Получи документы

Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду

Ирина Сотникова
Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду

Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду

Муниципальное казенное учреждение «Центр развития и поддержки системы образования Петровского района Ставропольского края»

Районные педагогические чтения

«Эффективная педагогическая практика - основа качества образования»

Тема выступления:

«Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду»

Публикация «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду» размещена в разделах

Автор Сотникова Ирина

Викторовна

Воспитатель

МКДОУ ДС № 1 «Колобок»

г. Светлоград

г. Светлоград

2018г.

Введение

Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезнет гибкость – человек стареет».

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные стандарты определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Основная проблема, с которой сталкивается образовательное учреждение - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях

физическими упражнениями.

Основная часть

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В. В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и Г. А. Баранчукова отмечается, что становление основ зож обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.

Одной из современных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является Стретчинг.

Суть стретчинга-реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития дошкольника.

Тема моей работы: «Игровой стрейчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду». Далее я определила цели и задачи в работе по осуществлению оздоровительной деятельности с детьми.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга

Задачи:

1.. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

2. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

3. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливо-сти, гибкости.

4. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.

Проанализировав факты, я столкнулась с противоречием между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и формированием основ зож с раннего детства и отсутствием целостной системы разработанной для ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях,посредствам нетрадиционных подходов к работе с детьми. Передо мной возникли вопросы. (вы можете посмотреть на экране) Как достичь в процессе занимательного дела сочетания оздоровительного и образовательного компонентов? Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений.

Поиск ответов на вопросы я начала с изучения методической литературы. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л. Н. Волошина, Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, Рунова, В. Г. Алямовская, М. Н. Кузнецова и многие другие.

В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга. «Игровой стретчинг» – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. Ведь игра — ведущий вид деятельности дошкольника.

Автор методики «Игрового стретчинга» А. Г. Назарова отмечает, что эта методика не имеет возрастных ограничений. Стретчингом очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям «стретчинга» в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету.

За основу мной взято определение Назаровой Н. А. и Горбатенко О. Ф. В работе с дошкольниками я опираюсь на раздел программы по физической культуре «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

Наряду с этой программой использую элементы авторские технологии :

Назаровой Анны Георгиевны «Игровой стретчинг».

Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования. Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах. В физкультминутках, в комплексах бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой, в качестве спортивных развлечений, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей.

Работу в данном направлении я выстроила в 3 этапа.

На первом этапе мне необходимо было выяснить, готовы ли дети и родители к возможным трудностям. Работу я начала с анкетирования родителей. Оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх. Провела 3 диагностических теста с детьми на определение подвижности плечевого сустава, тазобедренного сустава и эластичности мышц ног. Результаты были очень низкими.

На втором этапе я:

- систематизировала знания, полученные из методической литературы и интернет ресурсов по данной проблеме

- принялась за разработку планирования занятий по игровому стретчингу

-подобрала музыкальное сопровождение к стретчинговым упражнениям;

- изготовила картотеку наглядного материала;

-разработала критерии оценки умений и навыков воспитанников в упражнениях игрового стретчинга;

- в настоящий момент разрабатываю картотеку сказок для малышей с использованием элементов игрового стретчинга.

- привлекла к своей работе родителей и педагогов.

Для ознакомления родителей с новой оздоровительной методикой провела консультацию: «Влияние игрового стретчинга на физическое развитие детей», подготовила презентацию «Игровой стрейтчинг», открытое занятие с детьми «В гостях у феи Прямоспинки», провела мастер класс, где родители с удовольствием выполняли несложные стрейтчинговые подражания, оформила папку-передвижку с картотекой упражнений. Согласно закона «Об образовании в РФ» : Главными воспитателями ребенка являются родители. И от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка, поэтому очень важно здесь вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность в течение года.

А для того, чтобы педагоги ДОУ могли включить стретчинговые упражнения, я провожу для них консультации, мастер- классы.

Практическую деятельность я строю на основе педагогических принципов: (можно ознакомиться на экране)

Стретчингом я увлекаюсь давно, но с детьми начала заниматься два года назад, когда моими воспитанниками были дети старшей группы. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Я видела, что ребятам нравиться и решила продолжить свою работу по использованию методики игрового стретчинга и в дальнейшей своей работе.

В этом году я работаю с детьми 3-х лет, но считаю, что уже с этого возраста можно заниматься стретчингом. Я ввожу элементы игрового стретчинга на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, а так же в моменты динамической паузы на интеллектуальных занятиях и в свободной деятельности. И могу дать коллегам некоторые рекомендации по организации игрового стрейчинга.

Приведу пример из своей практике перед началом утренней гимнастики я предлагаю детям отправиться в цирк, принять участие в цирковом представлению. Дети с радостью принимают предложение, у них улучшается настроение, эмоциональный фон. Разминка- это «парад алле»

Я подобрала соответствующую музыку. Предлагаю пройти с высоким подниманием колена, называем эту ходьбу «Лошадка», ходьба на носках это «Балерина» или «Гимнастка», включаем фантазию! Так же тянемся, как кошечки, напрягаем мышцы и наклоняемся вперед, как куклы; едем на велосипеде, как медведи.

Детям очень нравится происходящее действие. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты и названия к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но приобретают новизну из - за новой игровой ситуации, названия, подачи. Уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение, помогает в развитии абстрактно-логического мышления у дошкольников.

Подбирая названия упражнениям дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать персонажи сказок, поводки животных и птиц.

Физминутка - это то же стретчинг! Проговаривая короткие стихотворения, то тянемся вверх, напрягаем мышцы, то опускаемся вниз, расслабляя мышцы.

Золотое правило стрейчинга – регулярность занятий.

3 этап моей работы – подведение итога.

Анализ результатов проведенной диагностики позволяет сделать вывод, что использование в работе игрового стретчинга (посмотрите на экран, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Занятия игровым стретчингом с детьми показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, развивается эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность. А понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в этом направлении и закончить разработку картотеки сказок с использованием игрового стрейтчинга. А так же разработать программу кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Заключение (выводы).

Таким образом, у методики игровой стретчинг – есть преимущество перед другими видами физической активности, ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Следовательно, можно утверждать, что оздоровительная методика «Игровой стрейчинг» способствует воспитанию основ здоровьесбережения, а так же устойчивой потребности в двигательной активности.

Таким образом игровой стретчинг - воспитывает понимание здоровьесбережения - важного условия физического воспитания дошкольников и формирования их умений самостоятельного овладения физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

(выбрать какой убрать пункт в заключении какой оставить)

Использованная литература.

1. А. Г. Назарова «Игровойстретчинг» ОФТ, Спб 2005

2. Назарова А. Г. «Игровой стретчинг» методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург

3. Практика сказкотерапии (под редакцией Н. А. Сакович). – СПб: Речь, 2007.

4. Е. В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду : Игровой стретчинг» ТЦ «Сфера», М 2010

5. О. А. Волков, Е. А. Волкова «Веселая йога: специально для детей» «Феникс», Ростов 2008

6. А. А. Липель «Детская оздоровительная гимнастика «Спб. 2009

7. Интернет ресурс: Чайковская Е. А. Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 622-625. — URL https://moluch.ru/archive/147/41383

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технологияДыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология» Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется.

Мастер-класс «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»Мастер-класс «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании Консультация для педагогов Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие.

Консультация «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить.

«Стретчинг-сказка» как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности воспитателя«Стретчинг-сказка» как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности воспитателя Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу сегодня познакомить вас с такой здоровьесберегающей технологией как "Стретчинг-сказка". Здоровье ребенка,.

Элементы кинезиологических упражнений как здоровьесберегающая технология работы с детьми Одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитии речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая.

Гимнастика для глаз, как здоровьесберегающая технология Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской.

Презентация «Стретчинг-сказка» как инновационная технология в деятельности воспитателя» Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества, полагаю это уже неоспоримый факт.

Проект «Арт-терапия» как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника Проект «Атр – терапия, как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника» Тип проекта: информационно – творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 21:48
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД