МААМ-картинки

Игры для развития словесно-логического мышления у дошкольников

Наталья Евгеньевна Фоменко
Игры для развития словесно-логического мышления у дошкольников

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при норме развития, так и в условиях патологии. Каждая из предлагаемых игр представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании дополнена.

Публикация «Игры для развития словесно-логического мышления у дошкольников» размещена в разделах

Задачи работы.

1. Развивать все операции мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция).

2. Учить составлять развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства.

3. Активизировать воображение и творческие способности ребенка.

Рекомендации.

• Выбирайте игру, сложность которой соответствует возможностям ребенка. Успешное выполнение заданий придаст малышу уверенность в своих силах.

• Объединение нескольких детей в группы сделает игры более динамичными, эмоциональными и эффективными.

• Обращайте внимание на то, готов ли ребенок играть, есть ли у него настроение.

• Отслеживайте результат. Если вы чувствуете, что занятие прошло поверхностно, повторите этот материал еще раз, или вернитесь к предыдущему.

Хвалите малышей за любую, даже маленькую, удачу.

«Закончи предложение».

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.

• Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки….

•Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить….

• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая….

•Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль….

• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки) ….

• Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную) ручку сковородки ….

«Кто кем был».

Цель: назвать кем был (будет) этот предмет.

Пример: 1) кем (чем) будет: яйцо,мальчик,семечко, гусеница,цыпленок, жедудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, почка, щенок, шерсть, телёнок, доска, птенец, козленок, ягнёнок…

2) Кем (чем) был раньше: цыпленок – яйцом,

Лошаль - жеребенком;

Дуб – желудем;

Лягушка – головастиком;

Хлеб – мукой;

Шкаф – доской:

Велосипед – железом;

Рубашка – тканью;

Мастер – учеником;

Шуба – мехом….

«Что лишнее?».

Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

• Цвет: цыплёнок, лимон, василёк;

Огурец, морковь, трава;

Халат врача, помидор, снег;

• Форма: телевизор, книга, колесо;

Косынка, арбуз, палатка;

• Величина: бегемот, муравей, слон;

Дом, карандаш, ложка;

• Материал: банка, кастрюля, рюмка

Альбом, тетрадь, ручка;

• Вкус: конфета, картошка, варенье;

Торт, селёдка, мороженое;

• Вес: вата, гиря, штанга;

Мясорубка, перышко, гантели.

«Назови одним словом».

Цель: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

• курица, гусь, утка, индюк

• Лошадь, корова, овца, свинья;

• Капуста, картофель, лук, свёкла;

• Волк, лиса, медведь, заяц;

• Шапка, кепка, панама, берет;

• Липа, берёза, ель, сосна;

• Шуба, куртка, платье, носки;

• Зелёный, синий, красный, желтый;

• Суп, каша, кисель, котлета…

«Парочки».

Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо —? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

Стрелка — часы, колесо — …

Колесо — круг, ковёр — …

Белка — дупло, медведь — …

Кофта — шерсть, шуба — …

Магазин — продавец, больница — …

Рыба — река, птица — …

Ваза — стекло, кастрюля — …

Молоко — масло, мясо — …

Коза — капуста, белка — …

Лошадь — сено, кошка — …

Чай — печенье, суп — …

Стул — спинка, корабль — …

Самолёт — аэропорт, корабль — …

Ракета — космос, самолёт — …

День — обед, вечер — …

Инструмент — работа, кукла — …

Охотник — ружьё, рыбак — …

Слово — буква, дом — …

Ногти — ножницы, борода — …

Дождь — сырость, жара — …

Лес — деревья, поле — …

Лиса — хитрость, заяц — …

Палец — кольцо, ухо — …

Лимон — кислота, конфета — …

Школа — ученик, больница — …

«Подбери по смыслу».

Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.

• Стол, стул, диван;

• Творог, сыр, масло;

• Врач, повар, лётчик;

• Сок, кефир, компот;

• Шишка, жёлудь, орех;

• Корабль, лодка, яхта;

• Паровоз, электричка, трамвай;

• Книга, альбом, блокнот;

• Торшер, бра, настольная лампа;

• Сосиски, колбаса, котлета;

• Земляника, клюква, малина;

• Сыроежка, лисичка, подберёзовик;

• Сосна, берёза, липа;

• Жасмин, шиповник, сирень;

• Дождь, ветер, иней.

«Что лишнее?».

Цель: Назвать лишнее. Объяснить ход рассуждений.

• Ночник, торшер, свеча…

• Глаза, нос, брови…

• Простыня, пододеяльник, наволочка…

• Пруд, река, озеро…

• Слива, яблоко, персик …

• Брюки, шорты, юбка …

• Стол, полка, стул…

• Кофта, свитер, рубашка…

• Коза, свинья, корова …

• Картошка, морковь, огурец …

• Ёлка, береза, сосна …

• Трамвай, электричка, троллейбус …

• Сковородка, чашка, кастрюля …

«Подбери по смыслу».

Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что.

• Мама отругала сына, потому что….

• Мальчик решил переодеться, потому что … .

• Девочка поднялась с сиденья автобуса … .

• Мальчик быстро бежал к школе… .

• У Саши заболели глаза … .

• Учительница весело рассмеялась … .

• Бабушка выключила телевизор … .

• Собака грозно зарычала … .

• Мама заплакала … .

• Гости громко рассмеялись … .

• Собака весело завиляла хвостом … .

• Кот выгнул спину и зашипел … .

• Мама открыла окно … .

«Без чего не бывает?»

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.

Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т. п.

ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.

САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.

УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины.

ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.

МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы.

РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.

«Превращалки».

Цель: рассказать, во что превратится

• Стул без спинки • Чашка без ручки

•Мороженое без холодильника • Всадник без лошади

• Дерево без веток • Стол без ножек

• Диван без спинки • Самолёт без крыльев

• Книга без страниц • Подушка без перьев

•Телевизор без электричества • Окно без стёкол

• Кепка без козырька • Кофта без рукавов

«Чтобы».

Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.

• Дети сели в лодку …

• Мама надела нарядное платье …

• Петя закрыл лицо руками …

• Катя подняла с земли птенчика …

• Вова взял собаку на поводок …

• Дедушка поставил в огороде пугало …

• Рабочие привезли кирпич …

• Папа купил цветы …

• Лена размахивала руками …

• Дима нагнулся над кустом …

• Водитель открыл багажник автомобиля …

• Мама подошла к телефону …

• Лена налила в миску суп …

• Марина открыла окно …

• Серёжа подошёл к ручью …

«Что лишнее?».

Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.

Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька, а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.

Муравейник — нора — скворечник — дупло.

Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.

Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.

Расчёска — зубная щетка — бант — мочалка — зубная паста.

Курица — сосиска — сыр — колбаса — сарделька.

«Скажи наоборот».

Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор.

Покупать Помнить Храбрость

Тупой (нож) Высокий Мелкий

Подниматься Молчать Встречать

Открывать Ругаться Широкий

Мягкий Легко Темно

Грязно Толстый Гладкий

Полный (стакан) Добрый Брать

Старый (диван) Шершавый Весёлый

Грубый (разговор) Быстро Длинный

«Нелепицы».

Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа — огромный рост,

У слона кривые рожки

И большой пушистый хвост.

Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под берёзою с котом

Пляшут польку мыши.

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на ёлку

И грызёт орешки там.

Мухи съели паука,

Рыбы ловят рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

«Чем отличаются?».

Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.

В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).

Пример: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие (птица живая, а самолёт — неживой, перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет).

• Самолёт и птица • Река и озеро

• Солнце и луна • Туча и облако

• Книга и альбом • Трамвай и метро

• Компьютер и телевизор • Кастрюля и сковородка

• Зонт и крыша • Велосипед и автобус

• Коляска и санки • Столб и дерево

• Нож и ножницы • Ваза и банка

• Платье и сарафан • Шкаф и тумбочка

• Наволочка и пододеяльник • Топор и молоток

• Вилка и грабли • Будка и клетка

«Когда это бывает?».

Цель: включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.

Пример: (снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам.

• Ливень • Слякоть • Листопад

• Мороз • Пасмурно • Жара

• Купание • Снеговик • Пляж

• Ручейки • Сосульки • Ледоход

• Снежки • Куличики • Одуванчики

• Почки • Вьюга • Цветение

• Иней • Проталины • Урожай

• Капель • Каток • Прополка

«Хорошо или плохо?».

Цель: подробно объяснить — что положительного и что отрицательного в названных явлениях.

Пример: дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.

• Листопад • Купание в реке

• Гонка на мотоциклах • Снегопад

• Путешествие • Просмотр мультфильмов

• Езда на машине • Празднование дня рождения

• Компьютерные игры • Прогулка по лесу

• Загорание на пляже • Ремонт в квартире

• Долгий сон • Катание на аттракционах

«Сочинитель».

Цепь: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.

Пример: Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.

• Лодка — карандаш — муравейник

• Осень — парта — бегемот

• Лето – болото – царевна

• Звезда – конек – море

• Попугай — корабль – пальма

• Ведро — помидор — дождь

• Обезьяна — самолёт — лев

• Каша — листья — рыба

• Лиса — дом — кот

• Дерево — гвоздь — озеро

• Собака — колбаса — тетрадь

«Для чего можно использовать?».

Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.

Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.

• Книга • Кирпич

• Ящик • Лампочка

• Катушка • Бочка с водой

• Пластмассовая бутылка • Газета

• Бинт • Кубик

• Зеркало • Автомобильная шина

• Длинная доска • Стеклянная банка

• Бревно • Ведро с песком

«Что таким бывает?».

Цель: назвать как можно больше слов-предметов к слову-признаку.

Пример: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…". Или наоборот: "Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым.

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

«Что сначала, что потом?».

Цель: заметить фразу с нарушением последовательности событий и исправить ее.

• Сначала картошку надо бросить в суп и сварить, а потом почистить.

• Сначала надевают носки, а потом ботинки.

• Сначала у собаки рождается маленький щенок, а потом из него вырастает большой пес.

• Сначала срезают цветок для букета, а потом семечко бросают в землю.

• Сначала листья желтеют и опадают, а потом на деревьях распускаются почки.

• Сначала мороженое тает, а потом его достают из холодильника.

• Сначала птицы улетают на юг, а потом наступает осень.

• Сначала мы просыпаемся, потом завтракаем.

Можно изменить игру: вы начинаете, ребенок продолжает.

«Что можно делать? С чем можно делать?»

Цель: подобрать как можно больше слов-действий к слову-предмету.

Пример: «Мячик можно кидать, катать, а еще…»

• Воду можно пить, а еще…

• Бумагу можно рвать, а еще…

• Хлеб можно намазать маслом, а еще…

• Платье можно погладить утюгом, а еще…

• Из снега можно слепить снеговика, а еще…

• Из песка можно слепить куличики, а еще…

• Под зонтом можно спрятаться от дождя, а еще…

• Конфету можно съесть, а еще…

• Карандашом можно рисовать, а еще…

• Из клубники можно сварить варенье, а еще…

• Собаку можно погладить, а еще…

«Скажи наоборот».

Цель: подобрать слово-действие, противоположное по значению.

Пример: "На кровати лежат, а на стуле…".

• Чай пьют, а печенье ….

• Рубашку шьют, а шарф…

• Котлеты жарят, а суп…

• Песок в ведро насыпают, а воду…

• В гору поднимаются, а с горы…

• Орел летит, а черепаха…

• Рыба молчит, а соловей…

• Утром мы просыпаемся, а вечером…

• Когда в комнате темно свет включают, а когда темно…

«Кто что делает?».

Цель: подобрать как можно больше слов-действий.

Пример: "Солнышко светит, а еще … греет, сияет, прячется за тучу".

• Чайник - свистит, кипит…

• Машина - едет, гудит, светит…

• Снег - идет, тает…

• Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…

• Дождь – идет….

• Автомобиль – едет…

• Кошка – мурлыкает…

• Молния – сверкает…

• Цветок – растет…

• Мячик – прыгает…

Вариант 2. Ребенок должен назвать общее действие:

• И лягушка, и зайчик – (прыгают).

• И птица, и муха - (летают).

• И снег, и дождь (выпадают на землю).

• И мороженое, и лед – (тают).

• И солнышко, и фонарь – (светят).

• И кошка, и собака – (живут в доме)

• И врач, и ветеринар – (лечат).

• И пограничник, и танкист – (защищают Родину).

«Скажи наоборот».

Цель: назвать кого-то или что-то, что может внутри названного предмета или места.

• дом - стол, комната,

• шкаф - свитер, рубашка,

• холодильник - кефир, колбаса,

• тумбочка - книжка,

• пузырек – лекарство,

• кастрюля - суп,

• дупло - белка,

• улей - пчелы,

• нора - лиса,

• автобус - пассажиры,

• корабль - матросы, ,

• больница - врачи,

• магазин – покупатели… .

«Узнай по описанию».

Цель: по описанию узнать и назвать предмет или живое существо.

• Серый, злой, зубастый, голодный (волк).

• Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц)

• Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик).

• Длинная, безногая, ядовитая (змея).

• Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса).

• Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).

• Белая, тоненькая, зеленая, кудрявая (береза).

• Холодная, дождливая, пасмурная (осень).

• Ароматный, яркий, красивый, садовый (цветок).

• Хрустящий, зеленый, сочный, соленый (огурец).

• Интересная, красочная, детская (книга).

• Пушистая, колючая, лесная, новогодняя (елка).

• Холодное, сладкое, клубничное (мороженое).

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития словесно-логического мышления у дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2020 в 11:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД