Получи документы

Художественная литература как средство развития речи детей от 4 до 5 лет

Наталья Николаевна Рябинина
Художественная литература как средство развития речи детей от 4 до 5 лет

Художественная литература как средство развития речи детей.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир

Овладение речью - это способ познания действительности.

Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного воспитанника, от объема и динамичности его знаний.

Публикация «Художественная литература как средство развития речи детей от 4 до 5 лет» размещена в разделах

Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике.

Использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка- дошкольника.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей : на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их вкус.

И проблема приобщения дошкольников к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников: телевидение, Интернет, гаджеты. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Фольклор так же имеет огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Всем известно, что книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир.

Роль книги трудно переоценить.

Художественная литература выполняет особую роль. Рекомендуются такие произведения как: «Говорливый медведь» Л. Устинова, «Азбука вежливости» Л. П. Васильевой-Гангус (в сокращении, «Фея» Ш. Перро, «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Я. Янчарского, «Морозко» словацкая сказка, «Обида» Э. Мошковской, «Сова» В. Бианки, «Вежливый кролик» мексиканская сказка, «Друг детства» В. Драгунский, «Кузька» Александровой, «Лиса и тетерев» И. С. Крылова, «Совет» Р. Сефа, «Телефон» К. Чуковского, «Умей обождать» К. Д. Ушинского, «Маленький водолазик» Д. Цончева, Русские сказки «Умей обождать», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Моя семья» Д. Габе и т. п.

Эти же произведения можно использовать для показа детям средствами кукольного театра. Демонстрировали мультфильмы: «Паровозик из Ромашково», «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», мультфильмы по произведениям Г. Остера «Про слоненка и его друзей» и другие.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним.

Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений. Обогащать жизненный литературный опыт детей, используя разнообразные игровые приемы.

С художественным вкусом человек не рождается, над многим предстоит работать. У наших детей все еще впереди.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство развития речи детей от 4 до 5 лет
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 19:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД