Хомулина Наталья
Игровые технологии в коррекции нарушений речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается стремительный рост числа детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития. В середине 70-х годов 20 века дефицит речи наблюдался только у 4% детей 5-6 летнего возраста. За последние сорок лет число речевых нарушений возросло более чем в 20 раз. Оказать коррекционно-педагогическую помощь всем нуждающимся в ней детям только в рамках специализированных учреждений уже невозможно. А значит необходимо создать такую модель коррекционно-педагогической работы, которая бы оптимально встраивалась в образовательно-воспитательный процесс всех возрастных групп массового дошкольного учреждения. В связи с этим, процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации коррекционно-образовательного процесса, заставляет искать новые, более эффективные подходы к этому процессу.
Публикация «Игровые технологии в коррекции нарушений речи» размещена в разделах
Следовательно, активное введение в традиционный воспитательно-образовательный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на речевое развитие, личностно- мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, значит, (учитывая дошкольный возраст) и использование различных игровых технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Потребность в инновациях заставила разработать новые приёмы, методы и средства коррекционного обучения детей. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течения и результаты учебно-воспитательного процесса. В целом под инновационном процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Спектр инноваций широк. Г. К. Селевко даёт классификацию педагогических технологий. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и преодоления всего процесса преподавания и усвоения и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящей задачу оптимизации форм образования (ЮНЕСКО). Согласно современным педагогическим теориям, представление в педагогических технологиях связывается с определённым набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата коррекционно-воспитательного процесса. Если говорить о системном подходе в организации коррекционно-логопедической деятельности, то необходимо показать те новые игровые технологии, включающие в себя различные игры, упражнения и техники, которые существенным образом влияют на эффективность коррекции речи детей, повышают у них мотивацию к коррекционным игровым занятиями и к учебной деятельности в целом.
Известно, что техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгиановского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов, в том числе и логопедов. Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка-это необходимая, естественная и любимая деятельность.
Игры-драмматизации на песке способствуют развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребёнка в активное речевое общение. Кроме этого, песок обладает замечательным свойством поглощать негативную психологическую энергию очищать энергетику человека. Поэтому в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.
Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко является причиной плохого произношения. Если работать над развитием мелкой моторики пальцев рук, то можно стимулировать тем самым созревание речевой зоны коры головного мозга. Раздражая кожные покровы пальцев рук, мы можем повысить чувствительность оральной области. Мы использовали в своей работе систему различных упражнений с различными тренажёрами, гидропроцедуры, искусственную локальную гипертермию, рекомендованные для профилактики различных заболеванием детей с нормальным развитием следующими авторами: В. Т. Олифриенко, В. Т. Спириной, С. С. Волковой, Т. И. Осокиной.
Надо обратить внимание на то, что правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для развития речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Всем этим требованиям отвечает дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
В своё время югославскими учёными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело, призванных помочь в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определённый звук, соответствуют определённым микродвижениям нашего тела. Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшить произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и весёлыми. Мобилизируются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестическая системы. В конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно). Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринуждённость, помогают сформировать фонетически правильную речь.
Считается, что логопедическая ритмика является одним из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была более эффективной. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Сочетание различных мотивов в работе с дошкольниками возможна только в игре, которая является основным видом деятельности. С помощью театрализованной деятельности, логопед побуждает ребёнка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует ускорению введения исправленного звука в повседневную речь ребёнка, а также развивает природные речевые возможности и способности. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, что особенно важно на этапе автоматизации нарушенного звука, когда звук звучит правильно, но утрированно, чего чаще всего стесняются дети.
Широко известен тот факт, что обучение дошкольников целесообразнее всего проводить с опорой на наглядность. Нам же удалось разработать и апробировать на практике универсальное пособие, решающее одновременно множество вопросов. Мы назвали его «Логокартой», используя пособие на одном фронтальном занятии можно реализовать все основные задачи коррекционной работы : коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, накопление и обогащение активного словаря, развития грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие мелкой моторики рук, развитие зрительно-пространственного гнозиса, активизация познавательных процессов. Используя пособие на одном фронтальном занятии можно реализовать все основные задачи коррекционной работы.
Под новыми информационными технологиями понимается создание научно- обоснованных средств для развития ребёнка, его активной творческой деятельности. Компьютер становится развивающим средством самостоятельной деятельности ребёнка. Использование ребёнком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Проявляются такие процессы как мышление, представление, память, возникают и функционируют на уровне прогноза становления личности новые горизонты развития. Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». При разработке специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» был применён игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает сам ребёнок, используя понятные т доступные для него средства управления и визуальные образы.
Следует подчеркнуть, на основании вышесказанного, что внедрение в коррекционно-педагогический процесс игровых технологий, оптимизирует логопедическую деятельность, даёт возможность разнообразить развивающую среду, достичь высокого уровня речевого развития дошкольников.