Лучший педагог года

Игра как социальная форма современной культуры

Инна Миркина
Игра как социальная форма современной культуры

Значительное место в культуре занимает игровой момент. Игра и элементы игры имеют существенное значение в формировании человека, как социального существа, в снижении социально-психологической напряжённости в обществе, в гуманизации самого человека путём выплёскивания дремлющих в нём сил и тенденций. Всё культурное творчество есть игра : и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен был совершить предварительную работу в собственном воображении, то есть своего рода «поиграть», деятельный процесс игра присутствует во всех сферах материальной культуры и определяет содержание её форм. Игра с точки зрения, Й. Хейзинги, это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования.

Публикация «Игра как социальная форма современной культуры» размещена в разделах

Игра-это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. В сущности, игра несовместима с насилием.

Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении «правил игры».

Говоря об игровом факторе, Й. Хейзинга убедительно показывает его чрезвычайную действенность и чрезвычайную плодотворность при возникновении всех форм общественной жизни. Будучи её существенным импульсом, игровые состязания, более древние, чем сама культура, исстари наполняли жизнь и, подобно дрожжам способствовали росту и развитию форм архаической культуры.

Культ рос в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрою. Мудрость и знание обретали словесное выражение в освещённых обычаем играх, проходивших как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Вывод здесь может быть один: культура во всех её фазах играется. Она не произрастает из игры, как «живой плод, который высвобождается из материнского тела, она развёртывается в игре и как игра».

Процесс социализации -это непрерывный процесс овладения культурой, приобщение к социуму (обществу). «Человек только тогда является человеком, когда играет» : считает Шиллер. Игровое начало пронизывает всю человеческую жизнь и определяет способы реализации человеческой деятельности. С самого рождения малыш в игровой форме получает новые знания и правила поведения, взрослея он сам играет сначала в простые-театральные, сюжетно-ролевые, дидактические игры. С возрастом игры усложняются и обретают иной смысл. Играя ребёнок учится жить в социальном мире и совершенствуя знания умения и навыки включается в общественную жизнь и живёт используя полученный социальный опыт, знание ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе.

Начиная с середины XX в. благодаря использованию достижений НТР стала резко сокращаться потребность в тяжелом физическом труде. Физические усилия человека играют все меньшую роль в воспроизводстве социокультурного процесса.

Социокультурная неопределенность расшатывает традиционные формы и способы трансляции культуры; в своем социальном развитии дети ориентируются уже не на взрослых, а на своих «продвинутых» сверстников. Я думаю, что именно игра в этом случае способна создавать зоны вариативного развития, характеризующиеся открытостью ребенка к восприятию социокультурных традиций других стран и народов. Народные игры практически «ушли» из игровой культуры, освободив тем самым пространство, которое мгновенно заполнилось «суррогатом» игрового бизнеса - шоу, азартными играми, состязаниями на грани дозволенного и недозволенного. В данном случае ребенку очень трудно разобраться, обрести собственную индивидуальность и определить жизненные приоритеты. Вместе с тем игра как форма, метод и способ организации обучения уходит из практики современного образования, что существенно обедняет сам образовательный процесс, поскольку таким образом из образования вместе с игрой уходят и эмоции, что заметно снижает качество подготовки специалистов в вузах. Как вы думаете, что несут с собой новые тенденции в развитии игровой культуры?

Каждая из этих тенденций имеет свое специфическое отражение в содержании игры и последствиях влияния, проявляясь в наиболее характерных особенностях социального поведения молодых людей и отношениях между ними, в наборе жизненно важных для них смыслов и ценностей бытия, в доминирующих параметрах молодежной субкультуры. Явление социального отчуждения подготовлено современной ситуацией развития общества и характеризуется постепенной утратой человеком своей индивидуальности. Эти процессы обусловлены многими факторами, среди которых - научно-технический прогресс, достижения в сфере телекоммуникаций, в которых человеческое индивидуальное «Я» обезличивается, нивелируется, усредняется, стереотипизируется.

Для современной детской игровой культуры характерно усиление тенденции индивидуализации игры, и, как следствие, социального отчуждения детей. Причины этого явления кроются не только в изменении характера игры, но и в тех моментах развития детской индивидуальности, на которые не обратили внимания взрослые - родители и педагоги. Одним из них можно считать «чувство глупого и незрелого саморазоблачения, которое мы называем стыдом, и. „удвоенного” недоверия, которое мы называем сомнением, - сомнением в себе и сомнением в твердости и проницательности своих учителей» (Э. Эриксон). Желание избежать чувства стыда и недоверия порождает у ребенка стремление удалиться от всех тех, кто вольно или невольно породил у него эти чувства. В результате отчуждения усугубляется «уход в себя» замыканием на собственных комплексах и недостатках, погружение в личностные интересы, не получающие поддержки и признания извне. Отчуждение может быть спровоцировано и чувством неполноценности и ребёнок уходит в сторону, предоставляя свое место другим - более умелым и успешным и внутренне преобразить себя при помощи «игр-грез».

Культура - социальная память человечества, не существующая без игрового содержания, она всё ещё хочет,чтобы её «играли»-по взаимному соглашению относительно определённых правил. Тяжело смотреть на все наши деяния с точки зрения игры. Именно поэтому, играйте друзья мои и возрождайте забытое нами добро, трудолюбие, сострадание, сопереживание и любовь к окружающим.

Публикации по теме:

Игра как ведущий вид деятельности в формировании личности ребенка в дошкольном возрасте Достаточно актуальная тема сегодня это правильное и полноценное развитие детей. Хотелось бы поделиться с вами простой, но очень доступной.

Консультация для педагогов «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как социальная форма современной культуры
Опубликовано: 5 августа 2014 в 14:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД