Приложение МААМ

Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет

Ольга Захарова
Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы ребенок был успешным в играх с детьми, в общении со взрослыми, в обучении в школе необходима хорошо развитая связная речь.

Я предлагаю речевые игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге речь вашего ребенка станет богаче и разнообразнее. В эти игры можно играть всей семьей, в выходные дни, праздники, будними вечерами. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности. Играйте вместе с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам.

Публикация «Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет» размещена в разделах

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов :

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

«Что общее?»

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар —.

тарелка, ваза, чашка —.

лист, трава, крокодил —.

«Отгадай,что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов : ромашка - (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных слов нужное и называет пару: «Ромашка – цветок».

Помидор — огород, яблоко - (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник - (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка - (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол - (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож - (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом - (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка - (стол, зерно, нож).

Окно — дом, глаз - (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор - (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог - (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко - (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп - (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь - (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица - (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол - (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка - (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет - (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет - (задача, число, вопрос)

«Подбери нужное слово» (смысловые ряды)

Гвоздь — молоток, шуруп.

Дом — крыша, книга.

Квадрат — куб, круг.

Птица—яйцо, растение.

Хорошо — лучше, медленно.

Огонь—пожар, вода.

Зерно — амбар, деньги.

Электричество — выключатель, вода.

Одежда — голый, обувь.

Школа—обучение, больница.

Человек — ребенок, собака.

Резина — шина, сталь.

Птица— гнездо, человек.

Пальто — пуговица, ботинок.

Утро — ночь, зима.

Слова для справок : отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

«Назови части». Возможны два варианта:

а) по картинке; б) по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик —. , дом —. , дерево —. , часы —.

«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Слова – «неприятели»

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, черный.

Давать, продавать, брать.

Тяжелый, длинный, легкий.

Покупать, продавать, отдавать.

Короткий, маленький, длинный.

Говорить, идти, молчать.

Хороший, светлый, плохой.

Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Лев смелый, а заяц.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья иногда ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

«Подбери слова-«неприятели»

утро — говорить — восход — взял —

весна — нашел — зима — забыл —

добро - уронил — друг — насорил —

грязь — ложиться — жара — одеваться —

Близко — редко — медленно — рано —

темно — низко — легко — можно —

трудно — радостно — много — плохо —

сухо — широко — ярко — высоко —

чисто — мокро — светло — быстро —

«Сравни наоборот»

Используются слова : больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

«Чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами»

Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.

Выбери из трех слов два слова-«приятеля»

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

«Придумай слова-«приятели» к данным словам»

здание — (дом, идти — (шагать, льется — (течет, печаль — (грусть, глядеть — (смотреть, конь — (лошадь, торопиться — (спешить, солдат — (боец, крошечный— (маленький, Отчизна — (Родина, смелый — (храбрый, приятель — (друг, прежде — (раньше).

Я думаю, что вы с пользой и интересом провели время! Играйте вместе с ребенком!

С уважением логопед Ольга Вячеславовна.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем»Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Играем с пальчиками, развиваем речь Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет Дорогие читатели.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 6–7 лет» Многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть.

Памятка для родителей старшего дошкольного возраста «В игры играем — внимание развиваем». Уважаемые родители, быстро пролетят месяцы, дни и ваш ребенок пойдет в школу, и, наверное, вам не безразлично как он будет учиться. Одним.

Проект «Играем — речь развиваем» МБОУ «Шадейская средняя общеобразовательное школа» структурное подразделение для детей дошкольного возраста УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора.

Развиваем логику. Игры с детьми 5–6 лет Умственное развитие ребенка - это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения,.

Развиваем речь, играя! Речевые игры с детьми 2–4 лет Речевые игры для детей 2-4 лет. Главным средством развития речи ребенка является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь,.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5–6 лет» Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать.

Рекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возрастРекомендации для воспитателей «Играем — речь развиваем. Игры по картинкам». Старший дошкольный возраст В ходе игр по развитию речи у детей обогащается словарный запас,они учатся правильно строить речевые высказывания,уточняют и закрепляют.

В игры играем — восприятие развиваем. Памятка ! Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков. Напишите ряды цифр и букв некоторые из которых написаны не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 12:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем словарный запас ребенка 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Захарова (УИ 1110946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД