Получи документы

Характеристика общего недоразвития речи

Татьяна Мамедова
Характеристика общего недоразвития речи

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Характеристика ОНР по Левиной :

ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой системы, относящиеся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

При ОНР наблюдается позднее начало речи, скудный запас, дефекты произношения и фонематического образования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного её состояния до развёрнутого с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Публикация «Характеристика общего недоразвития речи» размещена в разделах

Условно выделяют 3 уровня.

Первые 2 очень глубокие нарушения речи.

1 уровень

харак-ся полным или почти полным отсутствием словесных средств общения (5-6 лет,

- словарный запас очень скудный и состоит из звукоподрпжаний и звукокомплесов.

- ребёнок активно пользуется жестами, часто производит неадекватное впечатление на окружающих.

- нарушена структура слова

-дифференцированное обозначение предметов отсутствует ( например: объединяет предметы по 1 сходству)

- Фраза на 1 уровне отсутствует, лишь у некоторых детей наблюдаются попвтки высказать мысли.

-пассивный словарь значительно шире.

- существенную роль играет лишь лексическое значение, грамматические отсутствуют.

Часто такой уровень речи бывает у моторных алаликов, встречается и при других патологиях.

2 уровень

- харак-ся тем, что речевые возможности детей значительно возрастают (7-10 лет).

-имеет фразу, этим он резко отличается от1-го уровня.

-фраза агграматична, использует в основном общеупотребительные слова, но таких слов довольно много

- слово хоть и искажено в фонематическом отношении, но уже просматривается его структура.

- дети этого уровня легко общаются, и жесты они ещё употребляют. Дети путают значение слов.

- нет родовых понятий

- преобладает предметный словарь

- в определ. условиях дети понимают и различают форму ед. и мн. Числа

- затруднён процесс словообразования

- нарушено до16-20 звуков

- нарушена сложная слоговая структура, выделяется ударный слог.

3 уровень

- речь качественно не отличается, речь более развёрнута

- грубых лексико-грамматических нарушений нет

- нарушена сложная слоговая структура

- появляются в словаре глаголы, наречия. Порядковых числительных, предлоги, согласуют окончания слов

- не сформирована синтагма (логическая еденица языка)

- ребёнку становится доступным описательный рассказ, легко общается

Жукова, Мастюкова, Филичева выделяют 4-й уровень:

-характеризуется развёрнутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики и грамматики и не нарушенным звукопроизношением

- есть аграмматизм, но не нарушено звукопроизношение.

Они также рекомендуют шкалу оценки понимания речи :

1 уровень: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт голоса (4-6 м.)

2 уровень: ребёнок понимает отдельный инструкции, подчиняется словесным командам (в норме 10 мес.)

3 уровень: понимает название отдельных предметов, узнаёт изображение на картинке.

4 уровень: ребёнок понимает обозначение действий в различных ситуациях, может понять двухступенчатую инструкцию, отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи (в норме 3 года)

5 уровень: ребёнок понимает короткие рассказы с опорой на зрительный

6 уровень: ребёнок понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне ситуации.

В случае отсутствия понимания речи, важно оценить то как он воспринимает жесты и мимику, использует их или нет.

Причины ОНР

1. Эндогенные (внутренние) – наследственная предрасположенность, генетически обусловленные причины.

2. Экзогенные (внешние) – последствие инфекций, травм, нарушение дыхания плода (возможно внутриутробно, хронические болезни матери и др.

Клиническая классификация ОНР

Сформулировала Е. М. Мастюкова.

Выделяют 3 основные клинические группы симптомов по ОНР:

1 группа – несложный вариант

Отмечаются только признаки речевые, без явных нервно- психической деятельности.

2 руппа – осложнённый вариант

Имеют место инцефалопатическая симптоматика (мозговая недостаточность) сопровождающаяся неврологическими психопатологическими синдромами:

- гипертензионные (повышенное внутричерепное давление)

- церебрастенический

- синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности.

3 группа – наиболее стойкая

Специфическое недоразвитие, которое клинически называется моторная алалия, здесь имеют место инцефалопатические нарушения с органическим поражением речевых зон мозга.

Публикации по теме:

Использование компьютерных программ при устранении общего недоразвития речи Речевая деятельность является тончайшим выражением социальной природы человеческой психики. Нормальное развитие речи осуществляется благодаря.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возрастаКоррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста При правильных условиях воспитания, дети достаточно хорошо усваивают основные звуки родного языка. В силу физиологических особенностей или.

Логопедическая ритмика. Применение логоритмических средств в коррекции общего недоразвития речи Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной. Первое.

Педсовет в ДОУ «Преемственность дошкольного и начального общего образования» Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие.

Примерная характеристика на ребёнка дошкольного возраста с нарушением речи Екатерина поступила в старшую группу МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Улыбка» в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются.

Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Роль логопедической ритмики в преодолении общего недоразвития речи у детей в деятельности музыкального руководителяРоль логопедической ритмики в преодолении общего недоразвития речи у детей в деятельности музыкального руководителя В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта до-школьного образования роль музыкального руководителя, работающего.

Сценарий общего летнего развлечения «Ай да березка!»Сценарий общего летнего развлечения «Ай да березка!» Атрибуты: плоскостные цветы, крылья для бабочек, венки из цветов, ложки. Площадка украшена лентами, шарами, цветами. Звучит веселая детская.

Взаимосвязь недоразвития грамматического строя речи и пространственного восприятия у детей с дизартрией Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [8]. Из-за недостаточной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика общего недоразвития речи
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 18:34
+348Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 202.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД