Лариса Батманова
Игровой тренинг «Сплочение коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Батманова Лариса Михайловна,
педагог-психолог,
МБДОУ детский сад № 32 «Зоренька»,
г. Чайковский, Пермский Край
Цель игрового тренинга – способствовать дальнейшему сплочению группы, развитию умений преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.
Задачи:
1) создание благоприятных условий для работы группы;
2) обучение активному стилю общения, методам передачи и приема обратной связи;
3) гармонизация отношений;
4) содействие процессу личностного развития;
Публикация «Игровой тренинг „Сплочение коллектива“» размещена в разделах
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
5) получение навыков и умений налаживать эмоционально положительный контакт, доверительные отношения в процессе общения.
Принципы работы тренинговой группы.
Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов.
1. Будь активным, действуй, говори.
2. Думай и говори только о том, что происходит «здесь и теперь».
3. Действуй и говори только от своего имени.
4. Предлагай, пробуй, экспериментируй, не критикуй.
5. Каждый достоин уважения, уважай других — будут уважать тебя.
6. Постарайся понять себя и других. Расскажи, что понял и почувствовал.
Содержание.
Упражнение «Приветствие – улыбка»
Методы и техники: групповая беседа.
Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.
Содержание.
Ведущий. Уважаемые коллеги приветствую вас в нашей комнате друзей! Для начала предлагаю познакомиться друг с другом. Для этого каждый по очереди будет называть свое имя. Но если произнесет свое имя мрачно и тихо, то можно представить как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому так важно украсить свое приветствие улыбкой, приветливым жестом или фразой, которая непременно порадует другого человека. Самое главное – показать свое доброе расположение к каждому участнику нашей встречи. Итак, начинаем!
Ведущий. Спасибо игра окончена!
Упражнение «Цветок»
Методы и техники: групповая игра.
Цель: мышечное расслабление, создание эмоционального комфорта.
Ведущий. По моему сигналу (хлопок в ладоши) садимся на корточки, сжимаемся в комочек, закрываем глаза, опускаем голову на руки. Представьте себе, что вы – маленькое зернышко, которое осенью спряталось в земле, чтобы не замерзнуть в зимнюю стужу. Но вот наступила весна, появилось солнышко, прогрело своими лучами землю, и зернышко стало прорастать.
Поднимаем голову, вытягиваем вверх ручки! Греет солнышко – растет наше зернышко, превращаясь в цветок! Потихоньку поднимаемся на ноги, потягиваемся. Расправляем воображаемые лепестки. Опускаем ручки, ставим их на пояс. А теперь поворачиваемся к солнышку то левым, то правым боком, влево – право, чтобы наш воображаемый цветок подставил каждый лепесток под теплые лучи. Опускаем ручки вниз, встаем ровно.
Скажите, пожалуйста, какой цветок вырос из зернышка.
Игра «Ручеек»
Методы и техники: групповая игра.
Цель: познакомиться и выявить скрытые симпатии в коллективе.
Ведущий. Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами – кто с кем хочет. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Игрок, кому пара не досталась, становится водящим идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее. Таким образом «ручеек» движется долго.
Упражнение «Возьмёмся за руки»
Методы и техники: групповая беседа.
Цель: поддержка благоприятного эмоционального климата в группе.
Ведущий. Сейчас мы все вместе встанем в круг, крепко возьмемся за руки. Теперь по моему сигналу – на счет «раз!» - каждый делает один шаг вперед – круг становится маленьким. Затем, на счет «два!» - два шага назад – круг уже большой! Руки отпускать нельзя! Делать больно друг другу запрещено! Играем внимательно – я могу менять последовательность сигналов.
Молодцы!
Игра «Путаница»
Методы и техники: групповая игра.
Цель: помочь педагогам осознать себя частью коллектива, способствовать развитию произвольности поведения.
Ведущий. Помните в детстве мы часто играли в такую подвижную игру — путаница. Давайте вспомним ее.
Первый вариант путаницы: Выбираем водящего. Он отворачивается от остальных игроков. Игроки становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться, переступая через руки друг друга или пролезая под руками. Говорим водящему: «Готово!» Его задача — распутать получившийся узел, чтобы мы вновь стояли в кругу и правильно держались за руки.
Условия:
1. Игроки не имеют права размыкать руки или перехватывать по-другому.
2. Водящий не может размыкать руки игроков.
И второй вариант путаницы: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.
Третий вариант. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
Упражнение «Море внимания»
Методы и техники: игра в малых группах.
Цель: способствовать взаимодействию педагогов, формировать доверительное и доброжелательное отношение к коллективу.
Ведущий. Выбирает желающих «купальщиков». Представьте, что вы ласковые волны в море, которые нежно плещутся, искрятся, обволакивают купальщиков своим теплом. Педагоги встают близко друг к другу, двигаются, покачиваются, изображают руками движения волн, воспроизводят журчащие звуки.
Купальщики осторожно входят в воду, им немного тревожно, они еще никогда не плавали в море. Ободряйте их дружественными взглядами, приветливыми улыбками, ласково прикасайтесь к ним ладонями. Затем купальщики меняются.
Упражнение «Мы вместе»
Методы и техники: групповая игра.
Цель: помочь педагогам осознать себя частью коллектива, способствовать развитию произвольности поведения.
Ведущий. Сейчас мы все вместе встанем в круг. Ведомый передает мяч педагогу, который стоит напротив, он в ответ педагогу напротив (важно передавать мяч через одного, пройдя всех участников, мяч вернется ведомому. Игра повторяется ещё два раза, затем вводится еще один мяч. Правило: важно смотреть кому ты даешь мяч и от кого получаешь. И так в игру можно запустить несколько мячей.
Упражнение «Мир и Я».
Методы и техники: групповая беседа.
Цель: формирование позитивной эмоциональной атмосферы.
Ведущий. Сейчас я буду передавать колокольчик кому-нибудь из вас, говоря следующую фразу: «Мир без тебя был бы неинтересен, потому что ты… (добрый, щедрый, заботливый и т. д.)» А теперь тот, у кого оказывается колокольчик, произносит фразу и передает колокольчик другому участнику.
Упражнение на релаксацию.
Закройте глаза. Представь себя на опушке леса. Лес зеленый и нарядный. Кругом кипит жизнь. Муравьи ползают по своим невидимым тропинкам. Бабочки и мотыльки собирают нектар. Кузнечики соревнуются, кто выше прыгнет. Кукушка распевает свою песенку: «Ку – ку! Ку – ку!» все радуются хорошей погоде, ласковому солнышку, теплому дню. Ты тоже радуешься со всеми прекрасной жизни. Ты набираешься сил. На душе приятно и спокойно. Ты счастлив.
Обратная связь.
Педагоги на бумаге излагают свои чувства, пожелания (цветными карандашами, красками).
Ритуал прощения.
Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором: «До свидания!»