Папки-передвижки

Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш] (9 фото)

Ирина Гурова
Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]

Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш

Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является обучение дифференциации звуков [ж] и [ш], которые имеют артикуляционно-акустическое сходство. Логопедическая работа по дифференциации глухих и звонких звуков является очень важной, т. к. большинство детей с общим недоразвитием речи имеют нарушение слухового различения фонем. Так, в устной речи этот недостаток ведёт к заменам и смешениям звуков, в письменной может проявиться в смешении соответствующих букв при письме («шук», «ложадь», «мажина»). Поэтому занятия по формированию умений дифференциации звуков занимают значительное место в системе логопедической работы.

Публикация «Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]» размещена в разделах

Материал предназаначен для использования в подготовительной к школе группе.

• Игра «Телефон» («Не ошибись»)

Дифференциация изучаемых звуков в слогах.

Оборудование: телефон.

Детям предлагается воспроизводить ряды слогов. Варианты могут быть различны в зависимости от речевых возможностей ребёнка:

ша-ша-жа-жа

жу-жу-шу-шу

жи-жи-жи-ши

шо-шо-шо-жо

ша-жа-ша-жа

жу-шу-жу-жу

жи-ши-ши-жи

шо-жо-жо-шо

шва-шва-жва-жва

жну-жну-шну-шну

шмы-шмы-шмы-жмы

жло-жло-жло-шло

жва-шва-жва-шва

шну-жну-шну-шну

жмы-шмы-шмы-жмы

шло-жло-жло-шло

• «Логопедические распевки»

Дифференциация звуков в произношении.

Оборудование: аудиоплеер.

Дети сначала слушают небольшие распевки (Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. – СПб. : КАРО, 2006. – 64 с., разучивают их, затем пропевают. Используются распевки «Жуки», «Мишка», «Жираф».

• Игра «Домики».

Дифференциация звуков на слух в словах, развитие слуховой памяти, количественных представлений.

Оборудование: домики из бумаги синего цвета, один из них – с колокольчиком, стаканчики с фасолью.

Дети слушают слова. Услышав слово со звуком [ж], кладут зёрнышко фасоли в синий домик с колокольчиком, услышав слово со звуком [ш] – в домик без колокольчика: шина, жук, жаба, кошка, мыши, железо, жёлудь, лыжник, машина, дирижабль… После этого подсчитывается количество слов с каждым звуком, припоминаются слова с дифференцируемыми звуками.

• Игра «Дарим игрушки» с тренажёром «Пальчиковый бассейн» (из фасоли).

Развитие фонематических представлений.

Оборудование: «Пальчиковый бассейн» (фасолевый, мелкие игрушки.

Детям предлагается найти в «Пальчиковом бассейне» игрушки, в названии которых встречаются звуки [ш] и [ж], разложить их на две группы (подарить Мишке Шалуну и вороне Жуне).

• Игровое упражнение «Соедини картинки с буквами»

Развитие фонематических представлений.

Оборудование: карточки с заданием, карандаш.

Детям предлагается соединить картинки с соответствующими буквами линиями, лишнюю картинку зачеркнуть.

Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]

• Игра «Четвёртый лишний»

Различение звуков в словах, работа над словарём.

Оборудование: предметные картинки. В дальнейшем возможно проведение аналогичной игры и без опоры на картинки (на слух).

Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [ж] и [ш].

– кошка, жираф, журавль, жужелица;

– джинсы, жакет, шапка, жилет;

– пирожное, ежевика, каша, мороженое;

– жеребёнок, мышонок, ежонок, медвежонок.

• Игровое упражнение «Наоборот»

Преобразование сначала слогов, затем слов.

Оборудование: мяч.

Логопед бросает ребёнку мяч и произносит слог или слово со звуком [ш] ([ж]). Ребёнок возвращает мяч, заменяя [ш] на [ж] или наоборот.

1). ша – жа

шо –

шу –

ши –

жла – шла

жно –

жму –

жвы –

2). жить – шить

жил –

житьё –

жаль –

жалить –

ужи –

лужа –

наживка –

Составление звуко-слоговых схем слов, печатание или выкладывание слов из букв по следам анализа.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Оборудование: материал «Схема слова», где слово обозначается длинной полоской, слоги – короткими полосками нейтрального цвета, гласные звуки – красными кружками, согласные твёрдые звуки – синими, согласные мягкие – зелёными.

Детям предлагается составить схему слова или двух слов (со звуком [ш] и [ж]). В процессе работы детей со схемами логопед предлагает ответить на вопросы:

Сколько звуков в слове?

Назови все звуки по порядку.

Какой по счёту звук [ш] ([ж]?

Сколько гласных звуков в этом слове?

Назови только гласные звуки.

Сколько согласных звуков в этом слове?

Назови их.

Сколько слогов в этом слове?

Почему ты так думаешь?

После анализа слова дети выкладывают его из букв или печатают в тетради.

• Игра «Скажи по другому».

Развитие лексико-грамматического строя речи (упражнение в образовании прилагательных от существительных)

Оборудование: мяч.

Логопед произносит словосочетание и бросает ребёнку мяч. Ребёнок возвращает мяч, образуя относительное или притяжательное прилагательное, согласуя его с существительным в роде:

крем из шоколада – шоколадный крем и т. д.

каша из пшена –

палки для лыж –

берлога медведя –

нора мыши –

хвост лошади –

иголки ежа –

лапы кошки –

горб верблюда –

дом с одним этажом –

дом с двумя этажами –

дом с тремя этажами –

Игровое упражнение «Закончи слово: «ЖИ» или «ШИ»?» («Палочка-выручалочка»).

Дифференциация звуков в произношении слов.

Оборудование: красивая палочка («палочка-выручалочка»).

Логопед произносит начало слова и прикасается палочкой к плечу или руке ребёнка. Ребёнок сначала договаривает слово, а потом воспроизводит его целиком.

Каранда – ШИ – карандаши и т. д. ;

детёны –

ланды –

камы –

гара –

клави –

шала –

эта –

лу –

экипа –

кра –

стра –

лы –

мы –

• Графическое упражнение «Составь слова».

Знакомство с правописанием «ЖИ» и «ШИ», развитие графических навыков.

Оборудование: доска, мел. Можно выполнять упражнение и на карточках карандашом.

После объяснения материала логопедом детям предлагается соединить начало каждого слова с соответствующими слогами, прочитать слова.

Фото №1 Игры игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков ж ш Уважаемые коллеги Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге

• «Соедини картинки и придумай предложения».

Упражнение в составлении предложений разных типов. Развитие мышления, графических навыков.

Детям предлагается найти связи между изображёнными предметами и, соединяя их линиями или стрелками, придумать предложения, например: «Кошка – это домашнее животное, а мышь – дикое», «У машины четыре шины», «Лена уронила карандаш в лужу», «Жаба и шар зелёного цвета», Кошка хотела поймать мышку, но не догнала её» и т. п.

Фото №2 Основной целью предлагаемых игровых упражнений является обучение

• Игра «Угадай слово»

Развитие слухового внимания.

Логопед произносит слоги, дети догадываются, какое слово из них получится и называют его:

Жа-жа-жа, ба-ба-ба… (жаба);

Ши-ши-ши, на-на-на (шина);

Жу-жу-жу, ки-ки-ки… (жуки);

Мы-мы-мы, ши-ши-ши (мыши);

Лы-лы-лы, жи-жи-жи… (лыжи);

Кош-кош-кош, ка-ка-ка… (кошка);

Жи-жи-жи, раф-раф-раф… (жираф);

Гру-гру-гру, ша-ша-ша… (груша);

Ма-ма, ши-ши, на-на… (машина);

Жи-жи, лет-лет, ка-ка (жилетка).

• «Пропущенные буквы».

Вставить пропущенные буквы «Ж» или «Ш» в слова предложений.

Оборудование: тетради, карандаши.

Фото №3 Дифференциация и автоматизация звуков дифференциации звуков ж и ш которые имеют артикуляционно акустическое сходство

• Примеры занимательных упражнений, ребусов.

Упражнение «Составь слово»

Составь из этих букв два слова: одно из оранжевых, а другое – из коричневых.

Фото №4 Логопедическая работа по

Составь из этих букв два слова: одно из больших, а другое – из маленьких.

Фото №5 Дифференциация автоматизация звуков

Упражнение «Прочитай слово»

Найди закономерность, прочитай слово, напиши его, нарисуй предмет.

Фото №6 Дидактические игры дифференциации глухих и звонких звуков является очень важной т Фото №7 большинство детей с общим недоразвитием речи имеют нарушение слухового различения фонем

Решение ребусов

Сначала предлагаются простые, затем более сложные ребусы.

В качестве примера представлено несколько ребусов.

Фото №8 Так в устной речи этот недостаток ведёт к заменам и смешениям звуков в письменной может проявиться в смешении соответствующих букв при письме шук ложадь мажина

Успехов!

Публикации по теме:

«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи При подготовке детей к школе важное место отводится речевой готовности и умению читать. Программа Л. А. Венгера "Развитие" (новый вариант,.

Игровые упражнения для дифференциации звуков С-З, С-Ц, С-Ш, З-Ж, Ш-Ж, Ч-Щ, Р-ЛИгровые упражнения для дифференциации звуков С-З, С-Ц, С-Ш, З-Ж, Ш-Ж, Ч-Щ, Р-Л Дифференциация звуков – это этап логопедической работы, который необходим тем детям, которые смешивают или заменяют одну фонему другой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш]
Опубликовано: 8 июня 2015 в 16:54
+163Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 77.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД