Получи документы

Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи

Любовь Николаенко
Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи

Интонационная выразительность речи играет важное значение для развития языковой способности ребенка, удовлетворения интеллектуальных и эмоциональных потребностей, формирования высокой речевой культуры в коммуникативной деятельности и предпосылок успешного обучения в школе. Очень часто речь детей неэмоциональна и невыразительна. Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-драматизациям, но не умеют передать характер героев, их настроение. Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма ухудшают их устную речь. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию.

Публикация «Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи» размещена в разделах

Игра «Паучок»

Цель: учить детей координировать темп движений и темп речи.

Описание: дети стоят около своих стульев. Слушают отрывок стихотворения, произносимого педагогом в медленном темпе. Пальцами одной руки, изображая большого паука, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «Паучок ходил по ветке»; далее пальцами изображают маленьких пауков, быстро дотрагиваясь до ладони другой руки – «А за ним ходили детки».

Упражнение «Вьюга».

Цель: учить детей регулировать силу голоса.

Описание: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит: «Вьюга начинается». Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.

Упражнение «Угадай, чей голос?»

Цель: развивать у детей восприятие тембра голоса.

Описание: педагог предлагает детям вспомнить сказку про Машу и три медведя. Далее предлагает прослушать предложение: «Кто спал на моей кровати?», которое произнесено от лица медведицы (голосом средней высоты тона, папы-медведя (низким голосом) и Мишуткой (тонким, высоким голосом, и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи.

Игра «Медвежата»

Цель: закреплять у детей умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал: три маски медведей.

Описание: два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Мам, мёду нам, мам, молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам, вот я вам!»

Упражнение «Барабан»

Цель: развивать у детей восприятие и воспроизведение ритмических структур.

Описание: педагог предлагает детям поиграть в настоящего музыканта, в руках у которого барабан. Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов и: А. назвать количество ударов. Б. «Прохлопать» предложенный ритм. Например: / / / / / ; / / / / ; / / / / / /.

Упражнение «Главное слово».

Цель: учить детей интонационному выделению слов в предложениях, меняя темп высказывания.

Описание: педагог начинает чтение скороговорок в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряет темп, но следит за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Упражнение «Яблоко»

Цель: развивать у детей выразительность жестов и мимики. Описание: на фланелеграфе находятся карточки с изображением яблок. Одно яблоко вялое, черное, гнилое, а другое – большое, сочное, красное. Ребенку необходимо произнести слово «яблоко» так, чтобы передать голосом, что одно яблоко – красивое и сочное, а другое – вялое и нeпривлекательное. Яблоко! (Радостно, с восхищением). - Яблоко. (Недовольным тоном).

Упражнение «Гроза»

Цель: учить детей различать и воспроизводить тембр голоса на материале одного предложения.

Описание: ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном оно было произнесено. Далее педагог показывает картинку-пиктограмму, лицо которого выражает соответствующее чувство.

Скоро гроза! (недовольство)

Скоро гроза! (радость)

Скоро гроза! (удивление)

Скоро гроза (грусть)

Скоро гроза! (страх, испуг)

Упражнение «Волшебники»

Цель: учить детей интонационно изменять повествовательное предложение на вопросительное.

Описание: Дети слушают повествовательное предложение и «превращают» его в вопрос. Мелодические изменения голоса на протяжении высказывания сопровождаются соответствующим движением руки.

Примеры:

Дети разговаривают. Дети разговаривают?

Наша собака нашлась. Наша собака нашлась?

Скоро зима. Скоро зима?

Ты очень устал. Ты очень устал?

Я иду в магазин. (ответы детей)

Бабушка варила варенье. (ответы детей)

В прошлом году было жаркое лето. (ответы детей)

Игра «Почемучки»

Цель: закреплять умение передавать интонацию вопроса в речи.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: педагог говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.

Игра «Письма-загадки»

Цель: закреплять умение передавать интонацию вопроса в речи.

Материал: набор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют один за другим, как слова в предложении.

Описание: педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок, при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т. е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку, дети подбирают подходящий по смыслу глагол (необходимо заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с интонацией вопроса.

Игра «Подслушанный разговор»

Цель: закреплять детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

Описание: На картинках изoбражены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют. Например, грустная машина в гараже: «Пoсле долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним oтправимся в удивительное, радoстное путешествие!»

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!» Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами,.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движенийПодвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи
Опубликовано: 24 августа 2022 в 09:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД