Игры для развития фонематического восприятия

Елена Романий
Игры для развития фонематического восприятия

Игры для развития фонематического восприятия

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.

Словарный запас

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Хорошо, если объем активного словаря (те слова, которые малыш использует в своей речи) будет соответствовать объему пассивного словаря (тех слов, которые ребенок понимает). Ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением. Расширение словарного запаса тесно связано с ознакомлением с окружающим миром. Когда малыш открывает что-то новое для себя, пополняется и его словарный запас. Закрепляйте использование ребенком в речи новых слов: названий профессий, техники, материалов, признаков предметов, действий и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ

1. «Четвертый лишний»

Взрослый задает ребёнку загадки, перед ним выкладываются картинки-отгадки. Отгадав загадку, ребенок должен определить, какая картинка лишняя и почему.

2. «Соберем урожай»

Ребенку предлагаются разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую корзинку.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый читает ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово.

Ромашка, василек, клубника, роза, мак;

Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки;

Кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска.

4. «Найди лишний предмет»

Ребенку демонстрируется карточка с контурными изображениями предметов одной тематической группы, среди которых встречается изображение предмета другой тематической группы. Ребенок должен, назвав изображения, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.

При правильном выполнении задания он получает картинку с цветным изображением этого предмета:

легковая машина, корабль, самолет, грузовик, дом;

груша, яблоко, виноград, лимон, морковь;

еж, белка, заяц, лиси, рыба;

стол, стул, кровать, шкаф, кастрюля.

5. «Найди пару»

Ребенку раздаются картинки с изображением различных предметов. Взрослый поочередно показывает и называет свои картинки, к которым ребенок должны подобрать пару:

чашка — стакан; платье — сарафан; носки — гольфы; чулки — носки; перчатки — варежки; туфли — босоножки; ранец — портфель.

6. «Продолжи»

Перед ребенком раскладываются картинки, названия которых входят в различные тематические группы.

Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

яблоко, слива. трамвай, автобус. сапоги, туфли.

огурец, лук. юбка, рубашка. кукла, юла.

заяц, лиса. корова, собака. молоток, рубанок.

7. «Отгадай-ка»

Взрослый читает ребенку загадки и просит отгадать их, объяснив свою отгадку.

Грамматический строй речи

У дошкольников старшего возраста должен быть сформирован правильный грамматический строй речи.

Дошкольник должен научиться:

• правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с существительными и прилага-тельными; правильно употреблять предлоги, согласовывая их с существительными;

• пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, кино и т. д.);

• образовывать однокоренные слова (трава - травка - травушка); образовывать новые слова из двух слов (пар возить - паровоз, существительные с суффиксами (сахар - сахарница, глаголы с приставками (ехать - приехать, сравнительную и превосходную степень прилагательных (умный - умнее - еще ум-нее);

• составлять простые и сложные предложения;

• использовать в речи сложные предложения разных видов.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИКИ

1. «Один – много»

Взрослый называет дин предмет, а ребёнок много.

Рука – руки, окно, колесо, перо, ведро, ухо.

2. «У кого какие детёныши»

Взрослый называет детеныша животного или птицы, а ребенок должен у кого эти детеныши.

Утята – у утки, ягнята – у овцы, жеребенок – у лошади.

3. «Назови ласково»

Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково.

Чашка – чашечка, стол – столик, рука – ручка, кот, окно, дерево, платье, часы.

4. «Кто это делает?»

Образование однокоренных слов породу деятельности.

Детей учит учитель. Дома строят строители. Продает товар продавец.

5. «Образуй новое слово».

Взрослый говорит словосочетание, а ребенок образует новое слово.

Лёд колет – ледокол. Сам летает – самолет. Сам катает – самокат.

6. «Что где хранится?»

Взрослый показывает картинки и спрашивает, что где находится.

Куртка висит в шкафу. Шапка лежит на полке. Кот спит под креслом.

7. «Синее пальто»

Несклоняемые слова.

Взрослый показывает предметную картинку и просит ребенка придумать рассказ.

У девочки было красное пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой в магазин за синим пальто. Девочка была рада синему пальто.

Проведённая таким образом совместная работа с учителем-логопедом и родителями принесет положительные результаты и подготовит ребенка к школьному обучению. Позволит ему в дальнейшем справиться с трудностями и сохранить интерес к обучению.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Воспитывая маленького гражданинаВоспитывая маленького гражданина Страна, где мы родились и живемДля возрождения национальной культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры для развития фонематического восприятия
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 23:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Событие на МAAM: «двойное попадание в семёрку»
25 марта на портале МААМ произошло интересное событие: была опубликована 777 777-я публикация в блоге. Публикацией с таким необычным порядковым номером...
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...
День археолога в ДОУ 2018
Часть 1. Теоретическая Презентация ( слайды. Слайд 1. Добро пожаловать в археологию! Слайд2. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но,...