонетики [4, с. 201]. Однако в отличие от фонематического, фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения. Тогда как фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова [12, с. 661]. Фонематический слух - это сенсорная основа нашей речи, его задачей является различение фонем, имеющих значение. Таким образом, под фонетическим слухом понимается способность слышать какие-либо тексты и дифференцированно воспринимать их, независимо от того, понимается их смысл или нет, а под фонематическим –способность не только слышать, но и понимать слышимое.

Центральным понятием в сфере изучения фонематических процессов является термин «фонема». Фонема обладает смыслоразличительной функцией, она способна дифференцировать значения слов. Всего в русском языке насчитывается 11 признаков фонем, однако к дифференциальным (категориальным) относят только те из них, которые выступают в роли смыслоразличительных. Дифференциальными признаками у согласных фонем русской фонетической системы являются твердость/мягкость, глухость/звонкость, у гласных – ударность/безударность. Существует иерархическая система дифференциальных признаков, по которым может быть описана фонема. Старшие признаки позволяют определить ее первичную квалификацию. Так, все фонемы можно разделить на «гласные» и «согласные», в то время как оппозиция глухость/звонкость и твердость/мягкость присуща только согласным. Все фонемы обладают своим уникальным набором дифференциальных признаков. Фонемы, отличающиеся только одним категориальным признаком, в научной литературе называются оппозиционными.

Использование разной терминологии из нескольких научных дисциплин привело к употреблению синонимичных терминов – фонематический слух и фонематическое восприятие. Исходя из взглядов исследователей, они могут рассматриваться как альтернативные друг другу или противопоставляться, включая в себя и звуковой анализ, и фонематические представления. Иногда фонематическое восприятие рассматривают как более широкое понятие – как результат успешного использования фонематического слуха. В логопедии часто эти понятия используются как синонимы.

Сформированность фонематического восприятия дает толчок для развития таких умственных операций, как фонематический анализ и синтез. Фонематический анализ и синтез – специальные умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова [12, с. 661]. Существуют простые и более сложные формы фонематического анализа : одни возникают спонтанно еще в дошкольном возрасте, другие требуют специального обучения в период знакомства с грамотой. Структура фонематического анализа включает следующие операции: выделение звука на фоне слова, определение первого и последнего звука, места звука в слове (начало, середина, конец, подсчет их количества, определение места звука по отношению к другим звукам в слове.

Поскольку под фонематическим синтезом понимаются умственные действия по синтезу звуковой структуры слова, то закономерно отметить, что данный процесс включает слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Наиболее сложным структурным компонентом фонематических процессов являются фонематические представления. Исходя из трактовки понятия «представления», которое дает И. М. Онищенко, под фонематическими представлениями можно понимать сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. Этот навык формируется позднее предыдущих [5] и выражается в способности производить фонематический анализ слов в умственном плане, на основе слухо-произносительных представлений.

Таким образом, фонема — минимальная единица звукового строя языка. В структуре фонемы выделяются особые категориальные признаки, которые делают возможным реализацию функции смыслоразличения.

В неразрывной связи с фонемой рассматривается понятие фонематического слуха (фонематического восприятия) как тонкого систематизированного слуха, обладающего способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух следует отличать от слуха фонетического.

Понятие «речевой слух» используется как синоним «фонематического слуха» (восприятия) или рассматривается как понятие более общее по отношению к нему.

На основе фонематического восприятия в сознании носителя языка формируется способность к операциям фонематического анализа и синтеза, а также фонематические представления, являющиеся важнейшими предпосылками для успешного овладения грамотой.

Публикации по теме:

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика фонематических процессов
Опубликовано: 16 июня 2022 в 07:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика фонематических процессов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Валерьевна Аксёнова (УИ 1143496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД