Наталья Диппель
Игровые словари
▼ Скачать + Заказать документы
Технология работы с дидактическими пособиями
«Игровые словари»
1. Оформление словарей по лексическим темам:
-словарь должен быть оформлен в виде книги, блокнота с легко перелистываемыми страницами; можно сделать в виде книжки-раскладушки или оформить в виде игрового табло (с кармашками);
-в словаре должен быть иллюстративный материал, который поможет детям запомнить внешний вид предмета или объекта, его отличительные особенности;
Публикация «Игровые словари» размещена в разделах
-словарь должен иметь форму разрезанных страниц, которые легко перелистываются для того, чтобы ребёнок мог совместить название предмета с картинкой;
-оформление должно быть эстетичным, ярким; можно сделать по принципу книги-вырубки или по принципу настольного перекидного календаря, а также разные по цвету, например, «времена года» (словарь на тему «зима» - синий, «осень» - жёлтый и т. д.);
-особого оформления требуют словари по художественным текстам; они должны иметь яркое оформление; там должны присутствовать иллюстрации, яркие портреты героев, рисунки, обозначающие названия слов, вышедших из употребления или непонятных слов; если это авторское произведение, то должен быть портрет автора;
2. Содержание словарей по лексическим темам:
-на первой странице или первом листе должно быть изображение, по которому дети называют этот предмет (выявление уровня словаря по данной теме или произведению);
-обогащение словаря по лексической теме или по художественному тексту; обязательное условие – слово должно быть связано с рисунком, фотографией, иллюстрацией;
-работа с существительными строится по двум направлениям: неодушевлённые и одушевлённые предметы. Работа с вопросами «кто?», «что?», употребление существительных с предлогами, постановка ударения в словах;
-обогащение словаря детей глагольной лексикой, т. е. подбор разнообразных действий по теме;
-работа с прилагательными –работа идет через вопросы «какая?», «какой?», «какое?», «какие?»;
-отдельным разделом вводится работа с наречиями в соответствии с лексической темой или конкретным художественным произведением;
-в содержании работы по словарю входит раздел «Синтаксис»; это составление словосочетаний и предложений разных конструкций; а также игра «Объяснялки»; (например, «Что это за дерево?», дети описывают, как оно выглядит).).
-для закрепления и повторения слов по теме данное пособие используется, как дидактическая игра, когда дети перелистывают страницы и соотносят слово с картинкой; дидактическая задача: найти к названию нужную картинку;
Особый раздел – творческо-речевая деятельность детей по словообразованию; дети могут придумывать или составлять новые слова :
-по аналогии, например, подберёзовик, черника и т. д. («А как будет называться гриб, который растёт под елью?» (подъельник) «Придумайте название жёлтой ягоде» (желтушка);
-по качеству, например, «кислый овощ» ( дети описывают: «это огурец, но он маленький, жёлтенький и с пупырышками и т. д).
-по действиям (глагольная лексика, например, «птица, которая рисует, как её можно назвать?» (рисовальщик, красильщик и т. д.); или – «сапоги, которые не промокают, не рвутся, безразмерные» (новое назначение предмета); можно придумать новые слова, например, «новый вид птицы – хвост павлина, лапы гуся, клюв дятла» и т. д.
-составление загадок о предмете; можно использовать игру «Да-нетки» (например, вопросы: «этот фрукт здесь нарисован? он красного цвета? он кислый и т. д.)
3. Оформление словарей по художественным текстам:
-эти словари удобнее всего оформлять в файловые папки, поскольку эта работа будет носить творческую направленность; работу по словарям с художественными текстами следует разделить по жанрам:
а) басня
б) сказки:
-казахские
-русские
-украинские
-авторские
-в соответствии с видом сказки, папки можно группировать по цвету, по соответствующим картинкам (титульный лист должен соответствовать виду сказки; например, волшебные сказки – волшебные предметы; сказки о животных – изображение животных; бытовые сказки – предметы быта; авторские сказки – портреты писателей; басни – портрет И. Крылова);
4. Содержание словарей по художественным текстам:
-словарь по тексту произведения (существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые, качества предметов, действия предметов);
-герои произведения;
-характеристики героев;
-незнакомые слова; слова, вышедшие из употребления; объяснение незнакомых слов;
-вопросы-ответы (вопросы по тексту);
-творческие задания по ИЗО деятельности:
*расцветить (например, «море какого цвета?» - синего, голубого, чёрного и т. д.);
*рисование (схематичное по тексту, в свободное время);
*составление сказки из силуэтов, геометрических фигур;
*жгутиковое рисование (пластилин);
*аппликация;
*конструирование
*поделки из бросового материала;
-творческие задания по озвучиванию (желательно записывать на магнитофон, чтобы озвучивание можно было прослушать;
-подбор рифмы к словам;
-составление портретов героев произведений (используются шаблоны разных частей лица);
-театральные методы:
*изобразить походку (характерные жесты);
*рассказать о себе (от лица предмета);
*метод пантомимики (показать какой-то образ через мимику и движение);
*работа с костюмом- составить его для героя сказки (используетсяткань, ленточки, одежда);
*собери картинку (из частей – целое);
Результат
Через игровые словари можно решать практически все задачи по развитию речи. Новой формой работы с дошкольниками по развитию словаря являются дидактические пособия «Говорим о …», «Сказка учит говорить…». В результате использования данных словарей в работе с детьми на занятиях и в индивидуальных видах работы прослеживается динамика изменения уровня речевого развития детей. Эти игровые словари являются универсальным дидактическим пособием, мы стараемся не повторяться, каждый раз используем новое игровое задание. Дети с удовольствием работают по таким пособиям, быстро запоминают новые слова, без труда соотносят слово с картинкой. И только в таком случае новое слово входит в жизнь и в активный словарный запас детей.