Елена Тыняная
Художественно-творческий проект. «Развитие партнерских отношений средствами ИЗО-деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы:
Человек живет в социуме, является его неотъемлемой частью. От его контактности во многом зависит как он сможет самореализоваться, найти свое место в обществе, проявить свою индивидуальность, оказаться успешным и полезным для общества.
Дети, с разными характерами, склонностями, способностями и привычками, нередко испытывают проблемы в общении со сверстниками. Неумение понять, встать на позицию другого, принять и уважать интересы партнера, эгоцентризм не позволяют налаживать позитивные контакты.
Публикация «Художественно-творческий проект, „Развитие партнерских отношений средствами ИЗО-деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Изобразительное творчество с его широкими психолого-педагогическими возможностями может являться одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
Тип проекта:
По виду деятельности: художественно-творческий
По срокам реализации: долгосрочный (9 месяцев)
По составу участников: групповой
Цель:
Сплочение детского коллектива, развитие индивидуальности каждого ребенка, успешная социализация, расширение и укрепление сотрудничества между педагогами и родителями.
В рамках технологии сотрудничества
Задачи:
Творческие:
1. Развитие творческих способностей детей: креативности мышления, воображения, фантазии.
Образовательные:
1. Овладение разными техниками и приемами в разных видах изобразительной деятельности.
2. Развитие специальных (художественных) умений.
Психологические:
1. Развитие тесных дружеских взаимоотношений в коллективе, умения договариваться, позитивно разрешать спорные ситуации.
2. Укрепление взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Реализация проекта:
Для реализации проекта, в работу по изобразительной деятельности мы включили такие формы творческой работы как:
- коллективное творчество (групповая или большой подгруппой от 6 до 14 детей)
- работа в паре (2 ребенка)
- работа в малой подгруппе (3-4 ребенка)
- совместное творчество детей с родителями.
Развитие партнерских отношений.
Творческая работа в паре со сверстником:
1. Рисование «Прилетели птицы в сад»
2. Лепка из пластилина «Посуда для кукол»(миниатюра)
3. Декоративное рисование «Перчатки»
4. Аппликация «Сапожки»
5. Конструирование из бумаги «Зимующие птицы»
6. Декоративное рисование «Варежки»
7. Тестопластика на свободно выбранную тему.
8. Обрывная аппликация «Лес весной»
9. Коллаж с элементами оригами: «Домашние животные и птицы»
Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве заключается в выборе партнера для совместной работы, умении договариваться об общем фоне, рисунке, цветовой гамме и композиционном построении, в общении и совместных действиях, направленных на достижение общего результата, не мешая друг другу, а также в поисках компромиссных решений в случаях творческих разногласий. Если ребенку не хватает пары, его партнером становится педагог.
В графическом рисовании "Перчатки "помимо этого детям нужно определиться, кто будет обводить правую, а кто левую руку. Приветствуется взаимопомощь в паре (когда, например правше нужно обвести контур правой руки и ему сложно осуществить это действие левой рукой).
При декоративном рисовании «Варежки» дети обводили контур варежки, вырезали и разрисовывали шаблон каждый на своем листе. Но выбирать дизайн для пары и средства изображения нужно было совместно.
В конструировании также успешно реализуется партнерское взаимодействие. Так при изготовлении зимующих птиц для подвесного модуля в группу дети, разделившись на пары, определялись с выбором птицы, а затем сначала создавали каждый половину (одну сторону) птички, после этого склеивали обе половины в одну поделку.
При лепке в паре "Посуда для кукол "партнеры выбирают какой сервиз они будут лепить: чайный или кофейный, определяют цвета деталей изделий, по окончании работы размещают сервиз на одной салфетке.
В процессе лепки из теста дети попарно замешивают тесто и вместе выбирают тему для работы.
В ходе обрывной аппликации из бумаги «Лес весной» партнерам предстоит определиться с вариантом распределения трудовых действий: 1)один обрывает бумагу – другой наклеивает; 2)оба заготавливают детали, потом их располагают на работе; 3)один готовит часть деталей для определенной части композиции и сам их наклеивает, другой делает то же, но для других элементов аппликации. Если педагог не является членом пары, то может подключиться к той паре, которая работает медленнее других.
Работа над коллажем также предполагает выбор по договоренности: кого из домашних животных будут складывать из бумаги, как построят композицию, какие материалы будут использованы, а также распределение и порядок трудовых действий.
