Получи документы

Игровая среда современного ребенка. Психологический потенциал игрушки

Наталья Вересова
Игровая среда современного ребенка. Психологический потенциал игрушки
▼ Скачать + Заказать документы

…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом… К. Д. Ушинский

Человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет.

Ф. Шиллер

Игровая среда современного ребенка.

Психологический потенциал игрушки.

Публикация «Игровая среда современного ребенка, Психологический потенциал игрушки» размещена в разделах

Игровая среда ребенка в стремительно меняющемся мире становится все более значимым фактором интеллектуального, нравственного и духовного развития юного человека.

Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Игровая среда, как любая развивающая среда не может быть построена окончательно. Завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Первоначальный период построения среды — два месяца, а далее — её необходимо насыщать и реорганизовать. Примерно один раз в два месяца часть материалов и игрушек необходимо заменять, оборудование переставлять.

Современные подходы к определению предметной развивающей (игровой) среды дошкольных учреждений

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно на взрослых возлагается ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. ответственность по организации предметно-пространственной среды.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Сековец и др.

Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки.

Большинство специалистов используют концепцию развивающей предметной среды доктора психологических наук С. Л. Новоселовой. Развивающая предметная среда автором понимается система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т. е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды ребенка следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для этого действия.

Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, то ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды». Развивающая предметно игровая среда ДОУ – система условий, обеспечивающих: развитие всех видов детской деятельности; развитие и коррекцию отклонений высших психических функций; становление личности каждого ребенка.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и нормам:

– дизайн может быть разнообразным в зависимости от условий и возможностей учреждения.

– мебель, предметно-игровая и развивающая среда должна соответствовать психофизиологическим особенностям детей данного возраста.

– оформление – приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика).

предметно-игровая среда - разнообразная, многофункциональная и вариативная.

Компоненты предметно-развивающей среды

I. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов (Е. А. Кузьмин. И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды :

1. Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями

2. Преобладающее позитивное настроение;

3. Авторитетность руководителей;

4. Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

5. Сплоченность;

6. Продуктивность взаимоотношений.

II. Пространственно-предметный компонент

В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка» :

1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

2. Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

3. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

III. Психодидактический компонент

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

(В. А. Ясвин «Образовательная среда от моделирования к проектированию», М., 1997).

Центром «Дошкольное детство» им. Запорожца разработаны новые технологии организации предметно-развивающей среды на примере групп раннего возраста.

В процессе эксперимента были получены данные, показывающие, что умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.

На основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды, на основе которых проходит ее организация.

Принципы организации предметно-развивающей среды

(//управление ДОУ. - № 5, 2010)

1. Безопасность — в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты. Это способствует большей самостоятельности ребенка, освобождает родителей от необходимости контролировать каждое его действие.

2. Доступность — используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему чувствовать себя самостоятельным.

3. Яркость, привлекательность.

4. Постоянство — оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

5. Свобода выбора — на занятии есть четкая структура, которой должны придерживаться все дети. Но если ребенку хочется делать что-то другое, и это не отвлекает внимание остальных детей, ему это разрешается. Во время свободной игры ребенок сам выбирает игрушки, а взрослый следует его интересам.

6. Насыщенность — наличие оборудования для двигательной активности (горка, мягкие модули, лесенка, материалов для продуктивной деятельности (краски, пластилин, тесто, оборудование для игры с песком, водой и т. д., игрушки (активные центры, куклы, наборы животных, кнопочные и музыкальные игрушки, дидактический материал, материалы для совместных игр (мыльные пузыри, обручи, мячи, платки). Каждая группа игровых средств становится доступной для детей во время занятий. Каждому ребенку выдается игровой набор (строго одинаковый для всех, использующийся на занятиях: матрешка, пирамидка, мозаика, блоки Дьенеша, материал для конструирования.

7. Предметная развивающая среда построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек. В уголке для мальчиков расположены конструктор, машины, инструменты; у девочек — кухня, обеденный стол, кроватки с куклами.

Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

1. Психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т. д.);

2. Количественного соотношения мальчиков и девочек ( например 50:50; 90:10);

3. Социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

4. Окружающей социальной практики (город, поселок, село).

Еще одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений, причем из женских «предпочтений», т. к. выбор в основном осуществляется женщинами.

Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для детского сада» предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности ребенка.

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка :

- игровая;

- продуктивная;

- познавательско-исследовательская;

- двигательная.

Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:

- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка, целостную, многофункциональную среду;

- Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;

- Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;

- Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

Материальная база должна включать следующие разделы:

I. Оборудование помещений для создания развивающей среды

II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка :

• оборудование для развития общих движений;

игровые средства для развития мелкой моторики;

игровые средства для развития сенсорного восприятия;

игровые средства для развития мышления;

игровые средства для развития речи и языка;

игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

игровые средства для социально-эмоционального развития;

игровые средства и материалы для творческого развития;

игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

Предметная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать задачи возраста.

Создание родителями домашней игровой среды

В дошкольном возрасте основной составляющей предметно-пространственной среды является детская игрушка. На сегодня очевидно изменение всех выше перечисленных условий существования ребенка – начиная от бытовых и заканчивая общественными. Изменились и игрушки наших детей. Изменилась и сама игровая деятельность. Как вследствие этого изменилась среда ребенка?

Анкетирование выборки родителей детей средних, старших и подготовительных групп МБДОУ "Детский сад № 62" (февраль 2011 г.)

1. Возраст родителей

2. Любимая игрушка ребенка

3. Чем руководствуются при выборе игрушки?

4. Где родители покупают игрушки?

5. В какие игры чаще всего играете дома?

6. Как часто вы покупаете игрушки?

Родители уверенно называют любимые игрушки детей, особо выделяя машинки, куклы, конструкторы и Lego (как особый вид конструкторов).

Большинство родителей предпочитают покупать игрушки в специализированных магазинах (64%, в магазине «Детский мир» (32%, других магазинах (25%) и лишь малая часть (7%) приобретает игрушки исключительно на рынке, ориентируясь на их невысокую стоимость как главный показатель при выборе.

Современные родители весьма разборчивы, и при выборе игрушек для детей ориентируются на их качество (39%). Опасения вызывает то, что 71% родителей ориентируются при покупке на «выбор ребенка» (а мы знаем, что он может быть сиюминутным или подражательным – «хочу как у Миши, Маши, Саши.», 62% думают о психологическом и педагогическом влиянии игрушки, а 7% –смотрят на цену.

Сейчас наметился некий тренд при выборе родителями игрушек – все они хотят получить в магазине развивающую игрушку для своего ребенка, чтобы она не только развивала мыслительные процессы, память, внимание и т. д., но и попутно полностью заменяла функцию сотоварища ребенку по играм. «Купил – отдал ребенку – забыл». И производители игрушек вовсю пользуются такими запросами общества. Во всех инструкциях можно встретить перечисление развивающих свойств игрушки. Получается, что игрушки для игры переориентированы в игрушки для развития.

Потому и 79% родителей указывают на превалирование занятий с ребенком в развивающие, настольные игры, затем идут подвижные сюжетно-ролевые и (25% и 18 % соответственно) и компьютерные – 21%.

Сейчас слишком много появилось помимо традиционных игрушек совершенно новых, невиданных ранее – трансформеры, пауки, пони, динозавры и т. д. В большинстве случаев игрушки покупаются стихийно (часть опрошенных родителей покупает игрушки по собственному желанию). Родители очень часто покупают игрушки, тем самым, перенасыщая игровую предметную среду детей, что ведет к небрежному обращению по отношению к игрушкам, неумению правильно выстраивать игровые сюжеты, да и попросту неумению играть и ориентироваться среди многообразия предметного мира детской комнаты или игрового уголка. Большинство родителей на вопрос «Как часто Вы покупаете игрушки своему ребенку выбирали ответы – по праздникам и по желанию ребенка (32% и 46% соответственно, каждую неделю (21%).

Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры. К сожалению, большинство современных игрушек, продаваемых в магазинах, представляют собой другую культуру, которая не настолько ещё пока характерна для нас. А ситуация с производителями игрушек на российском рынке такова, что 70% занимают игрушки китайского производства, 20-22% – европейские игрушки и только 8-10% рынка приходится на игрушки отечественных производителей. По результатам опроса лишь 7% родителей обращают внимание на производителя. Таким образом, можно говорить о возникновении новой домашней игровой среды современных детей, создаваемой родителями. Она формируется игрушками зарубежных производителей, иногда воплощает недоигранные в детстве фантазии самих взрослых, пытается развивать, а иногда даже и подменять живое общение. Она насыщенна, но несколько хаотична. Она переполнена игровыми предметами и не всегда оставляет место для самой игры. Она часто бывает агрессивна. Какими вырастут дети этой новой среды, и что будут проигрывать уже со своими детьми – покажет время.

Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Игрушка - предмет для обучения, развития и воспитания, средство диагностики психического состояния и личностного развития, коррекции и реабилитации.

Игрушка – это одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Игрушка является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

Значение детской игрушки сложно переоценить. Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, инструмент, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником, а также средство обучения, средство развлечения. Для ребенка игрушка – источник радости, предмет для творчества, психологическое средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.

Развитие познавательной сферы зависит от действий ребенка с дидактическими (обучающими) и автодидактическими игрушками (пирамидками, игрушками-вкладышами, уменьшенными копиями орудий труда и т. п., а развитие эмоционально-нравственной – от действий с куклами и, особенно, мягкими игрушками.

В своих работах Г. Фейн предлагает разделить игровой материал на три категории:

1) реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов);

2) прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом - через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и игнорирование его второстепенных деталей);

3) полифункциональные предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики, которые могут выступать как заместители разных реальных предметов.

Американский психолог А. Г. Лэндрет, также рассматривающий игрушку как средство развития психики ребенка, особый акцент делает на психотерапевтический принцип ее воздействия. В этой связи он выделяет три класса игрушек.

Первый класс представляют игрушки, которые помогают непосредственно выражать гнев, страх, соперничество с братьями или сестрами. К ним исследователь относит игрушки из реальной жизни : различные куклы, в том числе и Гамби (куклы с «пустым», неразрисованным лицом, которые могут изображать членов реальной или воображаемой семьи ребенка; машины различного вида, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

Второй класс – игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, куклы «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т. п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

Третий класс - игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.

Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

• провоцируют его на агрессивные действия;

• вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать, как играющие партнёры (сверстники, взрослые, так и сама игрушка;

• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребёнка.

• провоцируют его на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

• остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);

• многовариативность;

• открытость (возможность придумывать новые задания);

• разнообразие по уровню сложности;

• возможность применения группой детей;

• использование различных фактур;

• полифункциональность, обеспечивающая гибкое использование игрушки в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях;

• возможность применения в совместной деятельности, т. е. пригодность игрушки к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого, способность инициировать совместные действия;

• дидактическая ценность, обеспечивающая возможность использования игрушки в качестве средства обучения ребёнка.

• эстетическая ценность, позволяющая использовать игрушку как средство художественно-эстетического развития ребёнка, приобщающая его к миру искусства.

Чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.

Игрушка как средство психического развития ребенка

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирование, в раннем возрасте — предметная деятельность, в младшем школьном — учебная деятельность. Обратимся к последовательному анализу игрушек, которые соответствуют перечисленным видам детской деятельности.

Младенческий возраст

В младенческом возрасте современный ребенок получает игрушки, которые способствуют развитию ориентировочного поведения. В первые два-три месяца ребенок уже может следить за игрушками, которыми манипулирует взрослый. Ребенок взирает на яркую игрушку, слышит присущие ей звуки (погремушка — гремит, колокольчик — звенит) и получает от склонившегося над ним взрослого положительные эмоции. Мать учит ребенка следить за игрушкой : она так организует восприятие ребенка, что он волей-неволей фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения; затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки влево и вправо от его взора. Ребенок напрягается и поворачивает головку вслед за ускользающей из поля зрения игрушкой. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание игрушки придает ей дополнительную привлекательность — ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие.

Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее

обеими руками, а затем одной рукой Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат – шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара. Ребенку второго года эта погремушка напоминает театральную куклу, которая всегда может исполнить нужную роль.

Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.

Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная и цветовая композиция. Мелкие детали свободно проходят через более крупные. Дети конца первого и начала второго года жизни могут составлять из бус почти несметные композиции, напоминающие забавные игрушки.

Отличной игрушкой для младенца будет каруселька-мобиль – подвижная конструкция с пластмассовыми или тряпичными фигурками животных или геометрическими фигурами. Эта игрушка развивает у вашего малыша зрение, а именно: стимулирует зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз. Кроме того, эта игрушка помогает развивать и слуховые восприятия крохи, благодаря проигрыванию мелодии. Его нужно закреплять на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Рекомендуется раз в 4-5 дней менять игрушки, чтобы малыш знакомился с новыми объектами.

В период от двух-трех месяцев и до года ребенок благодаря взрослому учится манипулированию, которое становится ведущей деятельностью. С самого начала мама или другие члены семьи обращаются с младенцем так, как будто тот может включиться в игру, в общение по поводу игрушки. Взрослый втягивает ребенка в общение посредством игрушки, которой он манипулирует в поле зрения ребенка, или, напротив, слева или справа от его взора. Ребенок реагирует на звук, поворачивает на него головку и находит взором игрушку.

Еще одной полезной игрушкой для новорожденного послужит развивающий коврик. Этот разноцветный яркий коврик поможет стимулировать развитие и рост ребёнка. На специальные стойки коврика подвешиваются игрушки, которые, как и в карусельке, можно периодически менять. Польза коврика для мамы состоит в том, что помогает выкроить драгоценное время для домашних забот, пока малыш увлечённо занимается разглядыванием игрушек. А вот мамы-рукодельницы могут ещё и сэкономить, пошив такую развивающую игрушку собственными руками.

Для того чтобы ребенок развивался, не следует его бодрствующего оставлять в кроватке без игрушки. Трехмесячный ребенок уже не только смотрит на подвешенные игрушки, но и тянется к ним, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка.

Все множество вариантов игрушек несет в себе эталонные формы и цвета,

выработанные человечеством. Восприятие сенсорных эталонов на бессознательном младенческом уровне подготавливает дальнейшее усвоение оперативных единиц восприятия. Как это ни удивительно, но после трех месяцев появляются предпочитаемые игрушки, ими ребенок манипулирует охотнее и чаще; здесь имеют значение форма, цвет игрушки и другие ее качества. Конечно, в столь малом возрасте действия ребенка еще плохо скоординированы.

Необходимо тщательно подбирать игрушки для младенца. В наборе для младенца должны быть прежде всего легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки. Их можно постоянно мыть, они легкие и красочные. В качестве предметов для игры можно дать младенцу бумагу (с мягким краем, чтобы не было пореза). Бумага шуршит, меняет под детскими пальчиками форму, что вызывает у малыша ориентировочное поведение. Специальные книжки-игрушки доставляют подросшему малышу четырех-пяти месяцев большую радость — он складывает и раскладывает развороты, вместе со взрослым смотрит на рисунки и тычет пальчиком в разноцветные картинки. Если он при этом стремится взять книжку в рот, взрослый должен переключить его внимание.

Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мать действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить вслед за ней некоторые действия. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками.

Манипулирование с погремушкой дает возможность ребенку уловить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ребенка к воспроизведению одних и тех же действий, что и приводит к их освоению. Таким образом, погремушки способствуют развитию зрения, двигательных координации.

Помимо действий, функционально заложенных в погремушке, ребенок шести-семи месяцев начинает производить с ней все действия, которые он усвоил в манипулировании многими предметами: он размахивает, стучит, лижет, трогает пальчиком отдельные детали погремушки или элементы рисунков в книжке.

От месяца к месяцу манипулирование с погремушкой усложняется. В семь-восемь месяцев ребенок уже по-разному манипулирует разными игрушками.

Помимо пластмассовых погремушек ребенку надо давать резиновые игрушки-пищалки (это могут быть всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки). С ними можно затевать простые игры. Мама спрашивает: «Где Ваня?» (резиновый мальчик). Ребенок ищет игрушку глазами, находит и тянется к ней или просто смотрит. Мама поддерживает его усилия: «Вот он Ваня!» Она эмоционально подкрепляет ребенка : «Молодец! Нашел Ваню!» С куклой можно играть: укладывать спать, отправлять на прогулку и пр. Такая игра опережает развитие самого; малыша, но она ведет за собой это развитие. Если ребенок, еще пока не способен ни в какой форме принять участие в игре, не надо волноваться. Он все равно примет такую игру через месяц.

В игрушечных магазинах можно найти различные музыкальные телефоны, игрушки со световыми и звуковыми эффектами. Полезными также будут двигающиеся собачки или гусенички, которые от прикосновения начинают двигаться, тем самым развивая у малыша навык ползания. А если такой собачка ещё умеет лаять, проигрывать различные мелодии, нюхать след и звать малыша за собой, то эффект от такой игрушки будет ошеломляющим!

Популярность также получили развивающие игрушки с сенсорными кубиками. Сенсорные кубики предназначены для развития органов чувств малыша: осязания, зрения и слуха, а также развивать конструкторские способности.

Младенцам кроме погремушек нередко дарят металлические и мягкие игрушки. С ними надо немного подождать: металлическая игрушка может нанести травму ребенку, а мягкие игрушки трудно держать в санитарном состоянии.

В девять месяцев ребенок, с которым постоянно занимаются, легко находит в своей книжке изображения и правильно называет их. «Где зайка?» Где волк?», — спрашивает взрослый, и малыш с радостью указывав на изображение. «Где у киски глазки? А ушки? А носик?» Это следующий этап освоения картинок. И снова можно сказать, что не имеет значения, если ребенок в данный момент не может показать то, что требуется. Очень скоро он этому научится.

Ребенку этого возраста можно давать карандаш и бумагу. Малыш с радостью манипулирует этими предметами: завертывает карандаш в бумагу, стучит им по бумаге, рвет, мнет, берет в рот; при этом он может случайно коснуться очином карандаша бумаги, и на ней останется след. Заметив нечто новое, малыш будет стараться повторить штрихи. Таким образом, он практически осваивает способы воспроизведения и регулирования своих действий, что имеет большое значение для его сенсорного и умственного развития.

К концу младенческого возраста следует много разговаривать с ребенком по поводу игрушек и предметов обихода. У ребенка в этот период формируется пассивный запас слов (он начинает связывать звучащее слово конкретным предметом, это - основа для развития активной речи.

Остановлюсь ещё на интерактивных музыкальных книжечках. Такие необычной формы книжки-игрушки учат малыша буквам, цифрам, формам, цветам и названиям животных. Книжки содержат красочные рисунки и стишки. А, нажимая на кнопочки, можно услышать песенки и разговоры действующих героев.

Что же касается мягких игрушек, то их надо показывать ребенку, учить его нежному отношению к таким игрушкам : мать вдвоем с ребенком гладят, например, мишку, обнимают его, укладывают спать. Мягкая игрушка, возможно, будет с ребенком многие годы. Поэтому выбор ее серьезное дело; она должна быть красивой и приятной на ощупь.

Раннее детство

В раннем детстве, когда ведущей становится предметная деятельность, ребенку подбирают новые игрушки. Из числа действий, которыми в этот период овладевает ребенок, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные отношения; например, складывание всевозможных пирамидок из колец, матрешек, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками, постройка «домов» из кубиков.

В отличие от манипулятивных действий младенца соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов. Так, чтобы сложить пирамидку правильно, нужно учитывать соотношения колец по величине: сначала надеть самое большое, а затем последовательно переходить ко все более маленьким. Соотносящие действия с предметами доставляют ребенку удовольствие, однако малыш не может сам правильно сложить предмет из его частей. На помощь вновь должен прийти взрослый. Здесь взрослому нельзя увлекаться сбором пирамидок для собственного удовольствия, он должен дать ребенку образец действия, научить соотносящим действиям.

В раннем возрасте осваиваются также орудийные действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие предметы. Конечно, первые орудия, которыми может воспользоваться ребенок, достаточно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши. Но овладение ими имеет большое значение для его психического развития : в этих орудиях заключены черты, присущие всякому орудию. Выработанный обществом способ употребления орудий запечатлен, фиксирован в самом их устройстве. Так, копать песок совочком нужно совсем не так, как рукой. Овладение орудийными действиями требует перестройки движений руки ребенка, их подчинения устройству орудия. В раннем возрасте ребенок еще только начинает осваивать орудия. Если он зачерпнул совочком песок и хочет насыпать его в ведерко, то мы видим, как сыпется песок из совка и как мало песка он доносит до ведерка. На первых порах действия малыша скорее всего не орудийные, а ручные. Только тогда, когда происходит достаточное приспособление руки к свойствам орудия, возникает орудийное действие.

Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма несовершенны. Но важно не то, насколько отработаны соответствующие движения, а то, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий, являющийся одним из основных принципов деятельности человека.

Таким образом, мы видим, что переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов: они начинают выступать для ребенка не просто как предметы, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.

Наряду с игрушками с закрепленными за ними функциями ребенок открывает для себя особые предметы, которыми можно заменять отсутствующий предмет. Так, палочка может замещать множество отсутствующих предметов: термометр, ложку, солдата, ребенка и т. п. ; лист бумаги может стать подушкой, простыней, скатертью и т. п. Обращению с замещающими предметами ребенок учится у взрослого. Действия замещения освобождают ребенка от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета в мире постоянных предметов: он начинает обретать свободу действия с последними.

Для ребенка второго года жизни созданы пирамидки из пяти колец – одноцветная «елочка» и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании нетрадиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания.

Обычно детей больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа – большой кубик. И так он может играть бесконечно.

Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянный блок на 4-х колесах – любимая игрушка всех детей, но картонная коробка с веревочкой тоже хороша. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли. В

Ближе к 2 годам ребенку становится все интереснее подражать взрослым и страшим Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например подметает пол, моет посуду или бреется.

После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 – 8

дет.

Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить так называемые природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и многое другое. Они имеют для ребенка эстетическую ценность. Кроме того, их можно наделить самым разным значением. Так, один камешек может быть кошкой, которая пьет из блюдечка молоко; другой камешек может стать собакой, которая хочет прогнать кошку и выпить ее молоко; третий камешек становится мальчиком, который прогоняет собаку. Как бы то ни было, но природные материалы становятся для малыша игрушками, которыми нельзя пренебрегать, которые не следует выбрасывать как никому не нужный мусор. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и подготавливает развитие знаковой, собственно человеческой функции сознания.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. В раннем возрасте ребенок выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия. Такая форма игры в развитом виде будет не только в дошкольном, но еще и позднее — в младшем и даже в среднем школьном возрасте.

Но и теперь, в раннем детстве взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенка учат покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее перипетиях, которые создают взрослые во время игры с ребенком. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Поэтому для того, чтобы ребенок полюбил ее, она должна быть эстетически приемлемой.

В дошкольном детстве

В дошкольном возрасте ребенка по-прежнему интересуют игрушки, с которыми можно производить соотносящие предметные действия, а также природные материалы как игровые предметы.

Особую роль для дошкольника играют кукла или мягкие игрушки; он оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др. ,— объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Наблюдения психолога Мухиной В. С. показали, что трёхлетний малыш не использует кукол по назначению, а обращает их всех в воспитанников детского сада. Малышам нужно давать кукол – мальчиков, девочек, «голышей», целесообразно также ввести куклу – маму, папу, воспитательницу.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и радость.

Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре.

У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя (по ненавязчивой подсказке мамы) от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы — герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга — плохие, злые, несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми.

Выбираем куклу

У куклы, подходящей для игр ребенку есть несколько признаков:

1. Детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная;

2. Телесные признаки пола отсутствуют;

3. Волосы прочно держатся, и их можно расчесывать;

4. Материал, из которого кукла сделана, желательно натурального происхождения, мягкий и приятный на ощупь;

5. Куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.

Кроме того, у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону, а также домашнее кукольное хозяйство.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этомудетей.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц – барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др., принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными, но они несут свою особую педагогичную задачу. Они используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки : куклы перчаточные, пальчиковые, фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют сами дети. Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.

Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Ребенок, конечно знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если ребенок не слушается.

Позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает наиболее запомнившиеся отрывки.

Дети трех – четырех лет играют в настольный театр выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных

сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Ребенок рассказывает сказку, передвигая фигурки.

Управлять куклами типа бибабо (наручные) детям гораздо труднее (одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).

Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально – речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.

Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т. д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину.

К основным видам дидактических игрушек относятся следующие :

Разборные игрушки – матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки.

На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.

Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную игрушку.

Игрушки для конструирования – мозаика, состоящая из геометрических форм или цветных шариков, различные головоломки.

Звучащие и музыкальные игрушки : погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны. Их назначение - способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у них должен быть звук чистого тона.

Очень важно, приобретая музыкальную игрушку, проверить, как она звучит, не покупать фальшиво звучащую игрушку : она может принести ребенку только вред.

А сейчас такие игрушки сплошь и рядом. Покупая их, нужно все проверить внимательно, учитывая при этом, конечно, возраст ребенка.

Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лего, парные картинки, резные картинки, кубики. Из настольных игр есть замечательная игра лото. Она помогает не только освоить классификацию предметов, но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, подойти к изучению иностранного языка. Кроме того, игра в лото требует внимания, сосредоточенности, быстроты ориентировки. Случается, что родители приобретают настольные игры, не считаясь с тем, что обозначенный в инструкции возраст значительно выше возраста их ребенка. Покупают игру, так сказать, «на вырост». В результате ребенок начинает относиться к играм как к чему-то трудному и неинтересному.

Технические игрушки

В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию

и изобретательству.

Что же можно назвать технической игрушкой? Одни авторы основным признаком технических игрушек считают механизм, приводящий игрушку в движение, действие, другие – техническую тематику.

Е. А. Тинина называет техническими игрушками те, которые помогают

знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической

деятельности, развить способности, важные в будущем, формировать

технические интересы и наклонности. В связи с этим она подразделяет их на

три вида:

- технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или

законы физики, химии и др. наук;

Они предназначены для сюжетно-ролевых игр детей. Ребенок закрепляет представления о назначении машины, учится управлять ею,

запоминает отличительные признаки внешнего вида.

- конструкторы, строительные наборы;

Важен не столько внешний вид, сколько механизм действия и результат – продукция, получаемая ребенком.

- полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

Должны способствовать развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.

Технические игрушки, как и все другие, должны быть интересны, занимательны, педагогически целесообразны, высокохудожественны. Кроме того, по выражению Е. А. Тининой они должны быть «технически грамотны». (Технически безграмотной автор называет ветряк, который не вертится от ветра, а приводится в движение ручкой).

Если игрушка имеет механизм, он должен быть целесообразен, понятен ребенку, на которого игрушка рассчитана, и обязательно открыт, чтобы можно было его рассмотреть, не ломая игрушки.

Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической грамотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит звонок. Желание услышать звонок стимулирует его действия, вызывает радость. Многие педагоги видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует развитию детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значения для развития речи и воображения детей. Но уже в возрасте 4-х лет ребенок испытывает недовольство от такого телефона. В его представлении телефон должен звонить после набора номера. Вероятно, игрушечный телефон для детей разного

возраста не должен быть одинаковым.

Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу.

Техническая игрушка для сюжетных игр должна быть выполнена в едином стиле с другими игрушками. Особенности игрового действия влияют на конструкцию технических игрушек. Так, автобус должен вмещать пассажиров - кукол. Рука ребенка должна проходить в окно, дверь или через крышу, которую для этих целей делают съемной.

Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки,

обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

И все же наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения.

Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм-соревнованиям. Атрибуты таких игр также игрушки. Это мячи, круги, хула-хуп, прыгалки, кегли, луки и стрелы и многое другое. Чтобы начать состязаться со сверстниками, ребенок должен освоить эти предметы. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целенаправленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнований. Параллельно с этими тренировками дети учатся правилам той или иной игры. В пять-шесть лет ребенок уже знает, что такое соревнование. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-соревновании. От его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия (способность осознать свои особенности, осознать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других, воля к победе.

Плюшевые детские игрушки и развитие ребенка

Мягкими игрушками, то есть фигурками в виде различных животных, растений, мультяшных героев и персонажей бурной авторской фантазии забиты сегодня полки не только детских магазинов. Даже многие взрослые уже люди, как правило, женщины и девушки, рады получить в подарок плюшевого друга в знак любви и какой-то особенной теплоты и нежности. Такие подарки бережно хранят на полочках и время от времени вспоминают, кто и по какому поводу пополнил коллекцию. Другое дело дети: им не нужны коллекции, для них игрушка несет совершенно другое смысловое значение – в нее нужно играть. Необходимо задуматься, какие из мягких игрушек более всего подходят именно для наших детей и, что гораздо труднее, как научить ребенка в них играть.

Вариаций игры с мягкими игрушками для малыша можно придумать великое множество: например, детские игры в зоопарк, в котором ребенок выступит в роли директора. Можно построить вместе с малышом из конструктора или из кубиков вольеры и заселите их новыми обитателями. О питомцах в зоопарке нужно постоянно заботиться: кормить, мыть, лечить, если они вдруг заболели, а также доставлять на специальных машинах новых экзотических животных и птиц из дальних стран.

Великаны и лилипуты

Размер игрушки имеет большое значение. Чтобы ей было легко манипулировать, она должна быть в пределах от 10 до 40 см. Таковы оптимальные размеры слона, лисы или зайца, которые позволят малышу легко управляться с игрушкой. При выборе мягкой игрушки для ребенка, соизмеряйте рост и вес: больше не всегда значит лучше.

Однажды выбрав игрушку, малыш уже не желает расставаться с ней ни днем, ни ночью: берет ее на прогулку, сажает за стол, укладывает с собой в постель. Плюшевый любимец – мишка, жираф или котенок – может сопровождать ребенка долгие годы, и это совсем не плохо: просто мягкая игрушка всегда ассоциируется с нежностью, уютом, заботой, а значит – с домом.

Жители с луны

Сегодня среди мягких игрушек вроде медведей, зайцев, ежиков, собак и многих других, то есть вполне узнаваемых внешне, появились и герои мультиков, фильмов, а также существа, имя которым мы дать затрудняемся и ищем его на этикетке. Что сказать про них? С одной стороны, они ставят в тупик и детей и взрослых: как узнать, кто это? Какой он герой – положительный или отрицательный? С другой стороны, если ребенку понравился этот чудик, да и вы предложили сделать ему самостоятельный выбор, то уж будьте любезны, не обманите ожидания.

Заботиться о ближнем

Именно мягкие игрушки чаще всего становятся для малышей самыми любимыми. Выбранная ребенком собачка или бегемотик очень помогают ему привыкнуть к новой обстановке, например, в момент адаптации к детскому саду. Психологи рекомендуют родителям отправлять новичков в детский сад с любимой игрушкой. С ней малыш может поговорить, рассказать о переживаниях, спроектировав свою «непростую» ситуацию на любимца: это он, мишка, хочет к маме, и она обязательно скоро за ним придет – только не надо плакать. Ребенок жалеет свою игрушку и тем самым переносит свои переживания на другого. Со временем, когда малыш привыкает к новым друзьям, воспитателям и нянечкам, необходимость в таком эмоциональном переносе отпадает.

При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась кидать камушки получше иного мальчишки.

В младшем школьном возрасте ребенок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстается с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам - ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребенку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретет качественно иное содержание: постепенно ребенок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займет свое место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребенок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребенка расставит все по своим местам.

Игра – дело серьезное

Играть для ребенка не значит развлекаться. Это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. Игра это та деятельность, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых.

Детская свободная игра может быть невероятно разнообразной, но при этом ее можно привести к трем видам:

- ролевая,

- режиссерская,

- игра-драматизация.

Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.

Совсем другой вид - режиссерские игры, т. е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.

Особый вид сюжетной игры – это игры-драматизации. В этом случае сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видеосценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.

Игрушки для ролевых игр

В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. А значит главные игрушки дошкольника – человеческие образы, т. е. куклы и соответствующие им атрибуты.

Принято считать, что играть в куклы подобает только девочкам. Но это совсем не так! У мальчика, так же, как и у девочки, должны быть куклы, потому что любой ребенок – это, прежде всего, человек. Кукла помогает малышу в определении себя, познании и понимании, в преодолении своих страхов. Мальчику нужна кукла-мальчик, а девочке – девочка, и конечно хорошо, если у ребенка есть и куклы противоположного пола. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: усваивая мир человеческих отношений и представлений, он отражает свой опыт, строит и осознает самого себя.

В дошкольном возрасте игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, проигрывают сюжеты известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Для таких игр требуется не одна, а несколько кукол, причем, не только девочек, но и мальчиков. Выбор «хорошей» куклы – задача довольно сложная. Лучше, если это куклы с обликом ребенка дошкольного возраста, а не взрослого или подростка. Такие куклы в игре могут быть детьми в семье, пассажирами, пациентами, учениками, играть, путешествовать, проказничать. Кукла может быть изготовлена из резины или из хорошего качества пластмассы, тогда ее можно купать. Мягкая тряпичная кукла (лучше, если они набиты овечьей шерстью) тоже может купаться, только дольше обсыхает. Она очень приятна на ощупь - малыш будет прижимать к себе теплое, «живое» тельце.

Большой монстр или трансформер – это тоже кукла. Только вопрос, возможно ли о нем заботиться, учить его, кормить, лечить? А ведь именно это и есть содержание повседневной жизни, воплощаемое в ролевой игре.

Для кукол необходимо свое кукольное хозяйство – такое по количеству, размеру и ассортименту, с которым ребенок в состоянии справиться. Кровать, уютная удобная коляска и удобное в использовании постельное белье для каждой куклы. Обязательно нужна кукольная одежда по сезону, чтобы игрушечный ребенок не замерз на улице, и его можно было взять на прогулку или к врачу. Застежки помогают развитию мелкой моторики, но при этом по степени сложности для ребенка они не должны быть слишком трудны. Хороши в этом возрасте молнии и пуговицы среднего и малого размера.

Необходима также посуда: тарелки, чашки, ложки, кастрюльки и сковородки. Но вовсе не обязательно эти игрушки должны быть реалистическими. В пять лет тарелками-кастрюльками дети делают песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. После шести лет дети нуждаются для игры в более реалистичной, разнообразной и специализированной посуде – как у взрослых. Но нужно лишать ребенка возможности самому вообразить, как включается мотор и переключаются скорости, озвучить замешивание густого теста для пирога или жидкого – для омлета.

Кроме кукол для ролевых игр пригодятся наборы «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) помогают ребенку обозначить роль. Не нужно увлекаться излишними подробностями – пусть останется место для детских придумок и сотворения недостающего.

В игре возникает необходимость в домиках и других сооружениях – больница, автомобиль или самолет. Большой популярностью пользуются готовые покупные домики или палатки. Поначалу дети с удовольствием сидят в таком домике, а потом зачастую из-за невозможности преобразовать его под конкретные нужды домик превращается в заброшенную, ненужную мебель, которая, между прочим, занимает немало места.

В качестве строительного материала для разных сооружений лучше приобрести 1-2 ширмы, прочный деревянный детский стол, пару стульев и пару длинных, хорошо отшлифованных досок (шириной 9-12 см) для строительства мостов и перекрытий. Приго

Публикации по теме:

Анализ игровой деятельности Анализ игровой деятельности Вопросы для изучения Да Нет Частично 1. Соблюдение игрового режима 2. Наличие игровой площадки по возрасту.

Наш конкурс «Ёлочная игрушка своими руками».Наш конкурс «Ёлочная игрушка своими руками». С чего начинается Новый год? Конечно,с пушистой лесной красавицы!Процесс украшения зелёной красавицы яркими разноцветными игрушками станет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая среда современного ребенка. Психологический потенциал игрушки
Опубликовано: 20 февраля 2013 в 15:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая среда современного ребенка. Психологический потенциал игрушки» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Вересова (УИ 76233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД