Светлана Радионова
Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и совместной деятельности.
На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитателем работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.
Публикация «Игровой тренинг для развития всех компонентов устной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.
Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.
Одной из форм развития речи является игровой тренинг, включающий в себя различные словесные игры с «волшебными» предметами и без них. Эти игры направлены на развитие всех сторон речи ребенка, они неоднократно повторяются и усложняются.
Время проведения игрового тренинга составляет от 5 до 10 минут ежедневно. Количество детей в группе : от 6 до 8 детей в зависимости от возраста и развития.
Приведу примеры игр, для проведения игрового тренинга с детьми среднего возраста.
В. - 1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть? Д. – да.
«Какие бывают звуки?»
В. - Какие бывают звуки? Д. - твердые и мягкие.
Воспитатель называет звуки, а дети определяют какой это звук. Если звук «мягкий», то они гладят себя по коленочкам, если же звук «твердый» - стучат кулачками по коленочкам.
В. - Какие еще бывают звуки? Д. - звонкие и глухие.
Воспитатель называет глухие и звонкие звуки, а дети повторяют звук и если он глухой подставляют ладошку к уху, как бы прислушиваются, а если звонкий, то складывают ладони рупором у рта.
«Волшебная палочка»
Правило – у кого палочка тот и говорит! Палочка передается от ребенка к ребенку.
В. - назови музыкальный инструмент (мебель, посуду, зимнюю одежду и т. д.).
«Волшебный мяч»
Правило тоже - у кого волшебный мяч тот и говорит!
Воспитатель кидает мяч, называя «съедобное - несъедобное», ребенок ловит мяч, если это «съедобное» и - нет, если это «несъедобное».
«Что это?»
В. – огурец, помидор, лук – это?
- автобус, машина, трактор – это?
- ворона, кукушка, соловей – это? и т. д.
За правильный ответ ребенок получает фишку.
«Кто кем был? Что чем было?»
В. - папа? Д. - мальчиком. В. - медведь? Д. - медвежонком. В. - Буратино? Д. -поленом и т. п.
Физминутка «Перестроение»
Воспитатель просит детей встать и выполнять действия только тому к кому он обращается. - …встань за. ; … рядом с,;…перед …;… между… и т. д.
«Это правда или нет?»
В. – правда - хлопаем, не согласны – топаем!
В. – курица, индюк, гусь – это дикие птицы. А какие это птицы?
- наступила весна, и птицы улетели в жаркие страны. Как будет правильно? Как сказать по-другому - весной прилетают? (возвращаются). И т. п.
«Волшебная шкатулка» - «Да и нет»
В. Заранее кладет в шкатулку, какой – либо предмет, а дети, задавая вопросы о качествах и свойствах предмета: это круглое? это съедобное? это желтое? и т. д. отгадывают, что в шкатулке. В. дает ответы – да или нет.
«Прохлопай словечко» - деление слова на части
В. –Хлопаем мысленно, а затем все проверяют! С кого начнем?
Ребенок называет слово, а дети прохлопывают слоги.
В. – 1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили играть!
Постепенно усложняя, неоднократно повторяя игры, меняя задания в играх на обратные, побуждая ребенка самого загадывать, придумывать задания для своих сверстников, задавать вопросы и отвечать на них – мы обогащаем опыт ребёнка, развиваем его мышление. А это влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. Такие тренинги побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых детей.