Ольга Павлова
Игровой массаж для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная, зрительно – моторная координация, а также развитие речевой сферы.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Публикация «Игровой массаж для дошкольников» размещена в разделах
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.
Комплексы упражнений по массажу и самомассажу для дошкольников
Массаж рук
№ Текст Действия дошкольников
1 «Ай, тари, тари, тари.»
Ай, тари, тари, тари, куплю Маше янтари.
Останутся деньги, куплю Маше серьги.
Останутся пятаки, куплю Маше башмаки.
Останутся грошки, куплю Маше ложки.
Останутся полушки, куплю Маше подушки. Растирают ладоши от медленного темпа до быстрого, проговаривая весь текст.
Разогретыми руками греют горло.
2 «Божья коровка»
Божья коровушка,
полети на облачко,
Принеси нам с неба, чтобы были летом
в огороде бобы,
в лесу ягоды, грибы,
в роднике водица, в поле пшеница. Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу, затем по правой руке.
Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу. Также поглаживают правую руку.
3 «Мыло»
Каждый день я мыло мою,
под горячею водою
И в ладонях поутру, сильно, сильно мыло тру.
Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись! Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой ладошки.
4 «Улитка»
Домик едет по травинке,
объезжает все росинки.
Это улитка ползет,
домик на себе везет.
Вот подул ветерок, закачался листок
и опять по тропинке
медленно ползет улитка. Делают растирающие круговые движения кулачками от кисти к плечу.
«Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу.
Поколачивают кулачками.
Поглаживают руки ладонями.
Затем массажируют другую руку.
5. «Строим дом»
Тук-тук молотком, строит дядя тыква дом
Молоточки по гвоздочкам застучали,
И гвоздочки в доски быстро забивали,
строим крышу и крыльцо-
получилось хорошо.
Вот идет маляр с ведром,
он покрасит новый дом. Постукивают кулачками одной рукой другую от кисти к плечу.
Постукивают пальчиками.
Растирают кулачком.
Поглаживают ладонью. При повторении массажируют другую руку.
6.«Растирание»
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег.
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.
Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
7 «Поглаживание»
Во дворе у Толика маленькие кролики.
По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,
И едят морковку кролики из рук. Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.
Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.
8 «Лиса»
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала —
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
Движения выполняются соответственно тексту.
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.
Красуясь, выполнять полуобороты, корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.
9 «Добываем огонь»
Взяли палочку в ладонь
Будем добывать огонь,
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем. Каждому понадобится отшлифованная деревянная палочка, для детей младшего и среднего возраста палочки лежат на виду, для старших детей палочки спрятаны, их сначала надо найти; энергично крутим палочку между ладонями, чтобы стало горячо
Массаж пальцев
№ Текст Действия дошкольников
1 «Знаем, знаем да-да-да»
Знаем, знаем да-да-да,
где ты прячешься вода!
Выходи водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку,
посмелей, будем умываться веселей. Поочередно массажируют каждый палец.
Энергично растирают ладони и кисти рук.
2 «Цветы»
Как у нас на грядке,
сколько цветиков цветут:
розы, маки, ноготки,
астры пестрые цветки,
георгины и левкой.
Выбираешь ты какой? Сжимают и разжимают кулачки.
Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.
Протягивают ладошки вперед.
3 «Блины»
Мы блинов напекли:
первый дали зайке, зайке - попрыгайке.
А второй лисенке, рыженькой сестричке.
Третий дали мишке, бурому братишке.
Блин четвертый – котику, котику с усами.
Пятый блин поджарили и съедим мы сами.
Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука.
Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.
4 «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал…
Очень ловок и удал! Соединяют поочередно пальцы от мизинца
Хлопают в ладоши
Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне (от большого к мизинцу поочередно на каждой руке).
Интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.
5 «Самомассаж подушечек пальцев»
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец).
Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.
6 «Самомассаж фаланг пальцев»
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород! На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.
7 «Массаж (самомассаж) подушечек пальцев»
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
8 «Щелчки»
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук! Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
9 «Соединение одноименных пальцев»
На базар ходили мы, много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины. Дыни, сливы, мандарины.
Но купили мы арбуз – это самый лучший груз. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноименных пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».
10 «Самомассаж с прищепками»
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
11 «Пальцеходы»
Пальцы, как, пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем до весны,
Чтобы не снились голодные сны? Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательные и средние пальцы ребенка «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги.
12 «Клювы»
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля. Ребенок собирает разложенные на столе палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберет все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
13 «Китайские шары»
Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка. Ребенку дается по паре каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2 строчки – смена рук.
Массаж ног
№ Текст Действия дошкольников
1 «Молоток»
Туки-токи, туки-токи,
застучали молоточки.
Туки-туки-туки-точки,
застучали молоточки.
Туки-ток, туки-ток,
так стучит молоток. Похлопывают ноги ладонями снизу вверх.
Поколачивают кулачками
Поглаживают ладонями.
Похлопывают ладонями от лодыжек к бедрам.
Растирают ребрами ладоней.
Растирают кулачками.
Поглаживают ладонями.
2 «Акула»
Нам акула каракула нипочём, нипочём.
Мы акулу каракулу,
Кирпичом, кирпичом
Мы акулу каракулу кулаком, кулаком.
Мы акулу каракулу каблуком, каблуком.
Испугалася акула и со страху утонула. Поколачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам.
Постукивают ребрами ладоней.
Растирают кулачками.
Постукивают пальчиками.
Растирают ладонями.
Поглаживают.
3 «Тук, тук, тук, тук»
Тук, тук, тук, тук,
раздался в доме стук.
Мы капусту нарубили, перетерли,
посолили.
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке.
Молодцы, все быстро съели.
Ждут нас теплые постели. Потирают стопу.
Разминают пальцы стопы.
Поглаживают стопу.