Наталья Кноблох
Игровая деятельность как ведущая деятельность в обеспечении психоэмоционального комфорта детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность, как ведущая деятельность в обеспечении психо-эмоционального комфорта детей.
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит и жучит.
Борис Слуцкий.
Я думаю, что ни у кого не возникает вопроса, почему игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью.
Игра – естественная и самая любимая деятельность дошкольников. В процессе игры ребенок чувствует себя комфортно, в игре он развивается, познает мир, общается. Играя с детьми, мы обязательно должны быть доброжелательными и отзывчивыми. Дети очень легко заряжаются эмоциями, как хорошими, так и плохими.
Публикация «Игровая деятельность как ведущая деятельность в обеспечении психоэмоционального комфорта детей» размещена в разделах
Особое место в детской деятельности занимают игры, которые создаются самими детьми – это творческие или сюжетно-ролевые игры. В таких играх дети проигрывают всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях. Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков. Эти игры эмоционально насыщены и доставляют каждому ребёнку радость, удовольствие уже самим своим процессом.
Самые любимые игры у детей те, где дети могут двигаться много и свободно. Но такие игры действуют возбуждающе на детей, поэтому предпочтение им отдать лучше на прогулке, в спортзале и конечно не перед сном. Подвижные игры дают эмоциональный настрой, бодрость духа, способствуют выплеску эмоций.
В группе двигаться детям тоже очень хочется. И я думаю, что здесь выход – это игры с музыкальным сопровождением. Музыка, как известно, творит чудеса: может взбодрить, а может успокоить. Можно подбирать игры различные по виду двигательной активности, с проговариванием слов и уже со словами. Музыкальные игры способствует психо-эмоциональному комфорту детей. В такие игры можно играть после сна, перед зарядкой, если остались в группе без прогулки или по желанию детей.
У детей, как и у взрослых, бывает разное настроение. А отсюда и выбор игры. Бывает что, просто хочется заняться чем-то спокойным. Тогда выбор таких игр, как мозайка, строительные, настольные, дидактические. Так же такие игры помогают переключать детей на спокойное и комфортное состояние.
Дети очень рано начинают понимать эмоции. Поэтому можно рано начинать играть с ними в игру - «Тренируем эмоции». Эта игра хорошо помогает детям выражать свои эмоции и понимать чужие. Например: нахмурься как осенняя тучка, покажи как ты рассержен, покажи какой ты веселый, улыбнись как кот греющийся на солнце и т. д. Есть ещё похожая игра - «Конструктор эмоций». В этой игре набор лиц женских и мужских, причёсок к лицам (можно подобрать не только по полу, но и по возрасту, бровей, глаз и губ выражающих разные эмоции. Эти игры можно применять в различных вариантах. В моей педагогической копилке есть 2 диска с программами, разработанными психологами специально для детей – «Так не так», «Что такое хорошо и что такое плохо», где после прослушивания стихотворения, сказки или песни можно «выложить» свое настроение. А так же можно просто с помощью «конструктора эмоций» показать и своё настроение в данный момент. Помогает очень хорошо детям переключиться с проблем и обеспечить комфортное состояние.
Хорошо для снятия напряжения у детей применение физминуток в игровой форме. Дети с удовольствием переключаются, отвлекаются. У нас очень много физминуток со словами и с музыкальным сопровождением. Такие физминутки можно применять не только во время непосредственно – образовательной деятельности, но и в других режимных моментах и свободной деятельности.
В детском коллективе без ссор практически не обойтись. Дети всегда из-за конфликтов очень переживают. Чтобы разрядить обстановку и как можно быстрее забыть о ссорах и обидах, играем в «Мирилочки». Помогает здорово! Тем более не всегда ссора настолько серьезна, насколько дети переживают. Уделили внимание проблеме и всё в порядке.
Особое внимание хочется уделить играм на расслабление. Подготовку к релаксационным играм лучше начать с психо-мышечной тренировки - «Кулачки», «Замедленное движение» и другие. Их можно начинать проводить с конца младшей группы. А в средней приступить к релаксационным играм. С помощью этих игр дети учатся расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение. Особенно детям нравятся такие игры как: «Прогулка в лес», «Волшебный сон», «Плавание на облаках». При применении релаксации необходимо учитывать возрастные особенности детей. В младшей группе релаксационные игры не будут давать желаемого результата - в силу возрастных особенностей, не достаточно развитого воображения. А вот начинать работу в этом направлении можно с младшего возраста: есть специальные комплексы подготовительных игр и упражнений для детей с трёх лет.
Выполнение таких игр и упражнений детям очень нравится. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребёнок получает то, в чём ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов : познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Дети приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Для снятия психо – эмоционального напряжения у детей очень хорошо использовать специальные упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребёнка. Упражнения в основном направлены на расслабление частей или целого организма. Этюды на сохранение и укрепление психического здоровья. Игры на снятие возбуждения, тревожности, усталости.
Так же очень хорошо применять психологические игры, которые направлены на то, чтобы помочь детям понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу и конечно обеспечить психо – эмоциональный комфорт. Такие игры включают в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей, а использование в работе с детьми метода цветоассоциации помогает определить своё эмоциональное состояние с последующей стабилизацией эмоционального состояния. А групповые игры способствуют сплочению детского коллектива, учат детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Сборник с классической музыкой для релаксации помогает корректировать психо – эмоциональную сферу ребёнка. Например, для активации жизненных сил использую муз. Ревеля «Паванна», «Болеро», для формирования оптимистического настроения танцевальную музыку из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, для преодоления чувства стыда и застенчивости муз. И. Брамса IV симфония…
Для успокоения, расслабления перед сном можно использовать игры-стихи – «усыплялки». Такие игры оберегают от чрезмерных впечатлений и эмоций, накопленных за день, успокаивают, и даже лечат. Ведь недаром слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц. В ходе таких игр используется спокойная мелодия, которая способствует замедлению пулься, расширению сосудов, упорядочению мозговых ритмов, психо – эмоциональному комфорту. «Усыплялки» хорошо сопровождать поглаживаниями ручек, спинки, волос, лба и бровей. При проведении таких игр можно проговаривать знакомые стихи, напевать колыбельные, рассказывать постепенно переходя на шёпот.
В заключение хочется отметить, что когда дети заняты, им интересно, когда в группе спокойная, дружелюбная обстановка, когда все силы педагога направлены на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта каждого ребенка с помощью игры, вот тогда каждому ребёнку и будет обеспечен психо – эмоциональный комфорт.