Александра Сулейманова
Играем с куклой — развиваем речь.
▼ Скачать + Заказать документы
Играем с куклой – развиваем речь.
В раннем возрасте идёт активное развитие словаря. Задача взрослых – пополнять словарный запас детей, приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать коммуникативную, активную речь и познавательную потребность. Речь ребёнка развивается через подражание и включается в практические предметные действия. Важно научить ребёнка слушать и понимать речь взрослых, подражать им. Включённость слова в определённые действия – важный принцип формирования активной речи.
Публикация «Играем с куклой — развиваем речь,» размещена в разделах
«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует использовать разнообразные обучающие игры по развитию речи с использованием куклы. Но первое знакомство с куклой я провожу в непринуждённой обстановке. Кукла приходит к детям в гости. Мы рассматриваем её, отмечаем, во что она одета, где у неё глазки, рот, щёчки и др. Дети узнают, что кукла умеет сидеть, стоять, закрывать глазки, с ней можно потанцевать и т. д. Важно вызвать интерес к кукле. Провожу такие обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться на прогулку», «Поможем кукле Кате выбрать мебель», «Купание куклы Кати» и др. Во время таких игр даю детям новые знания о предметах: название, цвет, качество предметов, знакомим с обобщающими словами.
Игровые умения дети приобретают не только во время таких игр, но и в процессе самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста ещё не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, у них есть отдельные фрагменты игр. Чтобы активизировать речь детей в играх с куклой, можно использовать различные приёмы, стимулирующие развитие речи.
- Разговор с самим собой. Когда ребёнок находится недалеко, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьёт молоко». – Распространение. Когда ребёнок выполняет какое – то действие, например, кормит куклу, можно спросить: «Что кушает твоя кукла? (кашу). Можно продолжить: «Гречневая каша очень вкусная. Кашу едят ложкой». Этим приёмом постепенно подводим ребёнка к тому, чтобы он овладел более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
- Приговоры. Если видим, что ребёнок сидит и качает куклу в кроватке, можно спеть песенку, или прочитать потешку. Это доставляет им огромную радость. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить их в свои игры.
-Выбор. Предоставляется ребёнку возможность выбора. «Ты на чём хочешь покатать куклу, на машине или на коляске?». Вопросы: где? Куда? Почему? – побуждают детей к активным высказываниям.
- Провокация. «Не понимаю, что тебе надо, чтобы уложить куклу спать». Это активизирует речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
- Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребё нка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот приём, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт. Каждое новое слово должно нести определённое значение и опираться на определённую ситуацию. С куклой можно потанцевать, поводить хоровод. Дети с удовольствием подпевают знакомые песни, двигаются.
Называя предметы, их свойства, действия с ними, выделяя назначение предметов – мы расширяем запас понимаемых детьми слов. Побуждая детей к повторению услышанного, увеличиваем их активный словарь, способствуем общению ребёнка с взрослым и другими детьми. Игры с куклой готовят детей к будущим сюжетно-ролевым играм, развивают воображение, содержат нравственные нормы (кукла плачет – надо успокоить, активизируют речь детей.