Проект «Хлеб — всему голова»

Лариса Лузганова
Проект «Хлеб — всему голова»

Срок реализации: 2 месяца (апрель-май).

Тип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный; фронтальный (с группой детей и их семьями).

Цель: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно- творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова»

Задачи проекта: формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб; подвести детей к пониманию того, что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; вкус хлебобулочных изделий зависит от продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способах приготовления; человек должен учиться делать все сам; развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук; прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способствоватьиндивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; обогащать словарный запас.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально- оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Идеи проекта:

Все занятия по проекту «Хлеб- всему голова» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу над проектом. Организуя занятия, необходимо помнить, сто знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта:

* Успешно проведены занятия.

* Организована экскурсия в пекарню «Каравай»

* Собран и оформлен альбом «Хлеб – всему голова».

*Совместно с родителями детьми сочинены и оформлены творческие работы: книжкм-малышки о зернышке; собрана подборка мудрых высказываний о хлебе.

* Сформировать умение самостоятельно заводить дрожжевое тесто и печь булочки.

В ходе проектирования дети:

- знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают разнообразную муку, где ее используют, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;

- проявляют познавательные способности;

-демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- готовы к индивидуальному самовыражению;

- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

- совершенствуют мелкую моторику рук;

СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап: «Рождение проблемы»

Воспитатель показывает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом.

Воспитатель. Ребята подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?

- Что вы знаете о хлебе? (Хлеб – это продукт. Хлеб продают в магазине. Его привозят на машине с названием «ХЛЕБ». Хлеб бывает белый и серый.)

- Что бы вы хотели еще узнать? Из чего делают хлеб? Как делают хлеб? Кто его делает? Где найти ответы на ваши вопросы?

2 этап: «Мероприятия и события».

1. Занятия (познавательная и продуктивная деятельность): «Как хлеб на стол пришел (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты)

2. Беседы: «Как мы можем беречь хлеб, «Из чего делают хлеб, «Что такое дрожжи? Какое они имеют значение процесса производства хлеба?».

3. Создание предметно-развивающей среды: Обогащение библиотечки в группе книжками-малышками, изготовленными и оформленными детьми совместно с родителями на тему «Путешествие зернышка»; другие творческие варианты, дидактические игры для детей.

4. Экскурсия в пекарню «Каравай»

5. Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Колобок2, «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», украинская народная сказка «Колосок»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?» ; В. Маяковский «Кем быть?»; энциклопедия «Что? Зачем? Почему?». «Что такое злаки и почему они так важны?» (Издательство «Эксмо» 2002 С. 224) ; А Алексин, С Михалков, Л. Разгон, В Хелемендик «Почемучка». Н. Носов «Мишкина каша»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Борис Вовк «Мякиш»; А. Остапов «Когда кончается страда», «Стоят комбайны у обочин».

3 этап: «Заключительный (подведение итогов)».

1. Занятие в Академии домашних волшебников «Заводим дрожжевое тесто» (опытническая деятельность).

2 Оформление альбома по итогам проектирования «Хлеб – всему голова».

3. Занятия: «Как хлеб на стол пришел (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?»(познавательное; опыты); «Заводим дрожжевое тесто» (Академия домашних волшебников) (познавательное; опыт).

4. Беседы: «Как мы можем беречь хлеб; «Из чего делают хлеб «Что такое дрожжи? Какое они имеют значение для процесса производства хлеба?».

5. Дидактические игры.

6. Авторские сказки, придуманные детьми совместно с родителями, и фотографии книжек – малышек.

7. Экскурсии в пекарню «Каравай»; на кухню детского сада, в хлебный магазин.

8. Сюжетно- ролевая игра «Хлебный магазин».

9. Альбом «Хлеб – всему голова».

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ?

(старшая группа)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, чтение художественной литературы.

Цель: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание научиться выполнять операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Организация детей: свободная.

Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, познавательная.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Беседа.

- Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? (Ответы детей будут поверхностными, но педагог их не дополняет, не корректирует.) как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов? (Хлеб, батон, булка, бублик, рогалик, пирожки, сушки, слойки, ватрушки и т. д.)

-Давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.

2. Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.

- Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь: «Хлеб всему голова, «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол доска».

Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».

КАРАВАЙ

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкуснее на земле.

Я. Дягутите

-Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было ни зерна, и хлеб пекли из шелухи целлюлозы, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Люди понимали, что хлеб их жизнь, ценили его, берегли даже крошку.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

ХЛЕБ

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Я. Аким

На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах, пахнет душистым хлебом.

- Ребята давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т. д.)

Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот колосья налились, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

Я. Дягутите

- С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

- Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)

3. Физкультминутка.

Ладушки, ладушки, Тесто вылезло на стол

Мы пекли оладушки. А потом даже на пол

Мы месили тесто, Тесто убежало.

Тесту в миске тесно. Начинай сначала.

4. Рассказы детей о том, как они помогали свои мамам выпекать булочки и печенье.

5. Игра «Назови и покажи» .

Цель: развитие словарного запаса.

Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают их на иллюстрациях. (Вариант 2: одни дети называют машины, другие – показывают.)

Тема: ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ХЛЕБ? ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВКУС ИЗДЕЛИЯ?

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, чтение художественной литературы.

Цель: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; индивидуального самовыражения детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Задачи: убедить детей, что в изготовлении хлеба принимают участие люди многих профессий ; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки, используемых продуктов и способов изготовления; учить правилам дегустации; развивать способность различать вкус изделий.

Оборудование: доска, мел, колосья хлебных злаков; лист бумаги или тарелка (для каждого ребенка, на которых разбирают колос для изучения его строения.

Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой формирования экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Чтение сказки «Мякиш» (Б. Вовк).

Дала мама Вове хлеба с маслом. Масло Вова слизал, корочку сгрыз, а из мякиша человечка слепил. Смешного такого, с ручками, ножками и длинным носом. Поиграл, а потом в окошко выбросил. Человечек упал и стукнулся о камень.

- Ой, - вскрикнул он, - так недолго и покалечиться.

Вова рот от удивления раскрыл, а человечек ему кулачком погрозил:

- Погоди у меня.

Вова не успел удивиться, потому что мама его в гастроном послала за хлебом.

В гастрономе Вова спросил у продавца батон за шестнадцать копеек.

- Не давайте, - послышался тоненький голосок, - не продавайте, - упрашивал продавца Мякиш. Продавец узнал, как Вова обидел Мякиш, и не дал хлеба.

- Ступай к пекарю. Спроси, может, он напек для тебя.

Пекарь, в белом колпаке, в белом фартуке, встретил Вову не очень ласково:

- Так это ты кидаешься хлебом? Иди на завод, спроси, намололи ли тебе муки на хлеб.

«Видно, и здесь Мякиш раньше меня побывал» - расстроился Вова.

Когда Вова пришел на мукомольный завод, то людей на заводском дворе не увидел. Пришел в цех, и там, показалось ему сперва, никого не было. Лишь машины стучали. Сами мололи зерно, сами ссыпали муку.

- Эй, есть тут кто-нибудь! – крикнул Вова. И тогда вышли к нему рабочие, несколько человек, которые управляли машинами.

- А, это ты, - сказали рабочие. – Тебе мы не намололи муки. Ступай на поле, к колхозникам. Если дадут зерна, тогда поговорим. Мякиш и на завод раньше Вовы успел.

… П о полю величественно плыл комбайн, ссыпал зерно в кузов машины. А Мякиш бегал по полю и показывал всем свою ушибленную ножку. Вова чуть не заплакал: если Мякиш здесь, бригадир не даст зерна. Но бригадир не стал упрекать Вову.

- Вот и хорошо, что ты пришел, - сказал он, - нам как раз помощник нужен. – Ловко посадил Вову на комбайн. Сам рядом встал и,0 как на рычаг нажимать и солому откидывать, показывает. И некогда Вове передохнуть – солома рекой плывет.

А еще солнце печет, рубашка к спине прилипла. Час прошел, другой, Вова счет времени потерял.

-Обед, - скомандовал бригадир.

Вова медленно слез с комбайна, сел на землю. И есть ужасно хочется. Спасибо, бригадир достал булку, Вове добрый кусок отломил.

Держа в руке хлеб, Вова глазами отыскивал мякиша. Но его нигде не было. Исчез, будто под хлебную корочку спрятался. (Перевел с украинского С. Пайна.)

2. Беседа по произведению.

- Скажите, кто такой Мякиш?

- Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?

- Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлнба? Почему? Он осознал свой поступок? Как бы вы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?

3. Физкультминутка (психогимнастика «Колосок»).

Воспитатель предлагает детям представить, что они маленькие пшеничные зернышки. Зерно попадает в землю, прорастает, появляется маленький росток. Затем он растет, превращается в колос, поспевает, греется на солнышке.

Дети изображают колосок пантомимой. Упражнение выполняется под музыку.

4. Рассматривание колосьев.

- Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок: приготовил для нас различные колоски. Посмотрите внимательно, какие? Правильно. Это пшеничные, ржаные и ячменные. Давайте рассмотрим их внимательно.

Дети разбирают колосья. При этом педагог не стремится опередить словесным описанием практическую работу детей. Учитывая наглядно- образный характер их мышления,он вначале дает возможность детям самостоятельно познакомиться со строением колоса, как лежат в нем зерна, чем они покрыты. Такой эвритический подход сделает знания более осознанными и прочными.

5. Беседа

-Из чего делают хлеб? (из теста.)

- Из чего делают тесто? (Из муки.)

-Из чего делают муку? (Из зерен.)

- Откуда берутся зерна? (Они вырастают на колосе.)

Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель мелом чертит на доске схему этого процесса, используя условные злаки. Для облегчения восприятия материала эти знаки должны быть похожи на соответствующие реальные объекты.

Воспитатель. Мы узнали, откуда берутся зерна для получения муки. Все растения называются «злаки», они бывают разными.

6. «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий).

Воспитатель учит детей дегустации и создает все условия для их самостоятельной работы. Поскольку принесенные изделия едят руками, воспитатель напоминает о необходимости вымыть руки до и после еды.

В установленный день (удобнее всего – в понедельник) дети приносят свою выпечку в детский сад. После завтрака организуется свободная беседа. Каждый ребенок называет свое изделие и сообщает, какие продукты вошли в его состав, а также как его готовили: варили, пекли, жарили. Изделие делится на маленькие кусочки, и все дети его пробуют, стараясь определить вкус вложенных в него продуктов.

Рекомендация: кусочки должны быть очень маленькими. Во-первых, это позволит избежать переедания, во-вторых, обеспечит более тонкий анализ вкусовых ощущений кончиком и боковыми поверхностями языка.

Рассмотрев одно изделие, переходят к обсуждению и дегустации следующего. Воспитатель каждый раз просит ребенка уточнить, из какого теста сделано его изделие и каким способом оно готовилось. Одновременно воспитатель учит детей правилам дегустации: нужно взять в рот небольшой кусочек, хорошо его пережевать и почувствовать возникающие вкусовые ощущения: они носят сложный характер, так как в состав изделия входит много компонентов.

На этом занятии можно попробовать и неудачные, невкусные изделия. Такие воспитатель может приготовить сам, пересолив или недосолив тесто, пережарив или недожарив. Это поможет детям осознавать значение соблюдения технологии изготовления пищи.

7. Игра «Угадай и назови»

Воспитатель показывает муляжи хлебобулочных изделий или картинки с их изображением. Дети их называют.

Словарная работа: булка, хлеб, батон, пирожок, пицца, рогалик, кекс, пирожное, ватрушка и др. [/h4]

Публикации по теме:

Проект «Хлеб — всему голова!» Методический паспорт проекта Тема проекта: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!» Не напрасно народ с давних пор и поныне Хлеб насущный зовет самой первой.

Конспект интегрированной непрерывно-образовательной деятельности «Хлеб — всему голова. Как хлеб к нам на стол пришел» Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 44компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект интегрированной.

Хлеб-всему голова (фотоотчёт)Хлеб-всему голова (фотоотчёт) Пашут каждую весну, Поднимают целину, Сеют, жнут, ночей не спят, С детства знай, как хлеб растят. Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь.

Лэпбук «Хлеб — всему голова»Лэпбук «Хлеб — всему голова» Предлагаю вашему вниманию лэпбук на тему "Хлеб - всему голова"Увидев впервые лэпбук на страницах Маам. ру, я поняла, что это то пособие,.

Музей «Хлеб всему голова»Музей «Хлеб всему голова» Оформление стен в холлах детского сада - очень интересное занятие. В текущем учебном году мы задумали и воплотили в жизнь несколько разных.

Конспект НОД «Хлеб — всему голова»Конспект НОД «Хлеб — всему голова» Тема: «Хлеб — всему голова» по экологическому воспитанию в рамках ознакомления с окружающим миром в старшей группе. Цели занятия: - обобщить.

НОД «Хлеб — всему голова» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Как выращивают хлеб». Цели: Образовательные: закрепить представления.

ООД «Хлеб — всему голова»ООД «Хлеб — всему голова» Интеграция образовательных областей: - Социально-коммуникативное - Познавательное - Развитие речи - Художественно-эстетическое Организация.

Проект «Хлеб — всему голова» Комитет по образованию Администрация г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида.

Проект «Хлеб всему голова» Проект «Хлеб всему голова» Актуальность проекта Хлеб – это наша жизнь. Об отношении к нему следует говорить с детьми постоянно, чтобы они.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Головоломки
Автор публикации:
Проект «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 25 мая 2016 в 14:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...
Программа совместной деятельности с детьми раннего возраста «Цветные фантазии»
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, аппликации. Задачи:...
Конспект занятия в группе раннего возраста «В гостях у капельки»
Программное содержание: Учить детей чётко проговаривать слова, познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, чистая, капает, льётся. Закрепить цвет...
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И. А. Сентябрь. Прогулка 1 Образовательная область – познавательное развитие....
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №86»,...