наталия марютина
Игры и игровые упражнения для обучения детей плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и игровые упражнения для обучения детей плаванию.
.
2 младшая группа.
Игровое упражнение "Паровозик"
Задача. Учить ходить по бассейну, друг за другом, сохраняя равновесие. Учить слушать и выполнять команды.
Описание. Дети встают в колонну, положив руки друг другу на плечи. По команде "Поехал паровозик" дети двигаются по бассейну. По команде "Станция" - останавливаются. "Прогулка"- дети расходятся врассыпную по бассейну (можно предложить побегать по воде). "Паровозик готовится к отъезду"- дети встают друг за другом.
Публикация «Игры и игровые упражнения для обучения детей плаванию» размещена в разделах
Игровое упражнение "Акула".
Задача. Учить лежать на спине в положении "звёздочка", учить работать ногами способом кроль., приучать слушать и выполнять команды.
Дети ложатся на спину, работают ногами способом кроль. На сигнал "Акула" замирают, принимая положение "звёздочка" на спине.
Игра "Перенеси предметы"
Задачи: : учить ходить и бегать в воде,. сохраняя равновесие, преодолевая сопротивление воды; развивать ловкость.
Описание игры : Дети стоят у бортика каждый у своей доски. На противоположном бортике для каждого выкладывается по 3 игрушки. По команде дети бегут к противоположному бортику, берут одну игрушку и возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда будут перенесены все игрушки.
Усложнение : за игрушкой бежать лицом вперед, возвращаться на место спиной вперёд.
Методические рекомендации: Следить, чтобы дети переносили только по одной игрушке.
Игра "Собери игрушки".
Задача: учить детей передвигаться по бассейну, собирая игрушки, преодолевая сопротивление воды.
Описание. Дети стоят на своих местах. Инструктор разбрасывает нетонущие игрушки по всему бассейну. По сигналу дети должны собрать игрушки и принести их на свое место. Побеждает, собравший большее количество игрушек.
Варианты:1. - можно собирать поочередно по одной игрушке; 2 - собирать сразу столько игрушек, сколько могут унести на свое место.
Методические рекомендации: Собирать игрушки только после сигнала, собирая игрушки не толкаться, не отнимать игрушки.
Игра " Мы ребята смелые".
Задача: Побуждать опускать лицо в воду, учить двигаться по кругу, держась за руки.
Описание игры. Дети встают в круг, взявшись за руки. Вода по пояс или выше. Дети идут по кругу:
Мы ребята смелые,
Смелые, умелые.
Если только захотим
Смело в воду поглядим.
Дети останавливаются, расцепляют руки. По сигналу опускают лицо в воду. Отмечается самый смелый водолаз.
Методические рекомендации. Следить, чтобы дети продвигались по кругу ровно, не наталкиваясь друг на друга. Побуждать опускать лицо, а затем и всю голову, задерживая дыхания. По мере обучения отмечаются дети, которые дольше просидели под водой, задержав дыхание ("самый смелый водолаз").
Игра "Караси и щука"
Задача: учить опускаться в воду с головой, подныривать под обруч.
Описание игры. " Щука" стоит в углу бассейна, отвернувшись от других детей. "Карасики " подныривают в обруч - они в домике. По команде "карасики", подныривая выплывают из домика. Двигаются по бассейну, подплывая ближе к щуке. По команде "Щука" дети убегают, уплывают от "щуки". "Щука" после команды поворачивается и ловит "карасей"." Караси" должны спрятаться от "щуки" в домике, поднырнув под обруч.
Методические рекомендации. Побуждать детей опускаться под воду с головой. Подплывая под обруч, дети не должны поднимать его руками. Следить, чтобы дети подплывали к "щуке" ближе - смелые "карасики".Следить, чтобы "щука" не хватала "карасей", а салила. " Щуку" выбирать из самых и ловких и смелых детей.
"Мы весёлый ребята"
Задача. Учить бегать по воде.
Описание. Дети выстраиваются у бортика с одной стороны бассейна, руки кладут на бортик - они в домике. Водящий встаёт у противоположного бортика, спиной к играющим. Дети начинают движение по прямой к водящему со словами:
Мы весёлые ребята.
Любим плавать и играть
Ну попробуй нас догнать -
Раз, два, три- плыви!
Водящий поворачивается к детям и начинает их догонять. Дети убегают от водящего. Добежав до своего места, кладут руки на бортик. - они в домике.
Методические указания. Побуждать детей подходить ближе к водящему. Во время бега следить, чтобы дети не кричали. Со временем побуждать детей уплывать от водящего. Приучать детей салить, слегка дотрагиваясь руками.
Игровое упражнение "Тачки"
Цель. Учить передвигаться по воде спиной вперед в шаге и беге. Учить выпрямляться в положении лежа на груди и спине во время скольжения по воде. Учить опускать лицо в воду.
Описание. Дети встают парами лицом друг к другу, взявшись за руки. Один из детей "тачка". По команде дети начинают движение: Один ложится на воду. - он " тачка", второй идёт вперед спиной ("тащит тачку") .
Методические указания. Во время движения руки у детей должны быть прямыми. Следить, чтобы идущий не подтягивал "тачку" к себе, сгибая рукив локтях. Побуждать детей вытягивать ноги, опускать лицо в воду во время скольжения по воде.
Со временем можно устраивать соревнования "Чья тачка быстрее". Выполняя это упражнение, можно начинать учить детей делать вдох над водой, поднимая лицо, не вставая на дно и выдох в воду.
Средняя группа.
Игровое упражнение "Тачка на спине"
Дети встают в пары. "Тачка " спиной к вознице. По команде "тачка" ложится на воду на спину. Возница берёт "тачку" за вытянутые в воде руки и идёт спиной вперёд.
Следить, чтобы туловище было вытянуто, лицо на поверхности воды.
Игровое упражнение Прицеп".
Задача. Учить скольжению по воде на груди в паре, опустив лицо в воду, вытянув туловище.
Описание. Дети встают в пару друг за другом. Второй в паре "прицеп". "Прицеп" кладет руки первому на пояс. По команде первый начинает идти (бежать) вперёд, а второй ложится на воду на грудь, держа первого за пояс, вытягиваясь в воде, опустив лицо в воду. Можно проводить как соревнования пар.
Методические указания. Следить за положением рук " прицепа".
Старшая и подготовительная группа.
Варианты использования упражнений "стрелочка"
Для поддержания интереса к занятиям и развития внимания провожу эти упражнения по сигналам. Например, если я показываю 5 пальцев, то после свистка дети должны выполнить обычную стрелочку,один палец - стрелочку с поворотом, 3 пальца - "винт". Все эти упражнения выполняют по 2 раза. В одну сторону скольжение на груди, в обратную -на спине.
Для детей интересно выполнение стрелочек в паре.
1 вариант - дети встают в пары друг напротив друга. По команде начинают скользить навстречу друг другу. Встретившись, сцепляют руки, встают. Можно использовать этот вариант, как соревнование между парами детей.
2 вариант- встать парами друг напротив друга на расстоянии не менее 3 метров. По сигналу дети выполняют стрелочку навстречу друг другу. Один проплывает на поверхности воды, второй - подныривает, проплывая под первым.
Игры для подводного плавания.
"Туннель".
Задача: учить плавать под водой, прижимаясь как можно ближе ко дну бассейна. Упражнять в задержке дыхания.
Описание 1 вариант. Дети встают в колонну друг за другом, ставя ноги широко, образуя под водой туннель. Один из играющих встаёт перед туннелем на некотором расстоянии. По сигналу он проплывает под водой в туннеле. Затем встаёт в конец туннеля, а первый в колонне встаёт на его место.
Методические указания. Следить, чтобы дети стояли в колонне ровно, не мешали проплывающему. Начинать движение проплывающему можно по сигналу.
2 вариант. Дети делятся на команды по 2-3 человека. Первый встает на некотором расстоянии от остальных детей, которые образуют туннель под водой. За каждой командой разбросаны одинаковое количество тонущих игрушек. По сигналу ребёнок проплыв в туннеле, берет со дна игрушку и встаёт в конец туннеля. Как только он проплыл сквозь ноги первого в туннеле, первый должен быстро занять место ныряющего. Побеждает команда первая собравшая все свои игрушки.
Методические указания. Следить. чтобы дети проплыв туннель, брали игрушку со дна, не вставая на ноги. Начинать движение ныряющему можно только после того, как поднырнувший встал в конец колонны.
"Водолазы"
Задача. Учить плаванию под водой, прижимаясь как можно ближе ко дну. Упражнять в задержке дыхания и медленном выдохе под водой.
Описание. Перед каждым ребенком по его дорожке по прямой разложены тонущие игрушки. По сигналу дети собирают свои игрушки, проплывая по дну бассейна, не вставая на ноги, а затем возвращаются назад.
Методические указания. Побуждать выполнять задание под водой, не вставая на дно,от начала до конца.
"Караси и карпы"
Задача. Упражнять в подныривании. Развивать реакцию, внимание.
Описание. По середине бассейна натянута верёвка Дети делятся на 2 команды - "караси" и "карпы". Команды подходят к верёвке каждая со своей стороны. По сигналу инструктора "Караси", дети - "караси" подныривают под верёвку и пытаются вплавь догнать "карпов". " Карпы" уплывают к своему бортику. Затем, дети возвращаются к верёвке. Пойманные "карпы" переходят на сторону "карасей". (То же по команде "Карпы"). Игра проводится 4-6 раз. Побеждает команда, в которой по окончании игры будет большее колличество игроков.
Методические указания. При подплывании дети не должны дотрагиваться до веревки. Во время игры дети должны плавать, а не бегать по воде.
При проведении этой игры в младших группах бег по воде допускается.
Игровые упражнения со статическими упражнениями.
"Поменяй положение".
Провожу это упражнение после того, как дети овладели статическими упражнениями "звездочка" на груди и спине, "поплавок", дощечка" на груди и спине, "полудощечка" (одна нога и рука вытянуты; вторая нога, согнута в колене, рука обхватывает ногу, прижимая к животу).
Задача. Упражнять в задержке дыхания, медленном выдохе в воду. Развивать внимание, память.
Описание. Инструктор объясняет детям порядок упражнений,которые нужно выполнять по сигналу свистка. Например, синал свистка -лечь на "звездочку на грудь, второй свисток -не вставая, перейти в положение "поплавок", третий свисток - "звездочка" на спине, четвёртый свисток - "дощечка" на спине, пятый свисток - встать. Вариации зависят о уровня подготовки детей. Перед первым свистком дети делают вдох и на задержке выполняют задания, не вставая на дно.
"Не ошибись"
Задача. Упражнять в выполнении статических упражнений. Развивать внимание и память.
Описание. Вначале игры инструктор объясняет детям задание. Если он называет какую-либо птицу, то дети после свистка должны выполнить "звёздочку" на груди. Если дети услышали название рыбы, необходимо принять положение "звёздочка" на спине. В том случае, когда инструктор назвал животное, необходимо сделать "поплавок". Вставать из принятого в воде положения можно только после свистка. .Вариации заданий и упражнений зависят от возраста и подготовки детей.
Методические указания. Побуждать детей выполнять задание самостоятельно, не повторяя движения за остальными.