Папки-передвижки

Игра — поход на богатырскую заставу. Занятие по духовно-нравственному воспитанию

Александра Александровна Займенцева
Игра — поход на богатырскую заставу. Занятие по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Игра — поход на богатырскую заставу. Занятие по духовно-нравственному воспитанию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №1 «Родничок»

Конспект по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе.

«Ира – поход на богатырскую заставу»

Воспитатель старшей группы :

Займенцева Александра Александровна.

Московская область, посёлок Лотошино 2013

Публикация «Игра — поход на богатырскую заставу, Занятие по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах

Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

-Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.

-Закрепить название древнего оружия богатырей.

-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.

-Познакомить с Ильёй Муромцем как святым (приставлен к лику святых)

Активизация словаря: Богатырь, Русь, застава, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, обряд - поклонение, молитва – оберег, завет, Илья – Муромец, Добрыня – Никитич, Алёша – Попович.

Оборудование: Картина В. М. Васнецова «Богатыри», изображение пропасти, реки, кощея – бессмертного, разного вида оружия, три дороги, камень на распутье, камушки, вырезанные из линолеума, дуб.

Предшествующая работа: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». «Алёша Попович и Тугарин змей»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол». «Никита – Кожемяка», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .

Рисование и лепка на темы: «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».

Беседы о богатырях; о славе богатырской; о Родине и её защитниках; заучивание пословиц и поговорок о Родине, о смелости, отваге.

Воспитатель : Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! (дети подсказывают)

Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина?

Дети: Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра, горы и леса.

Воспитатель : Как называлась наша страна раньше?

Дети: Святая Русь

Воспитатель : А почему её так называли?

Дети: Люди славили Бога и жили по его заповедям.

Воспитатель : Как называли себя наши предки?

Дети: Славяне

Воспитатель : Кто защищал Землю русскую?

Дети: Богатыри

Воспитатель : Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно сказать словом, рассказом или стихотворением?

Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…

Воспитатель : Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершавшие воинские подвиги. Богатыри стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Ребё нок: Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Воспитатель : А почему люди защищали свою Родину?

Дети: Сотворив прекрасный мир, Бог повелевал человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были и богатыри.

Воспитатель : Ребята, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да!

Воспитатель : Тогда нам нужно собираться в нелёгкий путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель : Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.

Голос: Пойдёшь направо

Деньги и слава,

Пойдёшь налево

Друзей потеряешь и не будешь смелым,

Двинешься прямо

Ждёт опасность и богатырская застава.

Воспитатель : И так, дети, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: Дорогу, которая идёт прямо

(Воспитатель идёт с детьми по дороге и перед ними первое препятствие.)

Голос: Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Соступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(на полу разложен канат, по которому детям надо пройти, руки на поясе)

Голос: Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)

1. Смелость – силе воевода

2. Тот герой, кто за Родину горой.

3. Кто смел, тот на коня сел

4. 4. За край свой насмерть стой.

5. Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

6. Сам погибай, а товарища выручай

7. С Родной земли умри, не сходи

8. Жить – Родине служить

9. Счастье Родины – дороже жизни

10. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой кто за народ идёт

11. Если дружба велика, будет Родина крепка

Голос: Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей – разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Надо пройти через реку по камушкам)

Голос: Здесь преграда, здесь кощей

Ест он много, много щей

Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

Динамическая пауза: «Богатыри»

Богатырь – вот он, каков:

Он силён, он здоров, (показывают силача)

Он из лука стрелял, (показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял (Показывают)

Зорко – зорко наблюдал. (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастём и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

Станем как богатыри! (Руки на пояс)

Голос: Все преграды покорились,

Дальше в путь вы все пустились.

Но, увы, не тут – то было

Вихрем всё вдруг закружило.

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевай,

И оружие скорее выбирай.

(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри)

(Предлагаю детям сесть на стульчики)

Воспитатель : Ребята, а знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»

Воспитатель : Дети, посмотрите вдаль, кого вы видите? (Появляется картина «Три Богатыря»)

Дети: Богатырей

Воспитатель : Вот они богатыри Земли Русской. Посмотрите, кто стоит в центре?

Дети: Илья Муромец!

Воспитатель : Знаете ли вы, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги, и не двигались руки. Много молился Илья и днём, и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо, постучались к нему калики прохожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля русская, защищать её надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец.

Воспитатель : А кто стоит рядом с Ильёй Муромцем?

Дети: Алёша Попович и Добрыня Никитич

Воспитатель : Обратите внимание на то, во что одеты богатыри?

Как называется эта часть одежды (показывает на картине)

Дети: Кольчуга

Воспитатель : Зачем она богатырю?

Дети: Чтобы война не ранили ни копьём, ни мечом, ни стрелой.

Воспитатель : Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду, вот какое благословение:

Мать: Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела, нет моего благословения

Отец: Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской.

Воспитатель : Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва?

Дети: Разговор с Богом.

Богатырь : Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но, чур, слову конец, делу венец.

Воспитатель : Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов не нападало на неё, хоть во много раз больше, чем наших воинов – дружинников, умела Русь и в горе и в беде, стоять насмерть! «Богатырская Русь» – значит сильная, непобедимая

-Ребята, в древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям, поэтому ему поклонялись и отдавали честь. А теперь мы встанем в круг и выполним с вами хороводный обряд – поклонение дубу. Я буду читать слова, и показывать движение, а вы за мной повторять.

У нас рос дубок - (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Вот таков!

Корень да его-

Вот так глубок, (Наклоняются вниз, показывают корень)

Листья да его –

Вот так широки, (Развести руки в стороны)

Ветки да его-

Вот так высоки. (Руки вверх)

Ах ты, дуб – дубок, ты могуч, (Медленно поднимают сцеплённые руки вверх)

На ветру ты дубок скрипуч. (Покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце)

Чтобы землю родную, защитить от врага!

Воспитатель : Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину.

Голос: А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням

Землю русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Воспитатель : К нам в гости пришёл батюшка, он вам сейчас расскажет про Илью Муромца, ведь его приставили к лику святых.

Слова Отца Иоанна.

Воспитатель : Сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Воспитатель : Ребята, вам понравился поход?

Дети: Да!

Воспитатель : Что больше всего Вам понравилось в походе, запомнилось?

Дети: ходить по камушкам, доказывать, что мы богатыри, что батюшка к нам в гости пришёл.

Воспитатель : А теперь я вам предлагаю листы – раскраски, которые вы сможете раскрасить дома с другом, братом, сестрой. Свои рисунки сможете показать родителям и рассказать о нашем походе.

Список использованной литературы.

1. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.

2. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. «Как устроен Божий мир». – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Просветительская деятельность кружка «Истоки»Просветительская деятельность кружка «Истоки» Одной из форм работы кружка духовно-нравственного воспитания «Истоки» является просветительская деятельность. Это и встречи со священнослужителями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра — поход на богатырскую заставу. Занятие по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 20 марта 2013 в 21:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра — поход на богатырскую заставу. Занятие по духовно-нравственному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Александра Александровна Займенцева (УИ 86903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД