Приложение МААМ

Игровое дидактическое пособие «Погладь рукой, скажи: какой?» (17 фото)

Татьяна Голубева
Игровое дидактическое пособие «Погладь рукой, скажи: какой?»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Голубева Татьяна Валерьевна

учитель-логопед МБДОУ № 38 Детский сад «Золотой петушок»

Игровое дидактическое пособие «Погладь рукой, скажи: какой?»
Фото «Погладь рукой, скажи: какой?»

Цель пособия: развитие у детей с общим недоразвитием речи тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.

Публикация «Игровое дидактическое пособие „Погладь рукой, скажи: какой?“» размещена в разделах

Задачи: развивать тактильную память, мыслительные операции, мелкую моторику, импрессивную и экспрессивную речь (активизация словаря и обогащение лексики существительными и прилагательными: мех, пух, стекло, ковролин, губка, линолеум…; гладкий, холодный, мягкий, пушистый, шершавый, твердый, жесткий.); фантазию и воображение.

Интеграция областей: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Возраст: 4+

Оборудование: ламинированные карточки, на которых – изображения персонажей (животных, птиц, растений и т. п.) со вставками из различных по фактуре материалов: мех, пух, зеркало, ковролин, губка, линолеум…; коробка для карточек.

Предварительная работа. Детям предлагается рассмотреть персонажей на карточках, потрогать их и назвать (если затрудняются, то с помощью, какие они по тактильным ощущениям. Вариант: можно, не показывая персонажа, дать потрогать его и попросить догадаться, кто (что) это может быть, по мнению ребенка.

Игры с элементами ТРИЗ и РТВ:

С помощью данного пособия можно сравнивать персонажей по тактильным ощущениям; основываясь на опыт ребенка, предложить подумать, кто (что) еще может быть таким же пушистым (гладким, шершавым); для чего ещё можно применить данный материал; предложить догадаться, чем был используемый материал ранее и т. д.

«Что-то»(автор М. С. Гафутулин)

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

1. Дидактическая игра «Угадайка»

Цель: развитие тактильной памяти.

Попросить ребенка закрыть глаза, провести рукой по одному из персонажей и предложить угадать, кого (что) потрогал ребенок. Предложить догадаться, чем был этот материал ранее.

Игровое дидактическое пособие - фото

2. Дидактическая игра «Вспоминайка»

Цель: развитие памяти, пассивного словаря и понимания речи.

Ребенку предлагается вспомнить и сказать: кто (что) из персонажей колючий (шершавый, пушистый?

3. Дидактическая игра «Погладь рукой, скажи: какой?»

Цель: активизация и обогащение словаря ребенка качественными прилагательными.

Ребенку предлагается назвать качества фактур используемых материалов для персонажей игры: колючая, пушистая, жесткая, холодная и т. д. Предложить подумать, для чего ещё можно применить данный материал.

Фото №1 Автор Голубева Татьяна Валерьевна учитель логопед МБДОУ Детский сад Золотой петушок

4. Дидактическая игра «ДАкалка и НЕкалка»

Цель: нахождение задуманного персонажа, отсекая лишние признаки.

Предложить ребенку отгадать персонаж, задуманный взрослым или другим ребенком, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например: Это птица? (нет) Это растение? (нет) Это животное? (да) Это животное дикое? (да) … Это шершавый материал? (нет) Колючий? (нет) Гладкий? (да) …

По мере продвижения к цели, лишние предметы убираются.

5. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: выделение противоречий в предметах.

Ребенку предлагается найти положительное и отрицательное в тактильных ощущениях от определенного предмета. Например, колючий кактус. Хорошо: красивый, защищается колючками, никто не сорвет, не съест. Плохо: нельзя потрогать, можно уколоться, больно…Предложить ребенку определить, какая из поверхностей для него приятна, а какая - не очень, и почему.

Фото №2 Цель пособия развитие у детей с общим недоразвитием речи тактильных ощущений обогащение и активизация словаря

6. Дидактическая игра «Узнавайка»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Взрослый дает образец описания предмета, включая в описание прилагательные (исследованные тактильные ощущения, а дети отгадывают. Затем ребенку предлагается описать какой-нибудь предмет, а остальные дети отгадывают. Например: Я - маленький, мягкий, пушистый, дикое животное. Узнай меня! (заяц).

Фото №3 фантазию и воображение

7. Дидактическая речевая игра «Засели новую Планету»

Ребенку сообщается, что в Космосе появилась новая планета и предлагается рассказать, какая эта планета на ощупь, заселить её существами с различной фактурой, охарактеризовать их (добрый, злой) и объяснить, почему он так думает. (При описании используется тактильный материал данного пособия).

8. Дидактическая речевая игра «Фантастическое животное»

Ребенку предлагается нарисовать воображаемое животное, а потом рассказать, какие (по ощущениям) у него уши, голова, чем покрыто тело, какое оно по характеру и объяснить своё мнение. (При описании используется тактильный материал данного пособия).

9. Дидактическая игра «Отставайка – забегайка»

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Взрослый задает вопрос о прошлом и/или будущем персонажа (или тактильного материала, используемого в игре, ребенок отвечает. Например, кем (чем) был раньше цыпленок (яйцом). Кем будет в будущем (курицей, петухом) и т. п.

Фото №4 Интеграция областей Развитие речи Социально коммуникативное развитие Познавательное развитие Возраст Оборудование ламинированные карточки на которых изображения персонажей животных птиц растений и т

10. Дидактическая игра «Разбирайка»

Цель: учить подвергать анализу составляющие объект части.

Взрослый называет персонажа, а ребенок - какую-то часть объекта. Например: Я – барашек, а ты – часть меня. Что ты? Ответ ребенка: голова (хвост, нога, спина) Ты – голова, а я – часть тебя. Что я? Ответ ребенка: глаз (ухо, нос, чёлка)

Фото №5 со вставками из различных по фактуре материалов мех пух зеркало ковролин губка линолеум коробка для карточек

11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить выделять лишний предмет по определенному признаку.

(Обобщать можно по лексической теме; по похожим тактильным ощущениям; живое / неживое)

12. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать слова-антонимы (по фактурам и текстурам тактильного материала пособия)

Гладкий – шершавый (шероховатый);

Холодный – теплый (горячий);

Пушистый – гладкий (голый, гладкошерстный, приглаженный);

Блестящий – тусклый (бледный, неяркий);

Мягкий – твердый (жесткий) и т. д.

13. Дидактическая речевая игра «Шагайка» (сочиняем синквейн)

О полюбившемся персонаже игры предложить ребенку придумать «рассказ», «шагая» по ступенькам схемы и включая в него слова, обозначающие исследованные ощущения.

Схема "Шагайки" (синквейна):

1 ступенька – предмет (Кто? Что)

2 ступенька – два признака к предмету (Какой? Какая? Какое)

3 ступенька – три действия к предмету (Что делает)

4 ступенька– предложение о предмете (см. 1 ступеньку)

5 ступенька – вывод, итог (Кто? Что)

Фото №6 Предварительная работа

14. Лото «Кот в мешке»

выполнено по подобию Сенсорной игры на запоминание Текстуры GOKI, производитель Германия – http://teddymarket.ru/item3639.html

Цель: отыскивание на ощупь схожих по фактуре образцов.

Предварительная работа. Изготовить одинаковые крышечки небольшого диаметра с тактильным материалом внутри, дублирующим материалы вставок персонажей, положить их в непрозрачный мешочек Далее – как в игре «Волшебный мешочек».

Ход: Предложить ребенку нащупать и достать из мешочка крышку с таким же тактильным материалом внутри, как у персонажа на карточке, назвать качество фактуры и вид материала.

P.S. Начинать нужно с ограниченного количества материала. Со временем игра усложняется (добавляем новый тактильный материал; материал, похожий по фактуре).

Детям предлагается рассмотреть персонажей на карточках потрогать их и назвать если затрудняются то с помощью какие они по тактильным ощущениям Вариант можно не показывая персонажа дать потрогать его и попросить догадаться кто что это может быть по мнению ребенка Гафутулин Если мы рассмотрим что то Это что то для чего то Это что то из чего то Это что то часть чего то Чем то было это что то Что то будет с этим что то Дидактические игры Дидактическая игра Угадайка Цель развитие тактильной памяти

15. Лото «Такой же…»

Цель: подбор предметов, схожих по фактуре, опираясь на жизненный опыт ребенка,

Предварительная работа. Подобрать картинки с предметами, схожими по тактильным ощущениям или визуально похожие (мех – кошка, лиса, шапка…; наждачка – асфальт, тёрка, кора дерева и т. п.)

Ребенку предлагается потрогать поверхность тактильного материала персонажа и подумать, кто (что) бывает таким же пушистым (колючим, шершавым, гладким) и подобрать подходящие картинки из имеющихся в лото.

Например, такими же пушистыми, как кролик, бывают кошка, лиса, одуванчик … (подбираются картинки с этими предметами).

Дети от игрового пособия в восторге!

Фото №7 Попросить ребенка закрыть глаза провести рукой по одному из персонажей и предложить угадать кого что потрогал ребенок

А вот так играют наши взрослые!

Фото №8 Предложить догадаться чем был этот материал ранее Фото №9 Дидактическая игра Вспоминайка Цель развитие памяти пассивного словаря и понимания речи Фото №10 Ребенку предлагается вспомнить и сказать кто что из персонажей колючий шершавый пушистый
Публикации по теме:

«Академия Наук» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи«Академия Наук» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тропинка к истине сложна. И потому в мышленье чистом Отвага дерзкая нужна Не менее, чем альпинистам… 8 февраля 1724 года Указом правительствующего.

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое дидактическое пособие «Погладь рукой, скажи: какой?»
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 00:24
+118Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровое дидактическое пособие «Погладь рукой, скажи: какой?»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Голубева (УИ 142857) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД