Татьяна Безменова
Игры с куклами. Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с куклами. Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возраста
Основной задачей педагога, работающего с детьми раннего возраста, является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Все усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода от сюжетно - отобразительной игры к сюжетно - ролевой игре. Предлагаемые сценарии сюжетных игр-ситуаций способствуют появлению обобщённых действий, объединению предметных действий в единый сюжет, обогащению содержания игры.
Публикация «Игры с куклами, Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Младшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Игра ситуация «Мама гуляет с малышом»
Программное содержание
Вовлечь ребёнка в игровую ситуацию, учить подрожать действиям взрослого.
Материалы.
Кукла Ваня-малышок с одеждой; игрушечные коляска, бутылочка, одеяло.
Ход игры
Воспитатель обращается к ребёнку: «Маша, посмотри, как ярко светит солнышко, перестал идти дождик, Ванечка хочет на прогулку, одевай его, пусть погуляет».
Девочка одевает куклу -кофту, штанишки, шапку.
Воспитатель: «Маша, Ванечка ещё маленький, не умеет ходить ножками, покатай его на коляске, и бутылочку не забудь, вдруг он кушать захочет на улице, ты его покормишь».
Ребёнок катает куклу в коляске, напевает песенку. Когда кукла «заплачет», наклоняется, кормит из бутылочки молоком.
Педагог интересуется у ребёнка, не замёрз ли Ванечка, может его укрыть одеялом.
Воспитатель: «Маша, смотри, что-то ветер сильный подул, вот-вот опять дождь пойдёт, пора домой возвращаться».
Ребёнок с куклой возвращается «домой».
Игровую ситуацию можно повторить.
Игра -ситуация «Ваня пришёл с прогулки и хочет кушать».
Можно использовать как продолжение игровой ситуации «Мама гуляет с малышом». Или как самостоятельный сюжет.
Программное содержание.
Ввести детей в игровую ситуацию; пробуждать интерес к сюжетно-ролевой игре; учить развивать игровой замысел, использовать воображаемые предметы.
Материал.
Кукла Ваня-малышок, кукла Даша, игрушечная посуда.
Ход игры
Воспитатель: «Ой, какой сильный дождь начался, как стучит по крыше. Ели-ели успели домой вернуться, хорошо поторопились, а то промокли бы и заболели».
Педагог обращается к ребёнку: «Маша, Ваня покатался в колясочке на улице, подышал свежим воздухом, очень проголодался, наверно, сильно кушать захотел. Надо ему кашку манную сварить. Попроси бабушку, пусть ему кашу сварит.
Педагог обращается к другой девочке: «Рита, ты умеешь вкусную кашу варить, давай ты будешь бабушкой? Иди свари для Вани кашку манную жиденькую, а то он проголодался. Слышишь, как сильно плачет. Маша, а ты иди, умой сыночка Ваню, руки ему помой, ведь он с улицы пришёл и будет кушать.
Девочки выполняют игровые действия согласно сюжету. Одна умывает куклу – намыливает руки воображаемым мылом, вытирает насухо полотенцем. Другая варит кашу–на плиту ставит кастрюлю, наливаем молоко, высыпает манную крупу.
(Если игровые действия детей недостаточно развиты, педагог руководит ситуацией -напоминает последовательность действий)
Педагог обращается к девочке, которая варит кашу: «Рита, ну, что готова каша? Ты маслице не забыла положить, а сахар добавила?»
Девочка добавляет воображаемое масло и сахар, мешает кашу.
Педагог: «Ах, как хорошо, вот и каша готова. Ручки у Ванечки чистые, можно и за стол садиться. Маша, не забудь сыночку фартук завязать, чтоб он не вымазался. Где наши тарелочки и ложки?»
Мама расставляет тарелки, ложки.
Педагог обращается к бабушке: «Бабушка, кашка не горячая, попробуй. Остыла? Накладывай в тарелочки, будем Ваню кормить.»
Бабушка накладывает кашу.
(Чтобы занять обоих девочек, можно включить в игру ещё один персонаж – сестрёнку)
Воспитатель: «Бабушка, ты так много каши наварила, давай сестрёнку Дашу позовём, она в другой комнате сидит, рисует. Даша тоже кашу манную любит.
Воспитатель приносит куклу Дашу и обращается к маме: «Маша, сыночек твой кушает, а доченька Даша тоже захотела кашки, покорми её. Она у тебя сама кушать умеет? Ты ей напомни, как правильно ложку держать, в какой руке».
Девочка показывает кукле, как держать ложку, напоминает, что кушать нужно аккуратно, не торопится.
Педагог обращается к девочкам: «Ванечка и Даша покушали, напомните им, что нужно сделать -вытереть рот салфеткой и сказать спасибо за вкусную кашу».
Игровая ситуация «Вот и ночь пришла – пора ложиться спасть»
Программное содержание.
Вовлечь детей в игровую ситуацию; расширять представления детей о временных отрезках, учить сопоставлять понятия: наступила ночь- пора спать.
Материалы.
Куклы Катя и Соня, кроватки, картинка солнышка и тучки.
Ход игры
На шторе приколото солнышко над тучкой (картинки из бумаги)
Педагог обращается к детям: «Ребята, смотрите солнышко легло спать на свою мягкую кроватку из облаков, наступила ночь. Пора и нашим куклам ложиться спать. Смотрите, кукла Катя зевает, глазки у неё закрываются, спать захотела. И у куклы Сони глазки закрываются, устала за целый день, тоже очень хочет спать.
Педагог обращается к детям: «Ребята, давайте наших кукол укладывать спать. Сначала посадим на горшочки, потом разденем и положим в их уютные кроватки. Ульяна, ты будишь укладывать куклу Соню, Мадина, а ты укладывай куклу Катю.
Девочки берут кукол, сажают на горшки, разбирают кроватки, затем раздевают кукол и кладут их спать.
Педагог обращается к девочкам: «Ульяна, твоя кукла Соня раскрылась, укрой её получше, а то замёрзнет. Мадина, а у твоей Кати подушка съехала на бок, нужно поправить, а то так неудобно спать. Нужно куклам песенку спеть, я буду петь, а вы мне подпевайте»
Педагог поёт колыбельную, девочки подпевают.
Баю-баиньки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
И потащит во лесок
Под осиновый кусток.
Ты, волчок, не ходи,
Наших кукол не буди.
Баю-баю-бай.
Педагог обращается к девочкам: «Смотрите, куколки заснули. Я тихонечко пойду, а вы кукол покачайте ещё, чтобы получше уснули».
Игра-ситуация «Купание малыша перед сном»
Программное содержание.
Дать детям представление о жизненной логике сюжетно-ролевой игры, учить относиться к кукле как к живому существу, вовлекать в ролевое взаимодействие.
Материал.
Кукла-малышок, ванночка, бутылочка, пелёнка, распашонка, шапочка, гладильная доска, утюг.
Ход игры
Педагог обращается к детям: «Вот и ночь наступает, пора ложиться спать, а перед сном нужно купаться. Наш малыш Сашенька ещё совсем маленький и не умет сам купаться, нужно его искупать, покормить молочком и положить в кроватку спать. Ребята, поможем Сашеньке искупаться. Никто не видел, где наша большая ванночка, в ней как раз хватит места для малыша».
Кто-то из детей приносит ванночку.
Педагог обращается к ребёнку: «Илюша, а ты принеси водичку и налей в ванночку, только много не наливай, чтоб наш малыш Сашенька не набрал в рот воды».
Ребёнок делает вид, что наливает воду в ванну.
Педагог обращается к одной из девочек: «Маша, проверь вода не горячая? Опусти руку в ванночку. Ну как, хорошая? Рита, а ты раздевай Сашеньку побыстрей, чтоб водичка не остыла, а то малышу будет холодно купаться. Пока мы будем купать нашего Сашеньку, Руслан, пойди подогрей молочко на плите, Сашенька искупается, а молочко уже готово. Ульяна, а ты пойди погладь пелёнку и распашонку с шапочкой».
Мальчик уходит греть молоко, девочка Ульяна гладить вещи для малыша, другие девочки купают куклу – намыливают воображаемым шампунем голову, трут ручки и ножки мылом. Педагог в это время напевает потешку.
Кто тут будет куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг-прыг,
В ванне ножкой дрыг-дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Или такой вариант потешки.
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошёл?
Кто водичку нашёл?
Ах, водичка, хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
Педагог обращается к девочкам: «Ну, вот, искупали нашего Сашеньку, смотрите, какой чистенький стал, давайте его скорей одевать, а то холодно. Ульяна, ты всё погладила, давай скорей вещи. Мадина, одевай Саше шапочку».
Девочка одевают шапочку, педагог помогает запеленать малыша.
Педагог обращается к ребёнку: «Маша, пойди посмотри, Руслан там подогрел молоко, если подогрел, неси бутылочку скорей, корми ребёнка, а то уже пора спать».
Девочка приносит бутылочку, держит куклу на руках, кормит малыша, слегка покачивает и приговаривает – баю-баю-бай, глазки закрывай.
Воспитатель: «Маша, малыш заснул, клади его в кроватку, пусть спит. Ребята, а вы не шумите, а то разбудите Сашеньку, пойдёмте тихонько сядем за столы, поиграем с кубиками».