Елена Романий
Игры для развития фонематического восприятия
Игры для развития фонематического восприятия
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.
Публикация «Игры для развития фонематического восприятия» размещена в разделах
Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.
Словарный запас
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Хорошо, если объем активного словаря (те слова, которые малыш использует в своей речи) будет соответствовать объему пассивного словаря (тех слов, которые ребенок понимает). Ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением. Расширение словарного запаса тесно связано с ознакомлением с окружающим миром. Когда малыш открывает что-то новое для себя, пополняется и его словарный запас. Закрепляйте использование ребенком в речи новых слов: названий профессий, техники, материалов, признаков предметов, действий и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ
1. «Четвертый лишний»
Взрослый задает ребёнку загадки, перед ним выкладываются картинки-отгадки. Отгадав загадку, ребенок должен определить, какая картинка лишняя и почему.
2. «Соберем урожай»
Ребенку предлагаются разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую корзинку.
3. «Назови лишнее слово»
Взрослый читает ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово.
Ромашка, василек, клубника, роза, мак;
Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки;
Кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска.
4. «Найди лишний предмет»
Ребенку демонстрируется карточка с контурными изображениями предметов одной тематической группы, среди которых встречается изображение предмета другой тематической группы. Ребенок должен, назвав изображения, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.
При правильном выполнении задания он получает картинку с цветным изображением этого предмета:
легковая машина, корабль, самолет, грузовик, дом;
груша, яблоко, виноград, лимон, морковь;
еж, белка, заяц, лиси, рыба;
стол, стул, кровать, шкаф, кастрюля.
5. «Найди пару»
Ребенку раздаются картинки с изображением различных предметов. Взрослый поочередно показывает и называет свои картинки, к которым ребенок должны подобрать пару:
чашка — стакан; платье — сарафан; носки — гольфы; чулки — носки; перчатки — варежки; туфли — босоножки; ранец — портфель.
6. «Продолжи»
Перед ребенком раскладываются картинки, названия которых входят в различные тематические группы.
Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:
яблоко, слива. трамвай, автобус. сапоги, туфли.
огурец, лук. юбка, рубашка. кукла, юла.
заяц, лиса. корова, собака. молоток, рубанок.
7. «Отгадай-ка»
Взрослый читает ребенку загадки и просит отгадать их, объяснив свою отгадку.
Грамматический строй речи
У дошкольников старшего возраста должен быть сформирован правильный грамматический строй речи.
Дошкольник должен научиться:
• правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с существительными и прилага-тельными; правильно употреблять предлоги, согласовывая их с существительными;
• пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, кино и т. д.);
• образовывать однокоренные слова (трава - травка - травушка); образовывать новые слова из двух слов (пар возить - паровоз, существительные с суффиксами (сахар - сахарница, глаголы с приставками (ехать - приехать, сравнительную и превосходную степень прилагательных (умный - умнее - еще ум-нее);
• составлять простые и сложные предложения;
• использовать в речи сложные предложения разных видов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИКИ
1. «Один – много»
Взрослый называет дин предмет, а ребёнок много.
Рука – руки, окно, колесо, перо, ведро, ухо.
2. «У кого какие детёныши»
Взрослый называет детеныша животного или птицы, а ребенок должен у кого эти детеныши.
Утята – у утки, ягнята – у овцы, жеребенок – у лошади.
3. «Назови ласково»
Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково.
Чашка – чашечка, стол – столик, рука – ручка, кот, окно, дерево, платье, часы.
4. «Кто это делает?»
Образование однокоренных слов породу деятельности.
Детей учит учитель. Дома строят строители. Продает товар продавец.
5. «Образуй новое слово».
Взрослый говорит словосочетание, а ребенок образует новое слово.
Лёд колет – ледокол. Сам летает – самолет. Сам катает – самокат.
6. «Что где хранится?»
Взрослый показывает картинки и спрашивает, что где находится.
Куртка висит в шкафу. Шапка лежит на полке. Кот спит под креслом.
7. «Синее пальто»
Несклоняемые слова.
Взрослый показывает предметную картинку и просит ребенка придумать рассказ.
У девочки было красное пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой в магазин за синим пальто. Девочка была рада синему пальто.
Проведённая таким образом совместная работа с учителем-логопедом и родителями принесет положительные результаты и подготовит ребенка к школьному обучению. Позволит ему в дальнейшем справиться с трудностями и сохранить интерес к обучению.