Наталья Попова
Игровая поддержка детей дошкольного возраста. Хороводные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Хороводные игры как часть русской культуры.
Почему мы обратились к хороводам? Потому, что ищем и определяем для себя такой стиль работы, который бы помог нам ввести ребенка в мир культуры не утомительными и принудительными способами, а разжег бы в нем Божью искру, что есть в каждом от рождения, в яркий неугасимый свет; помог бы ему с легкостью и непринужденно устанавливать связи и контакты с окружающим его миром.
И самый важный, яркий способ, по нашему мнению, подсказывает нам игра, о которой достаточно много говорится сейчас.
Публикация «Игровая поддержка детей дошкольного возраста, Хороводные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Давайте попробуем вспомнить, какое место занимали хороводы и хороводные игры на Руси, когда они «игрались» и для чего. Старожилы говорят о том, что хороводы раньше не водили, а играли. В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ. Хоровод отражал в себе всю жизнь народа: были хороводы семейные, трудовые. Военные, любовные.
Самое первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда, нет никаких источников, указывающих на то, где и когда они появились на земле русской. Есть множество мнений о том, как появилось само это слово – его связывают и с латынью, и с греческим языком. Изменение в звучании оно претерпевало множество раз: chorobateo(гр.) – ступаю в хоре, choros – лик поющих и танцующих, ago – веду.
Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы переименовали хоровод в корогод, карпато-руссы – в коло, круг.
Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы не знаем ничего более значимого. Занимая собой три годовые эпохи – весну, лето и осень, - хороводы представляют собой особенные черты нашей народности – разгул и восторг! В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых созданий. В этом только аспекте наша народность не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, и мы останемся без творчества, без жизни. Этим-то и отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.
Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Но, неся в себе огромную бытовую, эмоциональную и полоролевую нагрузку, хороводные игрища были запрещены церковью, как отрицательно влияющие на подрастающее поколение.
И вот, в какой – то момент, хороводы потеряли, оставили в стороне свою ИГРОВУЮ нагрузку. Забылась или специально стала предаваться забвению смысловая, эмоциональная часть содержания хороводов: познакомить, свести незнакомых людей, дать им проявить, показать себя: молодцам – показать себя удальцом, бойцом (пример: присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения (и шить, и готовить, и за детками малыми присматривать да приглядывать, да и веселиться тоже мы, мол, умеем) А откуда пошли подмигивания, помним ли мы это? Да просто все очень, девица на выданье не смела глаз поднять на чужого, все в пол смотрела, а ведь охота взглянуть хоть краешком глаза, кто там, рядом, кто на неё внимание обратил, а разве не охота свои глаза, озорные или с поволокой, показать, вот и стали они глазами в стороны «стрелять», вот так и появились подмигивания!
В хороводах очень много символики, которую знали все участвующие и вкладывали именно нужный смысл в ведомый хоровод. Так раскрывающийся хоровод значил восход солнца или образование новой пары, суженых, т. е. нового союза.
Так вот, самые существенные моменты этих хороводных игр специально умалчивались, опускались или так адаптировались, что игра превращалась только в хореографически – вокальное действо. Больше всего от этого страдали хороводы «поцелуйные», что в совокупности с другими причинами влияло на обострение проблем половой невоспитанности подрастающих поколений. Вот примеры таких хороводов:
- во городе царевна, царевна, царевна,
Зовут её Елена, Елена, Елена.
По городу ходила, ходила, ходила.
Златым кольцом звенела, звенела, звенела.
Царевича манила, манила, манила,
Поди сюда, царевич, царевич, царевич,
Поди сюда поближе, поближе, поближе,
И кланяйся пониже, пониже, пониже,
Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,
Целуйся помилее, милее, милее!
Ещё того милее, милее, милее!
И, если, по мнению хоровода, поцелуй был недостаточно милым, то последнюю строчку могли повторять несколько раз.
После подобных действий хороводные игры ушли из быта молодежи совсем, а такое понятие, как «хороводница» исчезло, будто его и не было никогда. А ведь это были всеми уважаемые, почитаемые женщины, что следили за сохранением обычаев, традиций, передавали их молодому поколению, обучали всех правилам этих игр, которые диктовались не столь просто их необходимостью, сколь социо – природной сообразностью, логикой самой природы. Например, были такие хороводы, в которых могли принимать участие только незасватанные девушки и холостые парни.
А при случае, эти же хороводницы могли быть и свахами, и бабками – позыватками на пирах, и даже плакушами на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый хороводницами.
И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива. Но всегда надо помнить и о том, что народные игры – это не планово – педагогическое явление, они возникают всегда после дела, причем выглядят всегда как потеха, шутка, на самом деле являя собой тоже очень важное дело – дело по подготовке к новым трудам, занятиям. Именно через такие игры молодежь получала новые силы и умения.
Русская хороводная игра "У дяди Трифона"
Русская хороводная игра "Золотые ворота"
А так мы играли на семинаре с педагогами.
Давайте возрождать хороводные игры вместе!