Лучший педагог года

Игра как средство познания мира (эссе)

Татьяна Бичикова
Игра как средство познания мира (эссе)

«Игра-как познание мира»

(эссе)

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Публикация «Игра как средство познания мира (эссе)» размещена в разделах

Не задает вопросов "Почему?".

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Нельзя не отметить положительного влияния занимательных игр- экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на познавательное развитие. Став педагогом, я стараюсь стать для них доброй феей, чтобы раскрыть удивительный, волшебный мир, открыть им тайны, загадки, которыми наполнен он. Но как? Какими средствами?

Но я же фея! И у меня есть волшебная палочка и чудо-сундучок, до которого лишь стоит дотронуться палочкой, он раскроется, и тут же появятся мои удивительные помощники – предметы, с которыми можно играть, экспериментировать, удивляться, восхищаться. Это могут быть - увеличительные стекла, весы и песочные часы, компас и магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги и прочие материалы. А какие гости нас могут посещать на протяжении всего хода игры- экспериментирования! Опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Замудренком, Незнайкой. Вместе с серьезным Знайкой и любопытной Капелькой, с Буратино и Чипполино задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?».

Во время проведения игр-опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, часто в этих играх дети сталкиваются с проблемными ситуациями, которые необходимо решать. Например: Утенку - Замудрёнку, в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое?

Так же в игре с водой и яйцом дети узнали, что в соленой воде яйцо не тонет, большая плотность воды (поговорили о мертвом море, которое может держать даже человека).

Здесь у Буратино упал ключ в пруд. Выдвигались разные предположения, как достать. Нырнуть не может, не тонет - деревянный, позвать друзей-рядом нет никого, пытались захватить крючком-не получается. Догадались вытащить при помощи магнита. А сколько интересного, нового, познавательного можно узнать, путешествуя с Капелькой. Например: На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Когда стеклянная банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Выявили свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, может иметь запах, вода принимает форму, узнают о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.)

Здесь же может возникнуть проблема, Капелька очень переживает, что в реке вода стала мутной! (проводим опыты с фильтром по очищению воды и вспоминаем, как беречь природу). Дальше отправляемся с Капелькой в путешествие и узнаем, что она принимает три состояния: твердое, жидкое, газообразное (круговорот воды в природе). Такие игры – эксперименты помогают, развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе.

Так год за годом, используя своих помощников – игры-опыты и эксперименты, мои дети обогащают свои знания, умения, они становятся добрее по отношению друг к другу, к окружающим и природе. Но как, же восполнить их опыт? Снова беру волшебную палочку. Нужно только дотронуться ею до чудо-сундучка и опять появятся другие мои помощники – воздух Невидимка, Песочная Фея, Самоделкин, который потерял свою гаечку в песке и дальше не может идти. Делаем предположения, как найти гайку (можно просеять песок или с помощью магнита). А еще к детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (Показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки? Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежат сита. А дальше нечаянно провели пальчиком по просеянной крупе и поняли, что можно рисовать удивительные картины, делать красивую аппликации и даже красить крупу.

И я, добрая фея, глядя на своих ребят, не перестаю восхищаться ими и радуюсь тому, что с помощью моих помощников дети научились думать, размышлять, видеть красоту окружающего мира, позволяют проникнуть им всей душой в этот удивительный, загадочный, неопознанный мир природы, таящий в себе тысячу загадок и тайн.

И самое главное, что знания добытые детьми самостоятельно с помощью таких игр всегда являются осознанными и более прочными.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность (младший дошкольный возраст)Познавательно-исследовательская деятельность (младший дошкольный возраст) Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря.

Удивительные опытыУдивительные опыты Ребёнок-природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживанийю Участвуя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство познания мира (эссе)
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 15:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД