Елена Щедрова
Игры и упражнения по теме «Многозначные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию несколько игр и упражнений, которые можно использовать при работе над многозначностью слов.
1."Заселяем дом"
Можно вырезать контур дома с окошками-прорезями. Приготовить предметные картинки, отражающие значения разных многозначных слов и играть. Можно использовать вариант на магнитной доске.
Публикация «Игры и упражнения по теме „Многозначные слова“» размещена в разделах
2."Что лишнее"
3."Отгадай слово"
(ИГОЛКА)
(ИДЁТ)
Можно сделать и на другие многозначные слова.
4."Найди пару"
(кисть винограда и малярная кисть; лук-овощ и лук-спортивный снаряд; язычок у колокола и у ботинка; иголки у ёжика и ёлки)
5."Составь полянку"
Цель игры: составлять семантическое поле многозначных слов и омонимов.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением предметов, названия которых могут входить в семантическое поле некоторых многозначных слов.
Детям раздаются картинки, соответствующие сразу двум или трем понятиям. Ребенок раскладывает их на 2 - 3 части, составляют "полянку", затем объясняют свой выбор, почему он объединил эти снова.
6."Посылка"
Цель игры: упражнять детей в умении проводить семантический подбор и отбор адекватных слов к многозначным понятиям.
- Дети, к нам пришла посылка, но она попала под дождь и все, что было написано на крышке, размыто дождем. Осталось только несколько слов, с их помощью мы постараемся отгадать, что же нам прислали. Одно слово - «свежий». Давайте подберем слова, которые мы обычно употребляем со словом "свежий"?
Все названные детьми слова классифицируются и повторяются для запоминания детьми.
- Дети, на посылке еще одно слово уцелело. Выпуск. К каким словам подходит это словосочетание "свежий выпуск"? Если дети сразу затрудняются, то можно попробовать проговорить это словосочетание со многими словами, по ходу замечая, что, возможно, не все слышали такие выражения. После того, как правильно называется слово " журнал ", посылка открывается, достается свежий выпуск какого-нибудь детского журнала, все его рассматривают, педагог зачитывает самые интересные моменты.
7."Сосед - чудак"
Цель игры: познакомить детей с явлением многозначности.
- Ребята, в нашем доме живет один чудак, он все делает не так, как надо. Вчера у меня в ручке кончилась паста. Но когда я попросила у соседа ручку, он просто со мной поздоровался за руку и пошел по своим делам. Первоклассник Вова попросил у него лист бумаги, а он дал ему лист комнатного растения. А на кухню вместо разделочной доски принес школьную доску. Как-то его попросили быть судьей на соревнованиях и ставить очки командам, так он собрал дома все бабушкины очки и раздал их спортсменам.
- Почему же он так делал? Да, он не знает, что в нашем языке есть слова, которые имеют много значений. Их еще называют многозначными. Давайте вспомним такие слова (ручка, доска, лист, очки). Внимательно послушайте стихотворение и назовите многозначные слова из него:
Капитан стоял отважно у штурвала,
Пены волн барашками играли,
Небо, хмурясь, молнии швыряло.
Наш корабль несло на косу,
Не держались очки на носу.
По каждому многозначному слову нужно перечислить все известные детям значения.