Получи документы

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка

Ирина Гурова
Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка

(значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества)

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Она является спутником человека на протяжении всей его жизни. Чтение оказывает огромное влияние на человека: на его кругозор и характер.

Вот несколько цитат известных авторов:

А. М. Горький: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

«Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом…»

Публикация «Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка» размещена в разделах

«Книга проводит меня сквозь жизнь… и всегда учит чему-то новому».

С. Я. Маршак писал: «Что бы вы ни делали, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга».

К. Г. Паустовский: «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».

В. А. Сухомлинский: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература является очень сильным, действенным средством обучения, развития и воспитания ребёнка, оказывает огромное влияние на обогащение его речи. Чтение художественных произведений влияет на развитие ребёнка разносторонне.

Из книг ребёнок может многое узнать об окружающем мире. Искусство слова отражает действительность, показывает, обобщает реальные жизненные факты. Это формирует и отношение ребёнка к окружающему, его интересы.

Книга раскрывает ребёнку мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У детей формируется отношение к героям и их поступкам. Всё это влияет на воспитание положительных качеств личности. Можно повторять детям каждый день: надо быть добрым, отзывчивым, надо уметь дружить и т. д., только результата от этого нет. Но зато настоящие, глубокие человеческие чувства могут прийти после прочтения произведений о людях и событиях.

В настоящее время имеется множество сказок, рассказов, которые направлены на оказание психологической, психотерапевтической помощи ребёнку (сказкотерапия, на работу по коррекции эмоциональных нарушений, совершенствованию взаимоотношений с окружающим миром, с такими состояниями, как агрессивность, тревожность и т. п.

Чтение художественной литературы является мощным средством развития речи ребёнка. Ребёнок овладевает красивой, образной, грамматически правильной речью благодаря усвоению авторских средств выразительности, разнообразных синтаксических конструкций, учится понимать употреблять сравнения, метафоры, фразеологизмы. В дошкольном возрасте у детей активно идёт формирование правильного звукопроизношения. Развитию точной артикуляции помогает привычка смотреть во время речи на собеседника (на педагога, следить за движениями его губ, языка и способствует в какой-то мере развитию артикуляции. Педагогу нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать темп, ритм, обязательно следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильной, эмоционально окрашенной.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, речевого общения, эмоций.

Важно отметить также, что совместное проведение времени с ребёнком во время чтения книг объединяет, сплачивает, делает отношения в семье более тёплыми. Ведь ребёнок-дошкольник пока ещё является слушателем, а не читателем. И влияние литературы на ребёнка в этом возрасте практически полностью зависит от взрослого человека. И именно в такие моменты ребёнок учится любить, беречь книгу, ценить совместно проведённое время. Ребёнок радуется, когда взрослый читает ему книгу даже больше, чем, когда он покупает ему сладости, игрушки и водит на прогулку. И причина этой радости как раз в общении. Дети всегда ждут общения с родителями, им нравится вместе с папой, мамой, переживать за добрых героев, вместе волноваться, радоваться; вместе воспринимать звучание родного языка, открывая красоту и смысл слов.

Так, художественные произведения, которые взрослые читают или рассказывают, существенно влияют на формирование личности, оставляют в его душе ребёнка глубокий след, признательность за то, что ввели его в мир прекрасного.

Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой активно изучалась на протяжении всего периода развития отечественной педагогической науки. Анализ научно-методической литературы показал, что основная цель приобщения к книге остается неизменной – это воспитание любви и интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя. Однако в различные периоды в центре внимания исследователей и педагогов практиков оказывались различные аспекты проблемы. Так, в 20–30 годы 20-го века большое внимание уделялось проблеме отбора произведений для чтения детям, вопросам художественного чтения (Е. А. Флерина). В 40–60 годы особое внимание обращалось на роль книги в нравственном воспитании дошкольников (Н. Карпинская, М. Конина, Р. Жуковская). В 70–90 годы активно разрабатывались вопросы художественно-эстетического воспитания в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (Л. М. Гурович, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, З. А. Гриценко).

Исследования Е. А. Тихеевой, Е. А. Флериной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской., М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Л. М. Гурович, О. С. Ушаковой Н. В. Гавриш, З. А. Гриценко и др. обеспечили создание научно обоснованной методики ознакомления дошкольников с художественной литературой, воспитания будущего читателя, реализуемой в дошкольных учреждениях.

В настоящее время детская книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе ДОО. Уголки книги являются обязательным элементом предметно-развивающей среды во всех возрастных группах. В образовательном процессе используются разнообразные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение детям. (Градусова Л. В., Левшина Н. И. Проблема приобщения дошкольников к книжной культуре в контектсте реализации ФГОС ДО // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.)

В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Чтение художественной литературы» согласно ФГОС ДО включён в настоящее время в ОО «Развитие речи».

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство, развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие активной, инициативной, творческой личности ребенка. Следуя за ФГОС, помимо традиционного чтения и рассказывания детям художественных произведений и произведений фольклора, программы рекомендуют формы и методы работы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию ребенка в приобщении к чтению, развитие творческих способностей дошкольников. К таким формам можно отнести: проектную деятельность; игровые образовательные ситуации; продуктивную деятельность, создание макетов по содержанию художественных произведений; создание рукотворных книг (книг-самоделок, литературные игры, театрализованные игры и др.

Содержание работы педагогов по данному разделу направлено на решение следующих задач:

- Формировать интерес и потребность в чтении, понимания того, что из книг можно узнать много интересного.

- Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

- Развивать умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий, сопереживать героям; помочь детям в осознании скрытых мотивов поведения героев произведения, рассказывать о своём отношении к героям и их поступкам.

- Развивать умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и песенок, затем небольшие произведения (сказки, рассказы) с помощью педагога и самостоятельно, пересказывать худ. тексты, выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

- Приобщать детей к рассматриванию иллюстраций, к оформлению книг, сравнению иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

- Формировать понимание доступных детям жанровых особенностей произведений: сказок, рассказов, стихотворений, объяснять различие между ними.

Вместе с тем, на сегодняшний день существуют ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно-исторического опыта и утратой его ценности, как в культуре детей, так и в читательской культуре взрослых.

Тенденцией современного времени является уменьшение времени общения дошкольника с книгой. По данным исследований, первое, второе места в рейтинге любимых занятий дошкольников занимают компьютерные игры, просмотр мультфильмов, третье место – игры со сверстниками, а чтение (слушание) лишь на последнем месте. До 40 процентов детей дошкольного возраста не испытывают устойчивого интереса к книге, не проявляют инициативы в общении с книгой.

Итак, уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.

Во многих семьях чтение книг не является регулярным.

Родители воспитанников затрудняются в подборе литературы, соответствующей возрасту их ребёнка.

Таким образом, формирование интереса и потребности к чтению является очень актуальной задачей, важной целью педагогов дошкольных учреждений.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка
Опубликовано: 16 мая 2021 в 01:54
+251Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД