Приложение МААМ

Игры Монтессори в сенсорной комнате

Татьяна Портнова
Игры Монтессори в сенсорной комнате
▼ Скачать + Заказать документы

Розовая башня

Материал: 10 розовых кубиков, длина стороны каждого увеличивается на 1 см, начиная от 1 см и кончая 10 см.

Цели:

Прямые:

1. Развитие зрительного восприятия различия размеров;

2. Развитие сосредоточенности, самостоятельности и понятия о красоте конструкции.

Косвенные:

1. Воспитание свободы движений;

2. Формирование математического ума:

• Десять кубов, как подготовка в восприятию десятичной системы;

Подготовка к изучению кубического корня:

Наименьший куб, взятый 8 раз, дает второй куб;

Наименьший куб, взятый 27 раз, дает третий куб;

Публикация «Игры Монтессори в сенсорной комнате» размещена в разделах

Наименьший куб, взятый 64 раза, дает четвертый куб;

Наименьший куб, взятый 1000 раз, дает десятый куб.

Показ 1.

1. Предложите ребенку выполнить упражнение.

2. Покажите ему, как надо нести кубы, по одному на коврик на полу. Одной рукой берите куб сверху, чтобы получить мускульное ощущение его размеров. Другой рукой поддерживайте куб снизу.

3. Расставляйте кубы так, чтобы они не соприкасались.

4. Выстройте башню, уложив в основание самый большой куб. совмещайте центр укладывания кубов. В законченной башне сторона каждого последующего куба должна быть на 1 см меньше стороны предыдущего куба.

5. Разберите башню, расставляя кубы в произвольном порядке на коврике.

6. Разберите башню и предложите ребенку построить ее самому.

7. Отнесите кубы на место на полку, начиная с самого большого.

Показ 2.

1. Выстраивая башню, ставьте кубы так, чтобы совмещались один угол и две прилегающие стороны каждого куба.

2. Покажите, что самый маленький куб может служить мерой последовательного увеличения или уменьшения кубов при таком способе складывания башни.

Варианты:

1. Выстройте башню на полу горизонтально.

2. Выстройте башню вертикально, совмещая одну грань каждого куба так, чтобы образовалась ровная поверхность.

3. Выстройте башню параллельно коричневой лестнице.

4. Выстройте башню, образуя круг.

5. Выстройте башню, располагая кубы по диагонали.

Контроль ошибок: зрительное восприятие дисгармонии.

Язык: к концу работы ребенка с материалом – большой – меленький, их сравнительная и превосходная степень.

Возраст: 2,55 – 4 года

Коричневая лестница

Материал: 10 коричневых прямоугольных призм длиной 20 см. Каждая призма больше предыдущей на 1 см по ширине и по высоте. Самая узкая имеет размеры 1см 1 см 20 см, самая широкая соответственно 10 см 10 см 20 см.

Цели:

Прямы:

1. Развивать зрительное восприятие различия по ширине и высоте;

2. Развивать сосредоточенность, самостоятельность и понятие красоты конструкции.

Косвенные:

1. Дать ребенку возможность развивать моторику и координацию тонкой мускулатуры;

2. Формировать у ребенка тактильные представления о форме и объеме, составляющие основу «математического ума».

Показ:

1. Предложите ребенку построить лестницу.

2. Покажите ребенку, как надо нести призмы по одной и укладывать на коврик на полу так, чтобы они не соприкасались.

3. Выберите самую большую призму, обхватите пальцами одной руки поперек и положите отдельно от других. Найдите следующую по толщине призму и положите рядом с первой, совмещая их по длине. Обеими руками проведите по боковым граням призмы, проверяя, правильно ли они совмещены.

4. Так же укладываются остальные призмы, пока не будет готова лестница. Легкими движениями пальцев вверх и вниз по ступенькам проверьте, правильно ли построена лестница. Скользя пальцами обеих рук по боковым граням, проверьте, ровно ли уложены призмы.

5. Разберите лестницу и предложите ребенку построить ее самому.

6. Унесите призму на полку, начиная с самой большой.

Варианты:

1. Покажите ребенку, что самая маленькая призма может служить мерой увеличения каждой последующей призмы по высоте.

2. Постройте лестницу вертикально.

3. Постройте лестницу параллельно розовой башне.

4. Можно создать разные конструкции, используя лестницу и башню.

К чему привлечь внимание ребенка:

1. Сходство коричневой лестницы от розовой башни заключается в правильной последовательности призм.

2. Отличие коричневой лестницы от розовой башни заключается в том, что она выстраивается в горизонтальной, а не вертикальной плоскости.

3. Призмы коричневой лестницы одинаковы по длине, но отличны по ширине и высоте.

Контроль ошибок: зрительное восприятие дисгармонии.

Язык: путем трехступенчатого урока введите понятие – толстый, тонкий, широкий, узкий и их сравнительные и превосходные степени.

Возраст: 2.5 – 4 года.

Красные планки

Материал: 10 красных планок, различающихся только в одном размере – по длине. Длина самой короткой планки – 10 см. Каждая последующая планка на 10 см длиннее предыдущей. Таким образом, десятая планка составляет в длину 1 м.

Цели:

Прямые:

1. Формировать у ребенка зрительное восприятие длины;

2. Развивать способность различать длины;

3. Развивать концентрацию внимания;

4. Развивать моторику и координацию движений;

5. Развивать самостоятельность и уверенность в себе.

Косвенные: подготовка к изучению математики через восприятие линейных размеров.

Показ 1.

1. Покажите ребенку, как надо нести планки: по одной, руки на концах планки. Положите их на коврик так, чтобы ни одна планка не касалась другой.

2. Выберите самую короткую и положите отдельно от других. Найдите следующую по длине планку и положите к первой, совмещая их по длине.

3. Выкладывайте остальные планки таким же образом до тех пор, пока не закончите ряд. Левые концы планок выравниваются по краю коврика. П о мере выкладывания планок проводите рукой вдоль каждой из них, подчеркивая их длину.

4. Перепутайте порядок и предложите ребенку самостоятельно выложить ряд планок.

Показ 2.

1. После выполнения упражнения, как показано в первом случае, возьмите самую короткую планку.

2. Покажите, что самая короткая планка является мерой, отличающей каждую последующую планку от предыдущей.

Контроль ошибок: зрительное восприятие дисгармонии.

Язык: к концу работы ребенка с материалами – короткий, длинный, их сравнительная и превосходная степени.

Возраст: 2,5 – 3 года.

Конструкционные треугольники – треугольная коробка

Материал: треугольная коробка, в которой находятся:

1. Один равносторонний треугольник серого цвета, без черных линий;

2. Два длинных неравносторонних треугольника, черная линия нанесена на длинных сторонах, исходящих из прямого угла. Когда эти два треугольника складывают, совмещая по черным линиям, они образуют равносторонний треугольник, равный серому треугольнику;

3. Три равнобедренных тупоугольных треугольника желтого цвета, черная линия на равных сторонах, составляющих тупой угол. Когда складываются эти треугольники, совмещая черные линии, они образуют равносторонний треугольник, равный серому треугольнику;

4. Четыре красных равносторонних треугольника, один из которых имеет черные линии на всех трех сторонах, а три других – на одной из сторон. Когда складываются эти треугольники, совмещая их по черным линиям, они образуют равносторонний треугольник, равный серому треугольнику.

Цели:

Прямые:

1. Показать, что равносторонний треугольник можно составить из разных треугольников;

2. Распознавание геометрических фигур;

3. Развитие сосредоточенности и самостоятельности.

Косвенные:

1. Подготовка к изучению геометрии;

2. Развитие представлений о линии и форме;

3. Развитие творческих способностей.

Показ.

1. Предложите ребенку посмотреть упражнение и покажите ему место коробки с треугольниками на полке.

2. Аккуратно, держа двумя руками, принесите коробку на коврик или стол.

3. Откройте крышку и уберите ее под коробку.

4. Достаньте зеленые прямоугольные треугольники, положите их на коврик и указательным пальцем проведите по черным линиям, показывая ребенку.

5. Сдвиньте треугольники, совмещая их черные линии, и образуйте равносторонний треугольник.

6. Покажите, что полученный треугольник равен серому. Для этого положите либо серый треугольник на сдвинутые зеленые, либо зеленые сложите поверх серого.

7. Достаньте три желтых треугольника и соедините их указанным ранее способом, чтобы образовался равносторонний треугольник.

8. Сравните желтую конструкцию и серый треугольник, как указано в пункте 6.

9. Достаньте 4 красных треугольника и тем же способом сложите равносторонний треугольник, равный серому. Проведите сравнение, как указано в пункте 6.

10. Когда на коврике будут выложены все три фигуры, перемешайте треугольники и предложите ребенку сложить их так, как вы ему показали. Исходя из способностей ребенка, вы можете усложнить ему задачу постепенно, вначале перемешав только одну или две фигуры.

11. Если ребенок сумел сложить все треугольники правильно, покажите ему, как надо сравнивать полученные фигуры с серым треугольником. Накладывая его вначале на зеленые треугольники, затем на желтые и, наконец, на красные.

12. Укладывайте треугольники в коробку, придерживайте такого порядка: красные, желтые, зеленые и серый.

Варианты:

1. Построение треугольника с использованием серого треугольника и желтых треугольников.

2. Построение шестиугольника из зеленых или красных треугольников и желтых треугольников.

3. Построение большого равностороннего треугольника.

Чем заинтересовать ребенка:

1. Прикосновение к черным линиям и складывание фигур по черным линиям.

2. Накладывание серого треугольника на фигуры, сложенные из цветных треугольников.

3. Смешивание и подбор треугольников по цвету.

4. Называние разных типов треугольников, из которых складывается один, равный серому.

Контроль ошибок:

1. Черные контрольные линии и цвет треугольников.

2. Серый равносторонний треугольник.

Язык: название разных типов треугольников, из которых составляется равносторонний треугольник.

Возраст: 3-5 лет.

Конструкционные треугольники – большая шестиугольная коробка

Материал: большая шестиугольная коробка с конструкционными треугольниками:

1. Один желтый равносторонний треугольник с черными линиями на всех сторонах;

2. Три желтых равнобедренных тупоугольных треугольника с черной линией на стороне, противоположной тупом углу. Если черные линии этих треугольников совместить с черными линиями равностороннего треугольника, они образуют шестиугольник, в центре которого располагается равносторонний треугольник.

3. Три желтых равнобедренных тупоугольных треугольника. Равных тем, о которых говорится в пункте 2, черные линии нанесены на двух равных сторонах, исходящих из тупого угла. При совмещении сторон с черными линиями треугольники образуют один равносторонний треугольник, равный тому, о котором говорится в пункте 1.

4. Два красных равнобедренных тупоугольных треугольника, равных тем, о которых говорится в пункте 2 и 3; черная линия на стороне, противоположной тупому углу. Когда треугольники совмещают по этим линиям, образуется ромб.

5. Два серых равнобедренных тупоугольных треугольника. Равное тем. О которых говорится в пункте 2-4; черная линия на одной из сторон, образующих тупой угол. Когда треугольники совмещают по черным линиям, образуется параллелограмм.

Цели:

Прямые:

1. Показать разные плоские фигуры, составляющие шестиугольник;

2. Совершенствовать распознавание геометрических форм;

3. Развитие сосредоточенности и самостоятельности.

Косвенные:

1. Подготовка к изучению геометрии;

2. Развитие представления о линии и форме;

3. Развитие творческих способностей.

Показ:

1. Предложите ребенку посмотреть это упражнение.

2. Принесите коробку на коврик и поставьте с левой стороны.

3. Откройте коробку и положите крышку под коробку. Достаньте треугольники, описанные в пунктах 1 и 2 о материале.

4. Тем же способом, который дан для первой коробки, сложите три равнобедренных треугольника и равносторонний, совмещая их по черным линиям.

5. Уберите тупоугольные треугольники и предложите ребенку выложить шестиугольник самому, совмещая черные линии. (Вы можете выделить для ребенка равносторонний треугольник, вписанный в шестиугольник. Для этого обведите его указательным пальцем по черным линиям.)

6. Уберите тупоугольные треугольники и отложите их в сторону. Достаньте три желтых треугольника с черными линиями на одинаковых сторонах. Сложите их по этим линиям, образуя равносторонний треугольник, равный большому желтому треугольнику. Сравните два этих треугольника, накладывая один на другой.

7. Перемешайте треугольники и предложите ребенку сложить равносторонний треугольник самому и сравните его с большим треугольником.

8. Перемешайте все желтые треугольники и предложите ребенку складывать из них фигуры.

9. Достаньте красные треугольники и, совмещая по черным линиям, сложите из них ромб. Возьмите два желтых треугольника, имеющих черные линии по самой длинной стороне. Сложите их по черным линиям, образуя другой ромб, равный красному. Сравните два ромба. Смешайте пары треугольников и предложите ребенку самому сложить их и сравнить.

10. Достаньте серые треугольники и сложите их по черным линиям, образуя параллелограмм. Возьмите два желтых треугольника с черными линиями на равных сторонах, сложите их, совмещая по одной стороне с черными линиями, и образуйте параллелограмм, равный серому. Сравните два параллелограмма. Перемешайте две пары треугольников и предложите ребенку самому построить сравнить.

11. Складывая треугольники в коробку, положите на дно два последних комплекта.

Варианты:

1. Отыскивание шестиугольных фигур в окружающей среде, в рисунках тканей, в рисунках пола, на картинках и т. д.

2. Подписывание табличек с названием разных фигур.

Контроль ошибок: черные контрольные линии и цвета треугольников.

Язык: название плоских фигур, составляющих шестиугольник.

Возраст: 3-5 лет.

Конструкционные треугольники – маленькая шестиугольная коробка.

Материал: маленькая шестиугольная коробка с конструкционными треугольниками:

1. Шесть серых равносторонних треугольника с черными линиями на двух сторонах. Соединяя эти треугольники по черным линиям. Можно построить три ромба или две трапеции, из которых, в свою очередь, складывается шестиугольник.

2. Три зеленых равносторонних треугольника, один из которых имеет черные линии на двух сторонах, а два – на одной стороне. При складывании этих треугольников по черным линиям образуется трапеция.

3. Шесть красных равнобедренных тупоугольных треугольников с черной линией на одной стороне. Противоположной тупому углу. При складывании этих треугольников по черным линиям образуется три ромба, из которых, в свою очередь, складывается шестиугольник.

4. Один желтый равносторонний треугольник с черными линиями на всех сторонах. Если его соединить по черным линиям тремя красными треугольниками, образуется шестиугольник.

5. Два красных равносторонних треугольника с черной линией на одной стороне. При совмещении треугольников по черным линиям образуется ромб, равный тому, который может быть образован двумя серыми равносторонними треугольниками или двумя серыми равносторонними треугольниками или двумя красными тупоугольными треугольниками.

Цели

Прямые:

1. Показать разные плоские фигуры, образующие шестиугольник;

2. Совершенствование распознавания геометрических форм;

3. Развитие сосредоточенности и самостоятельности.

Косвенные:

1. Подготовка к изучению геометрии;

2. Развитие представления о линии и форме;

3. Развитие творческих способностей.

Показ:

1. Предложите ребенку, который уже работал с треугольной и большой шестиугольной коробкой, посмотреть это упражнение.

2. Принести коробку, держа ее двумя руками, и поставьте на коврик слева.

3. Откройте коробку и положите крышку под коробку. Достаньте первый комплект треугольников (серые).

4. Тем же способом, каким работали с другими конструкционными треугольниками, сложите треугольники по отдельности и постройте из них две трапеции. Соедините трапеции, образуя шестиугольник.

5. Треугольники перемешайте и предложите ребенку построить разные фигуры, как вы показали.

6. Достаньте три зеленых треугольника и, соединив их по черным линиям, образуйте трапецоид.

7. Сравните трапецоид с шестиугольником, образованный серыми треугольниками, убрав одну из серых трапеций и поместив на ее место зеленую.

8. Предложите ребенку поработать с двумя комплектами треугольников, строя фигуры и сравнивая их.

9. Достаньте шесть красных равнобедренных треугольников и соедините их по черным линиям, образуя ромбы. Сравните один из ромбов с серым шестиугольником, убрав два серых треугольника (которые образуют ромб, равный красному) и заменив их красными. Замените второй серый ромб шестиугольника на красный. Отметьте, что шестиугольник теперь состоит из двух красных ромбов и одного серого (на две трети он красный, а на одну треть – серый). Наконец, замените последний серый ромб на красный. Отметьте, что теперь три красных ромба образуют шестиугольник. Указательным пальцем обведите черные линии, которые показывают равносторонний треугольник, вписанный в шестиугольник.

10. Сложите серые треугольники так, чтобы образовался шестиугольник, равный красному.

11. Предложите ребенку поработать с двумя комплектами треугольников, образующих шестиугольники.

12. Когда ребенок приобрел некоторый опыт работы с тремя первыми комплектами треугольников, достаньте желтый равносторонний треугольник. Совместите черные линии этого треугольника с черными линиями трех красных равнобедренных треугольников и образуйте шестиугольник. Отметьте, что желтый треугольник вписывается в шестиугольник.

13. Наконец, введите два красных равносторонних треугольника и совместите их по черным линиям, образуя ромб. Этот ромб равен ромбам, образуемым двумя серыми равносторонними треугольниками, т. е. им можно заменить любой из ромбов, составляющих оба шестиугольника.

14. Перемешайте треугольники и предложите ребенку выполнить новые упражнения.

15. Складывая треугольники в коробку, положите вниз последние комплекты.

Контроль ошибок: черные контрольные линии и цвета треугольников.

Варианты:

1. Отыскание шестиугольных фигур ив окружающей среде, в рисунках тканей. Пола, в картинках и т. д.

2. Подписание названий разных фигур (трапеция, ромб и т. д.) на табличках.

Язык: название различных плоскостных фигур, составляющих шестиугольник.

Возраст: 3-5 лет.

Конструкционные треугольники – прямоугольная коробка

Материал: прямоугольная коробка с конструкционными треугольниками содержит:

1. Шесть равнобедренных прямоугольных треугольников одинаковых размеров:

• Два зеленых с черной линией по гипотенузе. Совмещая эти треугольники по черным линиям, мы образуем квадрат;

• Два желтых треугольника, каждая с черной линией по одной из двух сторон, описывающих прямой угол. При совмещении этих треугольников по черным линиям образуется параллелограмм:

• Два синих треугольника без черных линий. При их складывании образуются и квадрат и параллелограмм.

2. Восемь неравносторонних прямоугольных треугольников одинаковых размеров:

• Два серых треугольника с черной линией по гипотенузе. При совмещении этих треугольников по черным линиям образуется прямоугольник;

• Два зеленых треугольника с черными линиями по длинным катетам. При совмещении этих треугольников по линиям образуется параллелограмм;

• Два желтых треугольника с черными линиями по коротким катетам. При совмещении этих треугольников по черным линиям образуется наклонный параллелограмм;

• Два синих треугольника без черных линий. С помощью этих треугольников можно построить любую их трех фигур, образуемых первыми тремя комплектами.

3. Четыре равносторонних треугольника одинаковых размеров:

• Два желтых треугольника с черными линиями на одной стороне. При совмещении этих треугольников по черным линиям образуется ромб;

• Два синих треугольника без черных линий. Эти треугольники используются для построения ромба без помощи черных контрольных линий.

4. Два равносторонних тупоугольных треугольника: один красный и один синий. Два разносторонних тупоугольных треугольника: один красный и один синий. Красный прямоугольный треугольник имеет черную линию на длинном катете, а красный тупоугольный треугольник имеет черную линию на стороне, противоположной тупому углу. При совмещении треугольников по черным линиям образуется трапеция. Синие треугольники не имеют черных линий; из них складывают трапецию без помощи контрольных черных линий.

Цели

Прямые:

1. Показать четырехугольные фигуры, которые можно сложить из треугольников;

2. Совершенствование чувственного восприятия;

3. Формирование сосредоточенности и самостоятельности.

Косвенные:

1. Подготовка к изучению геометрии;

2. Развитие представления о линии и форме;

3. Развитие творческой активности.

Показ

Равнобедренные прямоугольные треугольники.

1. Предложите ребенку посмотреть упражнение, покажите ему место коробки на полке.

2. Принесите коробку на коврик, откройте ее, достаньте зеленые и желтые равнобедренные прямоугольники треугольники. Закройте коробку крышкой.

3. Проведите указательным пальцем по черным линиям двух зеленых треугольников. Сдвиньте треугольники вместе, образуя квадрат.

4. Раздвиньте треугольники и попросите ребенка сложить квадрат самостоятельно.

5. Возьмите желтые треугольники, проведите указательным пальцем по этим линиям, образуйте параллелограмм.

6. Раздвиньте треугольники в стороны и предложите ребенку сложить их вместе.

7. Перемешайте желтые и зеленые треугольники, попросите ребенка сложить вместе желтые треугольники, затем попросите его сложить вместе зеленые треугольники.

Показ

Равносторонние прямоугольные треугольники.

1. Это упражнение можно показать после упражнения с равнобедренными прямоугольными треугольниками.

2. Поставьте три набора равносторонних прямоугольных треугольников: серые, зеленые и желтые.

3. Положите перед ребенком серые треугольники, проведите указательным пальцем по черным линиям и сложите из треугольников прямоугольник.

4. Тем же способом поступите с зелеными треугольниками, а затем с желтыми треугольниками, в обоих случаях образуя параллелограмм.

5. Перемешайте все треугольники и предложите ребенку соединить их, следуя таким указаниям:

• Ты можешь совместить желтые треугольники?

• Ты можешь совместить зеленые треугольники?

• Ты можешь совместить серые треугольники?

Примечание: ребенку можно предложить поработать с каждой парой треугольников отдельно, сразу после показа упражнения, если в этом есть необходимость. В этом случае результатом работы должен быть пункт 5, когда ребенок будет выполнять задание учителя с тремя перемешанными наборами треугольников.

Показ

Желтые равносторонние треугольники и красные разносторонние прямоугольные и тупоугольные треугольники.

1. Вводите эти треугольники после того, как ребенок имел возможность поработать с двумя предыдущими группами треугольников.

2. Введите желтые равносторонние треугольники, соедините их по черным линиям, образуя ромб.

3. Введите красные разносторонние треугольники: соедините их по черным линиям, образуя трапецию.

4. Перемешайте две пары треугольников и попросите ребёнка сложить их так, как вы ему показывали.

5. Когда ребенок научится работать с этими треугольниками, он может пользоваться всеми треугольниками, имеющими чёрные контрольные линиями.

6. По окончании всех упражнений с треугольниками складывайте их в коробку в следующем порядке:

• Большие жёлтые треугольники- маленькие желтые треугольники (один к другому);

• Большие зеленые треугольники – маленькие зеленые треугольники;

• Желтые равносторонние треугольники – на больших зеленых треугольниках;

• Серые треугольники – на маленьких зеленых треугольниках;

• Маленькие красные треугольники – на серых треугольниках.

Примечание: синие треугольники можно держать в отдельной коробке, т. к. ими не пользуются, пока ребенок не приобретет опыт работы с треугольниками других цветов.

Показ

Синие треугольники.

1. На коврике сложите из треугольников разных цветов различные четырехугольные фигуры.

2. Достаньте синие равнобедренные прямоугольные треугольники, положите их рядом с зеленым квадратом и желтым параллелограммом, образованными равнобедренными прямоугольными треугольниками.

3. Скажите: «Можешь ты сделать квадрат из этих синих треугольников?» (Покажите ребенку, что синие треугольники надо положить на зеленые; образующие квадрат.)

4. Когда ребенок наложит синие треугольники на зеленые, сдвиньте их, указывая, что из этих треугольников образованы два одинаковых квадрата.

5. Уберите синий квадрат и положите синие треугольники рядом с параллелограммом. Скажите: «Ты можешь сложить из них параллелограмм?» (Укажите на параллелограмм.)

6. Когда ребенок наложит синие треугольники на желтые, сдвиньте их укажите, что два полученных параллелограмма равны.

7. Если ребенок может самостоятельно сложить из синих треугольников квадрат, а затем параллелограмм, предложите ему синие разносторонние прямоугольные треугольники. Предложите ребенку сложить:

• Прямоугольник – на серых разносторонних прямоугольных треугольниках;

• Параллелограмм – на зеленых разносторонних прямоугольных треугольниках;

• Параллелограмм – на желтых разносторонних прямоугольных треугольниках.

Примечание: приведенные выше упражнение является трудным, нельзя предлагать ребенку, если он не работал достаточно долго с разноцветными треугольниками, имеющими контрольные черные линии. Если ребенку не дается упражнение с двумя первыми парами синих треугольников, не настаивайте и не продолжайте эту работу.

8. Введите синие равносторонние треугольники и предложите ребенку сложить ромб, аналогичный образованному желтыми равносторонними треугольниками.

9. Введите синие разносторонние прямоугольные и тупоугольные треугольники и предложите ребенку сложить из них трапецию, аналогичную красной.

10. Если ребенок правильно складывает четырехугольники из синих треугольников, накладывая их на фигуры, образованные из разноцветных треугольников с черными контрольными линиями, предложите ему поработать с синими треугольниками на коврике, складывая из них четырехугольники.

11. Уберите треугольники в коробку способом, указанном в предыдущем показе.

Контроль ошибок: черные контрольные линии на сторонах цветных треугольников.

Чем заинтересовать ребенка:

1. Обвести пальцем черные линии и совмещать по ним треугольники;

2. Накладывать синие треугольники на фигуры из разноцветных треугольников;

3. Смешивать и подбирать пары треугольников;

4. Вводить в работу все большее количество разнообразных треугольников;

5. Называть четырехугольные фигуры, образуемые треугольниками.

Язык: названия четырехугольников и треугольников, используемых в упражнении.

Возраст: 3-5 лет.

Гладкое и шероховатое (комплект 1.)

Материал: гладкие и шероховатые дощечки: четыре прямоугольные дощечки с пересекающимися гладкими и шероховатыми участками поверхности.

1. Первая дощечка разделена на два одинаковых квадрата: один квадрат покрыт слоем наждачной бумаги, а второй – хорошо отполирован и очень гладкий.

2. Вторая дощечка разделена на узкие полоски наждачной бумаги с крупным зерном и гладкой отполированной деревянной поверхности.

3. Третья дощечка состоит из 11 полосок наждачной бумаги с постепенным уменьшением зерна от крупного до очень мелкого.

4. Четвертая дощечка состоит из разных полосок: например, ватмана, газетной бумаги, глянцевого картона, бархата и т. д.

Цели

Прямые:

1. Развитие тактильного чувства;

2. Развитие мышечного контроля благодаря легкости касания;

3. Развитие сосредоточенности

Косвенные:

1. Подготовка к письму;

2. Развитие способностей наблюдения и формирования суждений.

Показ:

1. Предложите ребенку поработать с гладкими и шероховатыми дощечками.

2. Поскольку это упражнение предполагает использование тактильного чувства, его надо начинать с мытья рук, чтобы добиться максимальной чувствительности. Мытье рук может быть длительной процедурой с использованием щетки для чистки ногтей, а может заключаться в простом обмакивании пальцев в теплую воду и быстром вытирании – на усмотрение учителя.

3. Принесите гладкие и шероховатые дощечки на стол и положите перед ребенком первую дощечку. Остальные сложите в правую сторону.

4. Сидя с права от ребенка, возьмите первую дощечку и проведите кончиками всех пальцев по шероховатой поверхности сверху вниз. При этом скажите «шероховатая». Проведите по ней несколько раз, каждый раз повторяя слово «шероховатая».

5. Теперь проведите кончиками всех пальцев по гладкой поверхности. При этом произнося слово «гладкая». Проведите по гладкой поверхности несколько раз, каждый раз говоря при этом «гладкая».

6. Предложите ребенку провести кончиками пальцев по гладкой и шероховатой поверхности, как это делали вы. Произносите слова «гладкая» и «шероховатая», обозначая соответствующие поверхности.

7. Теперь можно показать упражнение со второй дощечкой, а можно оставить его на следующий урок – в зависимости от ребенка. Последовательность показа дана в пунктах с 8 по 12.

8. Возьмите вторую дощечку и положите ее перед ребенком. Дайте ему увидеть разницу между ней и первой дощечкой.

9. Проведите по первой плоскости наждачной бумаги кончиками указательного и среднего пальцев правой руки, скажите при этом «шероховатая». Точно так же проведите по следующей поверхности, говоря «гладкая».

10. Проведите таким образом по всем полоскам дощечки слева направо.

11. Позвольте ребенку провести пальцами по всем полоскам так, как вы ему показали.

12. Когда ребенок закончит упражнение, отнесите дощечки на место.

13. Треть и четвертая дощечки введите на отдельных уроках, используя ту же методику, которую вы применяли для показа второй дощечки.

Контроль ошибок:

1. Пальцы не должны выходить за пределы данной полоски.

2. Если пальцы попадают и на соседнюю полоску, вы получите разные ощущения от прикосновения с разными поверхностями.

Язык: описательные термины: шероховатый, гладкий и их сравнительная и превосходная степени. Название разных видов бумаги, используемых на четвертой дощечке.

Возраст: 2,5 – 3,5 года.

Гладкое и шероховатое (комплект 2.)

Материал: таблички для тренировки осязания – 6 пар деревянных табличек, покрытых наждачной бумагой с уменьшением размера зерна – от крупного до мелкого.

Цели

Прямые:

1. Развитие тактильного чувства;

2. Развитие моторики рук;

3. Развитие распознавания на ощупь;

4. Развитие сосредоточенности.

Косвенные: подготовка к письму.

Показ:

1. Предложите ребенку, который уже работал с гладкими и шероховатыми дощечками, посмотрите это упражнение.

2. Перед упражнением вымойте руки.

3. Принесите коробку с табличками на стол и поставьте ее с левой стороны.

4. Достаньте пары, представляющие наибольший контраст: с очень крупным зерном и очень мелким. Разложите таблички на столе.

5. Выберите одну табличку, положите перед собой и проведите по ней сверху вниз кончиками всех пальцев.

6. Положите эту табличку на середину стола. Возьмите контрастную ей табличку. Проведите по ней пальцами, как по первой табличке, и положите ее рядом с первой.

7. Возьмите одну из двух оставшихся табличек и проведите по ней, чтобы почувствовать качество поверхности.

8. Положите ее рядом с соответствующей табличкой и передвиньте пару в лево. Проведите по обеим табличкам пары еще раз, чтобы убедиться, что они имеют одинаковую поверхность.

9. Возьмите последнюю оставшуюся табличку, проведите по ней и положите рядом с соответствующей табличкой.

10. Перемешайте 4 таблички и попросите ребенка, проведя по ним кончиками пальцев, сложить пары.

11. Если ребенок способен сложить пары правильно, введите 3 пары, по указанной выше методике.

12. На этом же уроке или на последующих продолжайте вводить остальные пары по одной, так чтобы в конце концов ребенок мог работать с полным комплектом.

13. По окончании упражнения сложите таблички в коробку в смешанном порядке и отнесите обратно на полку.

Контроль ошибок: поскольку таблички различаются не только по качеству поверхности, но и по цвету, возможен зрительный контроль.

Язык: описательные термины: шероховатый, гладкий и их сравнительная и превосходная степени.

Возраст: 3-4 года

Цветные цилиндры

Материал: Цилиндры без шишечек. Четыре ящика с цилиндрами, по 10 цилиндров в каждом ящике:

1. Красные цилиндры одинаковы по высоте, но различаются в диаметре;

2. Желтые цилиндры уменьшаются по высоте и диаметру;

3. Зеленые цилиндры уменьшаются по высоте и увеличиваются в диаметре;

4. Синие цилиндры имеют одинаковый диаметр, но уменьшаются по высоте.

Цели

Прямые:

1. Совершенствовать у ребенка зрительное восприятие последовательного уменьшения и увеличения размеров;

2. Сформировать понятие о таких размерах, как толщина и высота;

3. Развивать координацию тонкой мускулатуры и концентрации внимания на классификации цветных цилиндров;

4. Развивать сосредоточенность, самостоятельность и творческие способности.

Показ 1 – горизонтальная последовательность.

1. Предложите ребенку, который достиг успехов в работе с блоками цилиндров, взять красный ящичек с цилиндрами. Покажите, как надо нести закрытый ящичек: двумя руками, большие пальцы сверху, остальные пальцы снизу.

2. Поставьте ящичек на разложенную на столе войлочную подкладку, снимите крышку и положите ее на ящичек. Вынимайте цилиндры в смешанном порядке.

3. Расставьте цилиндры в правильной последовательности по прямой линии.

4. Перепутайте цилиндры и предложите ребенку выполнять упражнение самому.

Показ 2 –вертикальная последовательность.

1. Оставьте в сторону самый толстый цилиндр.

2. Выберите следующий, меньше по толщине, и поставьте на первый цилиндр, располагая точно по центру.

3. Поставьте все цилиндры в вертикальной последовательности, располагая их точно по центру. Отметьте, что они уменьшаются по толщине от самого толстого у основания до самого тонкого наверху.

4. Разберите пирамиду, начиная сверху, расставьте цилиндры по порядку, начиная с самого тонкого.

5. Перепутайте последовательность и предложите ребенку выполнить упражнение.

Примечания: каждый ящик с цветными цилиндрами предназначен для подобных упражнений – вертикальной и горизонтальной расстановки. Поэтому, показав ребенку работу с красным ящичком, предоставьте ему возможность исследовать остальные ящички самому и догадаться, какие выполнять упражнения.

Варианты.

1. Используйте несколько ящичков одновременно, что позволяет создавать разные конструкции и обнаруживать сходства и различия.

Контрольные ошибки: пронаблюдайте, нет ли нарушения в последовательности расстановки цилиндров как по горизонтали, так и по вертикали.

Возраст: 3,5 – 5 лет.

«Таинственный мешочек»

Материал: «Таинственный мешочек» - привлекательный, легко стирающийся полотняный мешочек, стянутый сверху шнурком. В него помещают разнообразные мелкие предметы (они должны быть знакомы ребенку, и их названия должны содержаться в его активном словарном запасе).

Цели

Прямые:

1. Развитие стереогностического чувства (тактильно-мускульного чувства);

2. Формирование понятия, что предметы существуют (являются реальными, даже когда мы их не видим.

Показ:

1. Предложите ребенку поработать с таинственным мешочком. (Это упражнение очень интересно детям, поэтому возможна групповая работа.)

2. Принесите мешочек на коврик или стол.

3. Перед началом упражнения введите предметы, Содержащиеся в мешочке, доставая их по одному и называя их.

4. Положите все предметы обратно в мешочек, засуньте в него руку и нащупайте один предмет. Назовите этот предмет, прежде чем вы его достанете.

5. Таким же образом доставайте остальные предметы и раскладывайте их на столе или коврике.

6. Сложите все предметы обратно в мешочек и предложите ребенку выполнить это упражнение. Если работает группа детей, пустите мешочек по кругу, чтобы каждый из детей угадывал по одному предмету. Группа не должна быть слишком большой, чтобы все дети могли принять участие в укладывании.

7. По окончании работы сложите все предметы в мешочек и отнесите его на свое место.

Варианты:

1. Использование повязки для завязывания глаз.

2. Поместите в мешочек парные предметы и попросите ребенка подобрать пары, либо когда предметы вынуты из мешочка, либо наощупь отыскать в мешочке парный предмет к уже извлеченному предмету.

3. Сгруппируйте предметы по первому, среднему или последнему звуку.

4. Сгруппируйте предметы, классифицируя их: животные, фрукты и т. д.

Контроль ошибок:

Визуальный.

Осуществляется учителем (воспитателем).

Осуществляется другим ребенком,

Чем заинтересовать:

1. Ощупывание предметов, спрятанных в мешочек.

2. Завязывание глаз.

3. Составление пар из одинаковых предметов.

Язык: название предметов, помещенных в таинственный мешочек.

Возраст: 2,5 – 4 года.

Публикации по теме:

Развивающие игры Б. П. Никитина. «Развивающие игры – вовсе не, какой-то эликсир талантливости, принимая который можно достичь желаемых результатов. Это одно из средств развития.

Учебно-наглядное пособие. Волшебные точки Ушакова О. В. воспитатель высшей квалификационной категории «ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ» (Учебно-наглядное пособие) Представлено наглядное пособие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры Монтессори в сенсорной комнате
Опубликовано: 19 декабря 2011 в 23:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры Монтессори в сенсорной комнате» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Портнова (УИ 1305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД