МААМ-картинки

Игры и упражнения по развитию познавательных процессов

Ксения Эхова
Игры и упражнения по развитию познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы

Игры на развитие ощущений.

«Найди на ощупь»

Возраст: 4-5 лет

Цель игры : сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предметов.

Количественный состав: Игра проводится одн

овременно с 2-3 детьми.

Время проведения: 15-30 минут.

Оборудование: набор мелких игрушек, коробка с игрушками (у взрослого, мешочек.

Публикация «Игры и упражнения по развитию познавательных процессов» размещена в разделах

Ход игры : Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.

«Широкая лестница»

Возраст:4-5 лет.

Цель игры : расположение элементов в зависимости от толщины, соблюдая постепенность изменений.

Количественный состав: число участников не ограниченно.

Время проведения:10-15 миут.

Оборудование: 10 брусков разных по толщине.

Ход игры : Взрослый предлагает детям построить широкую лестницу с одинаковыми ступеньками. После выполнения задания дети играют с куклой. Затем взрослый вместе с детьми разбирает лестницу, обращая внимание на то, что 1-ый брусок самый тонкий, 2-ой толще и т. д., а последний самый толстый. В случае затруднения дети могут использовать мерку

«Найди пару»

Возраст:3-5 лет.

Цель игры : визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами.

Количественный состав: играть могут от 1-го до 3-х человек.

Время проведения:10-30 минут.

Оборудование: два красных, два синих, два желтых кружка (1 на панели и 1 отдельно).

Ход игры : Взрослый выставляет цветные кружочки на панели в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу подобрать одинаковые цвета». Затем берет любую отдельную деревянную табличку и подбирает к ней пару на панели. Таблички кладутся рядом. Также выкладывается вторая пара и т. д. Далее таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.

Игры на развитие памяти.

«Запомни своё место»

Возраст: для детей 3-4 лет.

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Количественный состав:2- 10 человек.

Время проведения:10-20 минут.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры : Дети стоят или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

«Заводные игрушки»

Возраст: для детей 4-5 лет.

Количественный состав:2-10 человек.

Время проведения:15-25 минут.

Оборудование: различные игрушки, магнитафон.

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход игры : В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

«Художник»

Возраст: для детей 5-6 лет.

Количественный состав: от 1-го до 8-ми человек.

Время проведения:15-30 минут.

Оборудование: не требуется.

Цель: Развивать внимание и память.

Ход игры : Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

«В магазине зеркал»

Возраст: для детей 6-7 лет.

Количественный состав: 2-10 человек.

Время проведения:20-35 минут.

Оборудование: не требуется.

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход игры :В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же. Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения

Упражнения для развития мышления.

«Древо мудрости»

Возраст: средний, старший школьный.

Количественный состав: от 2 до 8 человек.

Время проведения:20-30 минут.

Оборудование: ручки, бумага.

Ход игры : Ведущий сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Игра развитие мышления

«Сокращение рассказа»

Возраст: 9-10 лет

Количественный состав:2-4 человек.

Время проведения:25-40 минут.

Оборудование: не требуется.

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Ход игры : Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Упражнение на развитие мышления

«Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Количественный состав: 1-2 человек.

Время проведения:20-35 минут.

Оборудование: карандаши, бумага.

Цель: Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

Ход игры : В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху. После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Игра на развитие мышления

«Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Количественный состав: 1-10 человек.

Время проведения:20-30 минут.

Оборудование: карандаши, бумага.

Цель: Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Ход игры : Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра на развитие мышления

«Ключ к неизвестному»

Возраст: Детям младшего школьного возраста

Количественный состав: от двух человек.

Время проведения:20-40 минут.

Оборудование: заранее подготовленные мелкие предметы.

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры : предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов ( например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Игры для развитие речи.

«Что за предмет?»

Возраст: 4-5 лет.

Количественный состав: число участников не ограниченно.

Время проведения: 15-20 минут.

Оборудование: мешок с игрушками.

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход игры : Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»

«Угадай игрушку»

Возраст:3-5 лет.

Количественный состав: число участников не ограниченно.

Время проведения:15-20 минут.

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход игры : На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Возраст:4-6 лет.

Количественный состав: число участников не ограниченно.

Время проведения:20-30 минут.

Оборудование: кукла.

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход игры : Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра для развития тактильных ощущений у слепых и слабовидящих детей «Рыбоньки-рыбки…»Авторская дидактическая игра для развития тактильных ощущений у слепых и слабовидящих детей «Рыбоньки-рыбки…» Авторская дидактическая игра для развития тактильных ощущений у слепых и слабовидящих детей «Рыбоньки-рыбки все хороши, папы и мамы и малыши».

Дидактическая игра «Отгадай на ощупь цифру» для детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра «Отгадай на ощупь цифру» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: Учить детей узнавать и называть цифры в пределах 10 на ощупь. Упражнять в счете в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по развитию познавательных процессов
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 22:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения по развитию познавательных процессов» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Эхова (УИ 263785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД