Папки-передвижки

Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова (5 фото)

Пормейстер Ольга Викторовна
Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова

Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность основных

языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как

фонетика, лексика и грамматический строй.

При осложненных формах ОНР помимо перечисленных

Публикация «Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова» размещена в разделах

компонентов речи нарушается и слоговая структура слова,

то есть взаиморасположение и связь слогов в слове.

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения

в воспроизведении слогового состава слова, которые могут

проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов :

сокращение (пропуск) слога – «моток»«молоток»;

опускание слогообразующей гласной – «пинино»

«пианино»;

увеличение числа слогов за счет вставки гласных в

стечения согласных – «команата»«комната».

2. Нарушение последовательности слогов в слове :

перестановка слогов – «деворе»«дерево»;

перестановка звуков в соседних слогах – «гебемот»

«бегемот».

3. Искажение структуры отдельного слога :

сокращение стечений согласных – «тул»«стул»;

вставки согласных в слог – «лимонт»«лимон».

4. Уподобление слогов – «кококосы»«абрикосы».

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое

воспроизведение) – «били. били. билитекарь»«библиотекарь» .

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)«нананасы»«ананасы».

7. Контаминации (смешение элементов слов)«в холодильнице»«в хлебнице, в холодильнике».

Особую значимость проблема формирования слоговой

структуры слова приобретает в условиях детского сада для

детей с нарушениями речи, так как именно там происходит

подготовка к обучению грамоте дошкольников.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Необходимо развивать фонематическое восприятие, словарный

запас, грамматические формы и интеллектуальные функции: мышление, память, внимание. Поэтому требуется разнообразный учебный материал, который следует преподносить в игровой форме. На его поиск учитель-логопед обычно

затрачивает значительные усилия.

Фото №1 Речь страдает как целостная функциональная система и нарушаются такие ее компоненты как фонетика лексика и грамматический строй

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой

Фото №2 При осложненных формах ОНР помимо перечисленных Публикация Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова размещена в разделах Развитие ребенка

. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Фото №3 Материалы для педагогов Слог

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

Фото №4 Слоговая структура речи Темочки компонентов речи нарушается и

Методические рекомендации

Первый год обучения детей 5-летнего возраста с ОНР в

детском саду условно делится на 3 периода, которые отличаются друг от друга задачами, продолжительностью и объемом изучаемого материала.

Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова следует в начале второго периода обучения. Это обусловлено тем, что на фронтальных занятиях

по формированию правильного произношения в течение

первого периода обучения изучены практически все гласные

звуки первого ряда, а также звук И. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по

исправлению недостатков произношения слогообразующих

йотированных гласных, согласного Л’ и работа по дифференциации этих звуков.

Работу по формированию слоговой структуры слова

необходимо проводить индивидуально, как часть занятия

по коррекции звукопроизношения.

Следует использовать дифференцированный подход,

который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности, а также характер нарушения слоговой структуры слова.

Необходимо исключать слова с дефектно произносимыми звуками.

Каждый тип слоговой структуры нужно последовательно отрабатывать даже в том случае, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена

по принципу наращивания и усложнения слогов. В дальнейшем многосложные слова могут «разбиваться» на 2– 3

более простых с уже изученными слоговыми структурами.

Характерной особенностью коррекционной работы

является многократная повторяемость ее видов на разном

речевом материале.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушение количества слогов в слове :

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов : “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна, в его середине (“гуница” - гусеница, слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал, другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица) :

- опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове :

- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);

- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.

3. Искажение структуры отдельного слога :

- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).

4. Антиципации, т. е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т. к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Работа на уровне слогов.

1. Составление слогов из предложенных букв (Игра «Кто больше?»).

2. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов.

3. Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог)

4. Сосчитай сколько слогов я произнесла.

5. Назови ударный слог.

6. Наращивание (уменьшение) слогов («Скажи на один слог больше (меньше, чем я?»)

7. Чтение цепочек слогов.

8. Запоминание и повторение цепочки слогов.

9. Придумай слог к схеме : СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС

10. Скажи наоборот.

11. Игра «Кто быстрее?» Ребенок должен быстро найти и прочитать слог, заданный логопедом, среди других слогов.

12. Запись цепочки слогов и подчеркивание гласных, согласных и т. д.

Работа на уровне слова.

На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также расширение объема понимаемой речи.

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно- ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов. Следует обратить внимание и на формирование связного высказывания- объединение двух слов в одно предложение.

С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу, вводятся слова со стечением согласных звуков (все звуки ребенок должен произносить правильно). Работа над слоговой структурой слова подкрепляется наглядностью. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает следующую последовательность:

- Двусложные слова из открытых слогов (вата);

- Трехсложные слова из открытых слогов (машина);

- Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

- Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

- Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);

- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

- Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

- Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);

- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

- Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза);

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений :

Чтобы работа над слоговой структурой слова была наиболее успешной, предлагаю начать с развития пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.

Взрослый звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол….стоп).

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:

Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т. д.

Упражнение 4. Ребенок выполняет ’’перекрестные’’ движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т. д.

Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т. д.

Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги) :

Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ’’Поставь вверху листа точку (вниз палочку, нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т. д.

Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого : ’’Едем направо…. стоп, вверх…. стоп, налево…. стоп, вверх….стоп и т. д. ’’

Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т. д.

Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.

XX / XX / XX /

…. “ …. “ …. “ ….

О! + О! + О! +

Упражнение 11. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

Найди лишнюю фигуру.

«Найди лишнюю фигуру.»

Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации:

Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ’’Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т. д. ’’

Упражнение13. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ’’Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?’

Упражнение 14. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам ’’ Времена года’’, ’’ Части суток’’. В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 15. Взрослый и ребенок беседуют по теме ’’ Вчера – сегодня – завтра’’.

Упражнение 16. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание:

Послушать слова : мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.

Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

Упражнение 17. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом.

Артикуляционные упражнения : открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т. д.

2. Упражнения для рук : большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; ’’ кулак на столе’’ поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т. д.

После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Список литературы

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб ’’’Детство- Пресс’’,2005

Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М. ’’Сфера’’,2007-12-11

Бондарко Л. В. Структура слога и характеристика фонем //Вопросы языковедения. – М., 1967 № 1

Есечко Л. Б, Формирование слогового состава в произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном классе. // Дефектология,1974 №3

Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. – М., ’’Сфера’’, 2007

Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом у детей с нарушениями речи. // Автореферат фис. Канд. пед. наук. – М. ,1963

Маркова А. К. Особенности усвоения звукослоговой структурой слова детьми, страдающих алалией. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М. ,1961

Титова Т. А. К проблеме нарушения слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией. – Л. ,1985

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова
Опубликовано: 18 октября 2022 в 13:03
+228Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД