Ирина Гурова
Игровое упражнение «Допиши слова, или Гусеница-буквоедка» для автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях
Предлагаю вашему вниманию игровой печатный материал, который использую с младшими школьниками на этапе автоматизации звука [Л] в тех словах, где он сочетается с нелабиализованным гласным [А]. Именно с таких сочетаний чаще всего начинается автоматизация этого звука, особенно при коррекции губно-зубного и двугубного (губно-губного) произношения.
Материал представляет собой карточки формата А4, оформленные в программе Word в альбомной ориентации. На каждом листе 9 картинок с напечатанным началом или концом слова. Каждое слово начинается на «ЛА» или имеет «ЛА» в середине или конце.
Публикация «Игровое упражнение „Допиши слова, или Гусеница-буквоедка“ для автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Гусеницы и червячки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
В зависимости от задания ребёнку нужно дописать нужную часть слова. В процессе выполнения задания ребёнок может многократно повторить слог «ЛА», затем само слово как изолированно, так и в составе предложения, если это уже возможно: «ЛА. Лапа. У кошки лапа» и т. д. Кроме того, педагог может предложить дополнительные задания, развивающие грамматический строй речи, внимание и память.
Цель: автоматизация [Л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- автоматизировать звук [Л] в слогах, словах и предложениях,
- продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза,
- развивать просодические компоненты речи,
- уточнять, активизировать словарный запас,
- упражнять в согласовании числительных с существительными,
- способствовать развитию количественного счёта,
- развивать пальчиковую моторику, графо-моторные умения.
Варианты игровых упражнений:
Каждое упражнение можно начинать с игрового приёма. В играх, где не хватает букв, и нужно их вернуть (выложить или дописать, часто встречается жук-Буквоед. В нашем случае это сказочная гусеница-Буквоедка. Она питается не листьями и цветами, а буквами. Некоторые буквы гусенице понравились больше других. Ими она и полакомилась сегодня.
«Допиши словечко»
Здесь задача ребёнка – дописать слово с опорой на картинку и произнести его. Перед этим логопед может попросить ребёнка прочитать слог «ЛА» под каждой картинкой. Далее можно попросить назвать картинки, и, затем уже дописать слова. В зависимости от уровня развития у ребёнка звукового анализа и синтеза, ход упражнения может проходить по-разному. Кто-то быстро и самостоятельно справится с заданием, а с кем-то потребуется произвести анализ слов. В качестве дополнительного задания при нарушении процессов звукового анализа и синтеза, можно попросить ребёнка назвать только гласные звуки; только согласные; все звуки по порядку.
«Напиши начало слова»
Логопед предлагает ребёнку лист с такими же картинками, но написать нужно не конец, а начало. В каждом слове это «ЛА».
«Верни «ЛА»
На следующей предложенной карточке нужно вписать «ЛА» в конце и середине слов.
«Предметы считаем – слова называем»
В этом задании логопед раскладывает мелкие предметы (игрушки, пуговки, фасоль и т. п.) рядом с картинками. Они могут быть как одинаковыми, так и разными. Ребёнок называет картинку столько раз, сколько предметов видит.
Предметы можно заменить цифрами.
Кстати, предметы и цифры можно не выкладывать, а просто рисовать.
«Тихо – громко»
Около картинок логопед кладёт большие и маленькие предметы. Картинку с большим предметом ребёнок называет громким голосом, с маленьким – тихим. На данном фото – карточка с большими и маленькими желудями.
Логопед также может предложить ребёнку упражнение на развитие объёма слухоречевой памяти: «Большой жёлудь положи рядом с ланью, а маленький – рядом с ладьёй» и т. п. А после выполнения задания можно дать упражнение на развитие межполушарного взаимодействия: «Собери все большие жёлуди правой рукой, а маленькие – левой». Таким образом, задание получается насыщенным, развивающим не только речь, но и другие психические процессы.
Аналогично можно поработать с интонацией и темпом произнесения слов, используя, например, игрушки или картинки, изображающие животных.
Если рядом с картинкой стоит волк или медведь, то слово произносится низким голосом, а если заяц или белочка, то высоким. Ребёнок сам может передвигать игрушки и называть слова.
Черепаха может обозначать медленный темп, а лошадь - быстрый. Соответственно, и слова произносятся медленно или быстро.
«Слова читаем – картинки вспоминаем»
Это упражнение позволяет развивать навыки чтения, работать над грамматическим строем. Его можно провести на этом же занятии, а также и на следующем после того, как ребёнок написал слова. Логопед заранее закрывает картинки, а ребёнок читает дописанные ранее слова. После этого картинки открываются: "Что под чем?"
Таким образом, с использованием разнообразных игровых приёмов, мы обеспечиваем многократное повторение слогов, слов, предложений с этими словами. Благодаря этому автоматизация оказывается достаточно эффективной!