Консультация для педагогов и родителей «Социальный мир глазами ребенка»

Светлана Ишунина
Консультация для педагогов и родителей «Социальный мир глазами ребенка»

II. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

«Социальный мир глазами ребенка»

В работе с детьми по социально- нравственному воспитанию нужно учитывать, что на «социальный мир», мир людей и их взаимоотношений, ребенок смотрит совсем по-другому. Его взгляд отличается от взрослого. Поэтому, неудивительно, что ребенок поступает совсем не так, как мы его учим. Кроме нас, педагогов и родителей, есть еще не совсем поучительные мультфильмы, компьютерные игры, «не очень воспитанные» мальчишки во дворе.

Дело в том, что в дошкольном возрасте картина социального мира укладывается как бы по полочкам, и к концу дошкольного возраста в 5-7 лет у ребенка образуется так называемая иерархия нравственных ценностей (ребенок выстраивает «лесенку» важных для него нравственных ценностей и соответственно себя ведет). Пример: ребенок знает, что ему надо быть вежливым, т. к. у него мама и папа вежливые; они обращают на это внимание, а вот честным быть совсем не обязательно, потому что он иногда обманывает, а папа и мама не замечают этого, и сами иногда не выполняют обещание.

Дети как бы пытаются собрать информацию о социальном мире у взрослых, чтобы выстроить «лесенку» нравственных ценностей и своего поведения.

Педагоги часто наблюдают, что к 5-ти годам дети начинают ябедничать. Ябедничают нам, взрослым. И продолжаться это может до полутора лет. Что же происходит с ребенком? Оказывается, это вполне нормальное явление. Таким образом ребенок проверяет свои представления о мире людей и их взаимоотношениях; он хочет проверить, правильно ли он усвоил какое-то правило. Т. е. ребенок проверяет, тестирует нас, чтобы сделать какие-то выводы. Пример: прибегает Алеша и говорит, что Саша взял со стола кошелек поиграть. А взрослый не отреагирует на это. И Алеша сделает вывод: на словах кошелек брать нельзя, а на самом деле можно. Причем ябедничают дети не для того, чтобы кого-то наказали, а ждут нашей реакции, чтобы выстроить «лесенку» нравственных ценностей.

Как же взрослому реагировать на ябедничество? Для примера возьмем тот же случай. Стоит сказать: «Молодец, Алеша! Не забыл важное правило. А вот Саша просто забыл. Напомни ему сам». Дети могут ябедничать на нас самих: «Мама, ты говорила, что в обуви по дому не ходят, а сама-то в обуви прошла» (бывает так, когда мы торопимся и что-то забываем, например, ключ). В этом случае можно сказать: «Спасибо! Я задумалась и забыла. А ты молодец! Хорошо, что напомнил». И конечно впредь таких ошибок не допускать.

Итак, дети ябедничают, потому что собирают информацию о социальном мире, чтобы знать, как себя надо вести, а как нет.

Искажают картину мира мультфильмы. Например, дети не понимают, почему роботы-трансформеры не спасали людей во время Великой Отечественной войны. А ведь они искренне верили в роботов-защитников. И, возможно, верят и надеются, что они будут помогать и им. Но ведь это не так.

В мультфильме «Маша и медведь» показывают, как поступает Маша. Конечно она хочет сделать хорошо, но получается по-другому, последствия приходится расхлебывать Медведю. Это тоже нарушает в определенной степени картину мира у детей. Хорошо, если ребенок понимает, что так бывает в сказке, а в жизни по-другому. Но некоторые дети думают, что и в жизни так же.

Мы знаем, что дети действуют по принципу «захотел - сделал», а последствия часто бывают плачевными. Поэтому на примере этого же мультфильма можно научить детей видеть взаимосвязь «мотив – поступок - последствие». Нужно учить детей уже на стадии «мотива» предвидеть последствия и оценивать их. Надо учить выделять начальную точку проступка, учить различать «хорошо» и «плохо».

В современном мире много соблазнов, и хотя дети понимают что такое «хорошо», а что «плохо», все равно поступают не очень хорошо. Пример: новую игрушку могут взять себе, даже если она им не нужна, а старой охотно поделятся с товарищем. Так происходит потому что дети не имеют правильной модели поведения. Также у детей происходит расхождение между представлениями (знают, как надо поступить) и реальным собственным поведением. Т. е. дети не могут понять, как эта норма касается их лично.

Как вырабатывать правильные модели поведения

1. До 4-х лет ребенок не может устоять перед соблазном. Поэтому провоцирующих на нарушение моральных норм ситуаций быть не должно. Задача детей этого возраста – накопление позитивного опыта (если готовим угощение – чтобы всем хватило, готовим открытку – чтобы всем хватило клея). Важно накапливать опыт ребенка в его действиях вместе с детьми и рядом с другими детьми., чтобы дети видели разные способы взаимодействия.

2. С 5-ти лет и старше учим владеть собой, считаться с интересами других людей. Учим решать проблемные провоцирующие ситуации (Кому-то не хватило пластилина. Что делать) Решение ситуации находят дети, взрослый поддерживает идею, хвалит за находчивость и поддержку. Особенно важно похвалить ребенка, если он проявил отзывчивость самостоятельно, когда взрослого не было рядом.

Бывает так, что ребенок уже обладает каким-то отрицательным качеством. В этом случае важно показать ребенку его поведение со стороны, оценить и увидеть последствия. Помогут в этом поучительные мультфильмы, сказки, ситуации, в которых ребенок сможет увидеть себя как бы «глазами другого человека». При этом нельзя допустить унижения ребенка, говорить «ты такой же» или «с тобой так же случится». Нужно оценивать поступок персонажа, а не ребенка.

Особое значение в социальном мире дети придают взрослому человеку. Это касается детей 5-ти лет. Они в этом возрасте переходят в новую фазу общения со взрослыми и воспринимают практически всех взрослых, в том числе и незнакомых, как очень умных, добрых, интересных. Причем за красивой внешностью и за тем, что это взрослый, они могут не увидеть истинного лица. Поэтому об этой особенности детей важно знать не только в плане нравственного воспитания, но и в плане безопасности их жизни, т. к. непорядочные люди как раз и пользуются этой особенностью 5-6-летних детей – доверием.

Ребенок доверяет воспитателю, и если воспитатель так сказал, то по этому поводу может даже поспорить с родителями. В этот период дети очень бдительны, внимательны и особенно следят за нашими разговорами и ошибками, казалось бы «подслушивают» взрослых. Но это хорошо, т. к. таким образом они выстраивают иерархию ценностей.

Возрастные особенности детей-дошкольников, которые надо учитывать

в работе по социально-нравственному воспитанию.

1. Дети не видят связи между мотивами, поступками и последствиями поступка, т. е. не могут выделить начальную точку проступка. Они совершают действие и видят уже последствия. Поэтому нужно учить выделять мотив и определять «хорошо» и «плохо» («Большая стирка» Л. Пантелеев)

2. Дети не видят за красивой внешностью внутреннего содержания человека или мультгероя («Он красивый, значит хороший»). Особенно детям нравятся современные мультфильмы, где персонажи достаточно красивые. Вот почему дошкольники сразу же пытаются подражать им, их действиям, словам, поступкам. Поэтому очень важно смотреть, какие представления о социальном мире в мультфильме передаются детям.

3. Дети до 5-ти лет не могут управлять своим поведением и сдерживать себя в провоцирующей этической ситуации. Поэтому их не должно быть. Взрослые должны продумать ход деятельности, чтобы все было бесконфликтно.

4. У детей 5-7 лет только формируется иерархия нравственных ценностей, поэтому дети ябедничают, а ябедничество – детский эксперимент, утверждение норм (что скажет мама, что скажет папа; а иногда могут наябедничать сначала маме, потом папе, а потом сравнить результаты своего эксперимента и сделать выводы, можно все-таки так делать или нет).

5. У детей происходит расхождение между представлениями (как надо поступить) и реальным собственным поведением. Т. е. дети не могут понять, как эта норма относится к их поведению.

6. У детей совершенно нечеткие, запутанные, противоречивые этические представления, в которых им надо помочь разобраться.

Публикации по теме:

Имидж ДОУ глазами ребенка, родителей и сотрудников Имидж ДОУ глазами ребенка, родителей и сотрудников Быть привлекательным, обладать личным обаянием, обрести уверенность в себе, разве к этому.

Консультация для педагогов и родителей «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой» КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении.

Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей» Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно.

Консультация для педагогов «Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ» Воспитатель: Горина М. В. Прежде чем обозначить причины неготовности ребенка к условиям детского сада, рассмотрим понятие адаптации ребенка.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей у ребенка» Подготовила воспитатель средней группы Исаева Ольга Владимировна Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей.

Консультация для родителей и педагогов «Учим ребенка слушать музыку» Консультация для родителей «Учим ребенка слушать музыку» Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если.

Консультация для родителей «Научим ребенка любить и беречь окружающий мир» Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким,.

Консультация для родителей «Зима глазами ребёнка» "Зимушка хрустальная,в гости нас пусти Царство белоснежное детям покажи". Зима. Снегопад. Вьюга да метели. Зимний лес. Заснеженные улицы городов.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Социальный мир глазами ребенка»
Опубликовано: 9 марта 2019 в 14:46
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике»
Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике». Квест ( от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний....
Перспективное планирование по физической культуре с детьми 1 младшей группы
Ноябрь № занятия стр № недели Программное содержание 1 84 1 Упражнять детей в прыжках в длину с места, бросании мешочков на дальность правой и левой рукой,...
Фотоотчёт проведённой экскурсии к Памятнику детей средней группы
Экскурсия к Памятнику, посвящённому 250-летию открытия Шикотана экспедицией Шпанберга. С целью развития нравственно-патриотических чувств у...