Игры и опыты с песком. Наблюдения на прогулке. Творческие задания

Пономаренко Елена Евгеньевна
Игры и опыты с песком. Наблюдения на прогулке. Творческие задания

Игры с песком

Опыт 1. Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок – рыхлый, в отличие от глины.

Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие – что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчинки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растёртую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - –из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3. Можно проводить опыты в трёхлитровых банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать воздушный шарик или использовать велосипедный насос.

Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться также быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажнённым песком и глиной.

Опыт 4. Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держаться друг за друга», и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок – рыхлый.

Опыт 5. Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в мокрый или сухой? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Опыт 6. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики всё-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте их высыхать. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич – из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите внимание на то, что получится не «тесто» для куличей, а «каша-малаша». Правда и с ней приятно повозиться.

Наблюдения на прогулке

1. На прогулке обратите внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение: «Строить замки на песке»? (опыт №6)

2. Предложите детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более чёткие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?

2. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берётся? Предложите детям пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что быстрее отмывалось – песок или глина? (опыт №2.)

3.

4. внимательно исследуйте участки, на которых после дождя скапливается вода, и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи – на песке или на глинистой почве? Проверьте предположения на примере вашего участка, парка, сквера. (опыт №5.)

5. В ветреную погоду понаблюдайте за песком – уносит ли его ветер? (опыт №3.)

6. Во время игры в песочнице аккуратно ссыпьте с совочка сначала мокрый, затем сухой песок. Какой песок более сыпучий? (опыт №1.)

Творческие задания

1. Древние люди лепили тарелки, кувшины, чашки из глины. А если бы посуда была из песка? (опыт №6.) Даже если нам удастся слепить глубокую тарелку из песка и налить туда суп, то съесть его мы не успеем. Такая посуда пригодилась бы только тем, кто не любит, есть первое: вся вода просочится через тарелку, и суп сразу превратится во второе блюдо.

2. Многие ребята видели в медицинских кабинетах песочные часы. Можно ли сделать такие же из глины? Пусть дети объяснят свои ответы. (опыт №1.)

3. В пустынях и полупустынях, где часто бывают пыльные и песчаные бури, обитают звери с необычно большими носами – верблюды и сайгаки. Как вы думаете, для чего им нужны такие носы – противогазы? Ветер поднимает песок, и он попадает в нос животным. Внутри большого горбатого носа воздух фильтруется, песок оседает. (опыт №3)

4. Почему растениям трудно расти на сыпучих песчаных холмах - барханах? Вспомните о том, что песок рыхлый, легко переносится ветром с места на место. (Опыт №3) Он может совсем засыпать растение или, наоборот, открыть его корни палящему солнцу. В таких условиях выживают только самые выносливые растения.

5. Представьте, что вам нужно быстро выкопать нору, чтобы спрятаться от жары или от врагов. В каком месте это лучше сделать – с песчаной или с глинистой почвой? А если нужно, чтобы нора была прочной и не осыпалась, тогда где? (опыты №1 и 6)

6. Песком часто посыпают дорожки. Это делают для красоты? А может быть, для того, чтобы впитывалась вода и не было, грязи? (опыт №5) Подумайте, каким животным понравилось бы, что дорожки в парке посыпают песком, а каким - не очень (например, дождевому червяку и лягушке – нет, пустынной ящерице, черепахе – да).

Публикации по теме:

Консультация «Наблюдения на прогулке. Творческие задания» В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования сформировался ещё один метод познания закономерностей.

Свойства воды. Наблюдения и опыты на прогулкеСвойства воды. Наблюдения и опыты на прогулке Зимой на прогулке мы закрепляем с детьми знания о свойствах воды. В этом нам помогает желание сделать горку из снега. Дети внимательно наблюдали.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Игры и опыты с песком. Наблюдения на прогулке. Творческие задания
Опубликовано: 8 июня 2015 в 19:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Оформление участка своими руками
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаю Вашему вниманию наш участок , на котором уютно расположились сделанные своими руками поделки....
Планирование по образовательной области «Физическая культура» в младшем дошкольном...
Планирование. Образовательная область «Физическая культура» в младшем дошкольном возрасте. Первая неделя 1. Построение стайкой. 2. Ходьба стайкой за...