Татьяна Бичикова
Игра как средство познания мира (эссе)
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра-как познание мира»
(эссе)
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Публикация «Игра как средство познания мира (эссе)» размещена в разделах
Не задает вопросов "Почему?".
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Нельзя не отметить положительного влияния занимательных игр- экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на познавательное развитие. Став педагогом, я стараюсь стать для них доброй феей, чтобы раскрыть удивительный, волшебный мир, открыть им тайны, загадки, которыми наполнен он. Но как? Какими средствами?
Но я же фея! И у меня есть волшебная палочка и чудо-сундучок, до которого лишь стоит дотронуться палочкой, он раскроется, и тут же появятся мои удивительные помощники – предметы, с которыми можно играть, экспериментировать, удивляться, восхищаться. Это могут быть - увеличительные стекла, весы и песочные часы, компас и магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги и прочие материалы. А какие гости нас могут посещать на протяжении всего хода игры- экспериментирования! Опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Замудренком, Незнайкой. Вместе с серьезным Знайкой и любопытной Капелькой, с Буратино и Чипполино задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?».
Во время проведения игр-опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, часто в этих играх дети сталкиваются с проблемными ситуациями, которые необходимо решать. Например: Утенку - Замудрёнку, в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое?
Так же в игре с водой и яйцом дети узнали, что в соленой воде яйцо не тонет, большая плотность воды (поговорили о мертвом море, которое может держать даже человека).
Здесь у Буратино упал ключ в пруд. Выдвигались разные предположения, как достать. Нырнуть не может, не тонет - деревянный, позвать друзей-рядом нет никого, пытались захватить крючком-не получается. Догадались вытащить при помощи магнита. А сколько интересного, нового, познавательного можно узнать, путешествуя с Капелькой. Например: На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Когда стеклянная банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Выявили свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, может иметь запах, вода принимает форму, узнают о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.)
Здесь же может возникнуть проблема, Капелька очень переживает, что в реке вода стала мутной! (проводим опыты с фильтром по очищению воды и вспоминаем, как беречь природу). Дальше отправляемся с Капелькой в путешествие и узнаем, что она принимает три состояния: твердое, жидкое, газообразное (круговорот воды в природе). Такие игры – эксперименты помогают, развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе.
Так год за годом, используя своих помощников – игры-опыты и эксперименты, мои дети обогащают свои знания, умения, они становятся добрее по отношению друг к другу, к окружающим и природе. Но как, же восполнить их опыт? Снова беру волшебную палочку. Нужно только дотронуться ею до чудо-сундучка и опять появятся другие мои помощники – воздух Невидимка, Песочная Фея, Самоделкин, который потерял свою гаечку в песке и дальше не может идти. Делаем предположения, как найти гайку (можно просеять песок или с помощью магнита). А еще к детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (Показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки? Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежат сита. А дальше нечаянно провели пальчиком по просеянной крупе и поняли, что можно рисовать удивительные картины, делать красивую аппликации и даже красить крупу.
И я, добрая фея, глядя на своих ребят, не перестаю восхищаться ими и радуюсь тому, что с помощью моих помощников дети научились думать, размышлять, видеть красоту окружающего мира, позволяют проникнуть им всей душой в этот удивительный, загадочный, неопознанный мир природы, таящий в себе тысячу загадок и тайн.
И самое главное, что знания добытые детьми самостоятельно с помощью таких игр всегда являются осознанными и более прочными.