Творческий труд в малой подгруппе:
1. Айрис-фолдинг «Осенние листья»
2. Мозаика из пластилина «Цыпленок»
3. Аппликация из полосок, сложенных формой «капля»(«петля») на свободную тему
4. Эпифильм (коллаж из журнальных вырезок) на свободно выбранную тему
Работая в малой подгруппе (3-4 ребенка) детям нужно не только договориться о цветовой гамме работы, выбрать материалы и инструменты, распределить трудовые действия, создать композицию, а также удобно распределиться за столом, не мешая друг другу, но имея возможность взаимодействовать с партнерами.
В процессе изготовления листьев Айрис-фолдингом дети сначала вырезали и складывали полоски в позиции «рядом», а наклеивали их (почти все подгруппы) одновременно каждый свой цвет в выбранном месте на работе.
Таким же образом проходила аппликативная творческая работа из полосок, сложенных «каплей». В ходе мозаики часть детей сначала заготавливала детали мозаики (скатывали маленькие шарики) и лишь после этого заполняли контур изображения, другие дети скатывали небольшое количество шариков и сразу располагали их на работе, а одна подгруппа разделила поделку по цветовой гамме и каждый ребенок заполняя свой кусочек сам варьировал порядок действий. Педагог может подключиться к одной из подгрупп, а может помочь в изготовлении деталей тем, у кого низкий темп работы.
В процессе создания эпифильма все дети каждой группы коллективно решали какую тему выберут и подбирали картинки в журналах, а при отсутствии таковых выбирали расцветку из которой можно вырезать желаемого персонажа. Педагог тесно сотрудничает с детьми, помогая при необходимости сделать контур задуманного образа или найти подходящее цветосочетание.
Коллективное творчество:
1. Конструирование из природного материала «Лес полон сказок и чулес»
2. Рисование «Золотая хохлома»
3. Тестопластика «Герои любимых сказок»
4. Изготовление театра на палочках
5. Аппликация с элементами конструирования «Букет а вазе»
6. Рисование «Путешествие в Египет. Кошки – священное животное Древнего Египта»
7. Стенгазета (ОБЖ) «Чтоб елка новогодняя лишь радость принесла»
8. Лепка (барельеф) «Дикие животные и их детеныши»
9. Конструирование подвесного модуля «Прилетели ласточки»
10. Изготовление книги иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Телефон»
11. Аппликация «Поздравляем мамочек любимых»
12. Конструирование «Цветущая ветка яблони»
13. Лепка на плоскости (барельеф) «Лукоморье»
В коллективном творчестве каждый ребенок чувствует себя равным участником общего дело, осознает значимость своего личного вклада в коллективную работу, а также учиться работать сообща, договариваться со сверстниками, помогать товарищам, испытывать радость за общий успех.
Совместное творчество детей и родителей:
1. Выставка совместного творчества детей с родителями «Дары осени»
2. Мастер-класс для детей и родителей «Лебеди»
3. Выставка новогодних поделок «Зеленая красавица»
4. Совместное творческая работы детей и родителей: мини-стенгазеты «Любимый город мой»
5. Создание коллективной книги к юбилею К. И. Чуковского «Любимые сказки Чуковского»
6. Мастер-класс для детей и родителей «Лето»
В рисовании в ладонной технике "Лебеди " и рисовании нетрадиционными способами (мятой бумагой в совокупности с монотипией и объемной аппликацией) «Лето» партнерами выступают взрослый с ребенком. Педагог сначала взаимодействует с одним из родителей при показе «Театра Теней», а потом, как получилось в нашем случае, может стать партнером одному из детей (в случае отсутствия родителя).
Результатом проектной деятельности стало создание доброжелательной, дружеской атмосферы в группе, тесного сотрудничества между всеми участниками педпроцесса, включая родителей. взаимопонимания между детьми и взрослыми, где каждый испытывает радость от общения.
В ходе проекта было выявлено, что наиболее успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии, взаимопонимания является творческая работа в паре. Однако, эффективность обеспечивается благодаря совокупности разных форм совместной творчества, а также в комплексном сочетании социализации с другими образовательными областями.
P.S. Фотографии работ представлены в моем блоге.
Конспект занятия "Прилетели птицы в сад" в блоге клуба: "Интересные занятия для детей" ссылка ,
конспекты мастер-класса " Лебеди" в клубе "Радуга. Маленькие художники" ссылка
мастер-класс "Лето" в моем блоге ссылка