Лучший педагог года

Игры на развитие творческого мышления

Татьяна Митрохина
Игры на развитие творческого мышления

Какой сказочный персонаж на что похож

Несколько, трое или четверо, человек (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой сказочный герой будет сравниваться, и выдвигают версии, на что он похож. Отгадчики входят, и ведущий начинает: «Тот сказочный персонаж, которого я загадал, похож на.» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: например, Колобок может ассоциироваться с шариком, луной, цыпленком и т. д. Отгадавший выбирает новых отгадчиков и предлагает следующего персонажа для ассоциации.

Ассоциации

Публикация «Игры на развитие творческого мышления» размещена в разделах

Вариант I. Берется любое слово, связанное со сказкой. Например, великан. Оно может ассоциироваться с горой, подъемным краном и т. п.

Вариант II. Гуляя с детьми, можно вместе подумать, на каких сказочных персонажей похожи облака, лужи на асфальте, камешки на берегу и т. п.

Хорошо – плохо

Предлагается сказочный объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке. Нужно придумать — почему этот объект может оцениваться противоположно. Например, Баба Яга — плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадет. Но она может быть хорошей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, сказала, где смерть Кощея лежит, и т. д.

Желательно, чтобы эта игра стала частью повседневной жизни ребенка. Для ее проведения не обязательно специально отводить время.

В нее можно играть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Сказочные нелепицы

Рисуется картинка по любому сказочному сюжету. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано с использованием предметов персонажей из других сказок. Некоторые-ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны.

Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Подберите нужные слова

Дети подбирают сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.). Например:

— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

— большой — Великан, Дворец, Гоблин;

— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Пилипка-сынок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.

Анализируем характер

Задача — проанализировать характер героя того или иного произ-ведения:

А. Назвать черты характера героя. Б. Выбрать основную, главную черту.

На что это похоже?

Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Примеры фигур: красный кружок, белая палочка, синий прямоугольник и т. д.

Такое задание можно выполнять очень долго. Главное — результат.

Дом для сказочного героя

Дети вспоминают сказочных героев и рисуют для одного из них сказочный дом. Затем каждый ребенок по очереди описывает дом, который он нарисовал, а остальные дети пытаются определить, какой сказочный герой живет в этом доме.

Придумай сказочных героев на заданную букву

Дети выбирают карточку, на которой написана буква, и придумывают сказку или сказочного героя, которые начинаются с этой буквы. Например:

А — Айболит, Аленький цветочек;

Б — Бармалей, Баба Яга, Буратино;

В — Василиса Прекрасная, Волк, Водяной;

Г — Гадкий утенок;

Д — Дюймовочка, Домовенок;

Е — Емеля-дурак;

Е — «Еж и заяц»;

Ж — Женя из сказки «Цветик-семицветик»;

3 — Заяц-хваста, Змей Горыныч;

И — Иван-царевич, Иван-дурак;

К — Красная Шапочка и т. д.

Сказочный мяч

Дети стоят в кругу. У одного из детей в руках мяч. Он бросает мяч любому ребенку и называет сказочного героя. Например, Колобок. Тот, кто поймал, должен назвать действие этого героя. Например, катится. Затем он должен назвать любого другого сказочного героя и бросить мяч другому, который назовет действие героя.

Вы попали в сказку

Дети выбирают иллюстрацию к любой сказке, а затем придумывают, как бы разворачивался сюжет, если бы они сами очутились в этой сказке.

Например, иллюстрация к сказке «Красная Шапочка» (Красная Шапочка и Волк): «Если бы я попал в эту сказку и увидел, как Волк разговаривает с Красной Шапочкой, я бы быстрее побежал и позвал охотников, и тогда Волк не съел бы бабушку». «А я бы побежал и предупредил бабушку, чтобы она не открывала никому двери».

Почему?

Детям предлагается поразмышлять о причинах поступков скачочных героев. Почему:

— Емеля любил лежать на печи?

— Лягушке захотелось попутешествовать?

— Все звери захотели жить в одном теремке, а не подыскали себе другое жилье?

— Кощей Бессмертный превратил Василису Прекрасную в лягушку, а не в кошку?

— У Синей бороды была синяя борода, а не красная?

— Кот в сапогах ходил в них сам, а не отдал хозяину?

— Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках, а не на каких-нибудь других?

— Кощей Бессмертный спрятал свою смерть в яйце, а не в другом месте?

Дары сказочных героев

Детям предлагается выбрать карточку с изображением сказочного героя и подумать, что этот сказочный персонаж мог бы им подарить. Например, Винни-Пух — мед, золотая рыбка — исполнить желание, Буратино — золотой ключик и т. д.

Закончи предложение

Детям предлагается закончить предложения:

— Винни-Пух любит.

— Карлсону весело, когда.

— Баба Яга сердится, когда.

— Снегурочка грустит, когда.

— Колобок больше всего боится.

— Буратино больше всего нравится.

— Незнайке больше всего хочется.

— Кощей Бессмертный обрадовался, когда.

— Красная Шапочка заплакала, когда.

— Снежная Королева плохо себя чувствует, когда.

— Змей Горыныч удивился, когда.

— Чебурашка гордится тем, что.

— Когда Дюймовочку обижают, она.

— Однажды Кощей Бессмертный испугался.

Новая сказка

Дети берут одну предметную картинку и садятся в круг. Им сооб щается о том, что сейчас они будут сочинять новую сказку, используя те картинки, которые у них есть. Первым начинает психолог, затем все дети по кругу говорят по нескольку предложений, в которых буди встречаться слово, изображенное на картинке.

Заколдованный царевич

Психолог рассказывает: «Один царевич странствовал по свету. Забрел он однажды в замок, который принадлежал злому колдуну. Попросил его царевич воды напиться. Подал злой колдун царевичу воды, да только не простой, а волшебной. Выпил царевич воды и не мог больше слова сказать. Так с той поры никто и никогда не слышал его голоса. Он не может говорить, но может отвечать вам жестами, а вы попробуйте догадаться». Все дети по очереди играют роль «заколдованного царевича», отвечая жестами на вопросы детей.

Волшебная стрелка

Дети стоят в кругу. У каждого ребенка висит медальон с изображе нием сказочного героя. В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку (вытянутая в сторону рука). Дети все вместе произносят слова, под которые вращается «стрелка»:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем героям покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове «стрелка» останавливается и называет персонажа, на который она указывает. Психолог задает вопросы, например «Как называется сказка, в которой есть этот сказочный герой? Какие еще персонажи встречаются в этой сказке? Какие поступки в сказке совершил этот герой?» и т. д. Правильно ответивший ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.

Заколдованные шарики

Все дети стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. У каждого ребенка в руках надутый шарик. По считалке выбирается ведущий. Он свободно ходит по комнате, затем подходит к любому ребенку и спрашивает: «Ты кто?» Ребенок должен назвать имя любого сказочного персонажа. Ведущий опять спрашивает: «Зачем пришел?» Ребенок должен найти объяснение своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик, пришел в гости к Бабе Яге и т. д.

Ответив, ребенок становится за ведущим так, чтобы шарик находился между его животом и спиной впередистоящего (становится «заколдованным»). Теперь они вдвоем подходят к следующему ребенку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем пришел?» Ответив, следующий ребенок присоединяется к ним и т. д., пока все дети не станут «закол-дованными». По сигналу ведущего дети «лопают» шарики любым способом и таким образом «расколдовываются».

В следующий раз место может меняться. Например, не лесная поляна, а синее море, пустыня, солнышко, замок короля и т. д.

Бал сказочных героев

Взрослый рассказывает, что в одном королевстве был объявлен бал, на который пришли многие сказочные герои. Дети по очереди называют имена тех сказочных персонажей, которых они будут изображать на этом балу. Затем один из «сказочных персонажей» выходит в центр круга и начинает танцевать, представляя себя выбранным сказочным персонажем. Затем он садится и выбирает того «сказочного персонажа», который заменит его. Тот после выполнения упражнения выбирает следующего, и так продолжается, пока все «сказочные герои, не исполнят свой танец.

А. Ю. Капская Т. Л. Мирончик "Планета чудес" Развивающая сказкотерапия для детей

Публикации по теме:

«Золотые ворота». Хороводная игра "Золотые ворота" (при игре в слове "ворота" ударение на последний слог) (вариант игры "Ручеек") Два игрока договариваются кто из них кем.

Какие они разные Каждый день я вижу детей моей группы, а называется она "Чиполлино".Почему "Чиполлино"? Этот маленький сказочный персонаж, который и через.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры на развитие творческого мышления
Опубликовано: 29 октября 2011 в 22:18
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД