Анна Ермакова
Имитационные игры и упражнения для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Имитационные (подражательные) игры характеризуются тем, что реальные явления окружающей действительности в них отражаются наиболее непосредственно. В основе имитационных игр всегда лежит своеобразный сюжет, в котором в образной форме отражаются те или иные явления из семейного быта, различных областей труда или каких-либо других видов общественной деятельности человека, а также из жизни природы. Каждый играющий выполняет ту или иную роль, отождествляя себя с действительными персонажами и объектами разыгрываемых событий и явлений (с «зайцами», «охотниками»). Необходимые средства игры (например, «лошадь», «ружье») и даже обстановка действий («дремучий лес», «поляна» и т. п.) обычно тоже являются воображаемыми.
Публикация «Имитационные игры и упражнения для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Имитационные игры, в свою очередь, подразделяют на:
а) творческие и
б) обусловленные правилами.
Творческие имитационные игры не имеют постоянного содержания и
строго определенной структуры.
На первый план выдвигается изображение конкретных лиц, действий и
т. п., а не стремление к каким- либо реальным достижениям.
Обусловленные правилами имитационные игры имеют устойчивые
сюжет и роли, а также заранее определенную, постоянную структуру
игровых действий и организацию играющих. Характерным является и то,
что структура игры, некоторые особенности выполняемых действий и
взаимоотношения между играющими регламентируются обязательными
правилами, сознательно принимаемыми всеми играющими. За соблюдением
установленных правил следит судья. Кроме того, в этих играх довольно часто
появляются моменты соревнования. Игры-имитации можно использовать в
разных формах работы с детьми: в совместной деятельности педагога с
детьми, во время проведения режимных процессов, на прогулках и т. д. Их
проводит воспитатель. Выбор места осуществляется в зависимости от
содержания ситуации. Длительность игр-имитаций 5–7 минут, что
определяется возрастными особенностями детей пяти лет.
Описание системы игр-имитаций.
Цель: Расширять чувственный опыт детей, формировать умение эмоционально идентифицироваться с объектами живой и неживой природы, развивать чувство эмпатии.
Игры-имитации можно использовать в разных формах работы с детьми: в совместной деятельности педагога с детьми, во время проведения режимных процессов, на прогулках и т. д.
Их проводит воспитатель. Выбор места осуществляется в зависимости от содержания ситуации
Длительность игр-имитаций 5–7 минут, что определяется возрастными особенностями детей пяти лет.
Игры можно проводить как со всей группой, так и с небольшими подгруппами.
При организации игр-имитаций нужно обращать внимание на то, чтобы дети активно участвовали в игре, соблюдали правила. А во время имитации движений не мешали другим детям, относились с уважением к действиям сверстников.
Важно обратить внимание на эмоциональность проведения игр-имитаций. Это одно из главных условий создания положительного эмоционального настроя у детей, что в дальнейшем будет способствовать у них формированию субъективного отношения к природе.
Игры можно проводить как со всей группой, так и с небольшими подгруппами.
При организации игр-имитаций нужно обращать внимание на то, чтобы
дети активно участвовали в игре, соблюдали правила. А во время имитации
движений не мешали другим детям, относились с уважением к действиям
сверстников. Имитационные движения имеют большое значение в обучении
детей дошкольного возраста разнообразным видам движений и игровым
упражнениям. С подражания образу начинается познание ребенком техники
движений, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной
деятельности и т. д. Это самый доступный детям способ восприятия любой
двигательной деятельности. Например, попробуйте объяснить ребенку
технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной. Вас
ребенок не сразу поймет, а трудность выполнения данного движения вызовет
нежелание его продолжать.
Достоинства имитационных игр :
- игровые цепочки достаточно просты, незатейливы, хорошо знакомы детям,
несмотря на небогатый социальный опыт;
- проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и
затруднений в процессе совместного с взрослым освоения игрового опыта;
- взаимодействуя с другими участниками игры, они получают возможность
изменять игру (дополнять или придумывать варианты действий, сочинять
продолжение). Такое сотворчество, несомненно, повышает уверенность
детей в своих возможностях, что, в свою очередь, вызывает большую
активность и самостоятельность каждого ребенка.
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность,
которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в
различных имитационных играх, ребенок выбирает для себя персонажи,
которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и
социальным установкам. Игра становится фактором социального развития
личности.
Примеры игр-имитаций.
Птичка.
Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения с взрослыми.
Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:
Села птичка на окошко. ’ Посиди, не улетай, Посиди у нас немножко, Улетела птичка — аи!
После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.
Мышки.
Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.
Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. Ни слова взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то рано, посмотреть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен, убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.
Кошечка.
Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается, затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбираться на диван, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т. п.
Чижик.
Задачи. Побуждать к совместным действиям и произнесению текста; вызывать чувство радости от совместных действий со сверстниками.
Содержание игры. Дети стоят в круг, взявшись за руки. В стороне стоит чижик (один из малышей). Дети вместе со взрослым поют:
Мы откроем все окошки, Приготовим зерна, крошки,
Ты к нам, чижик, прилетай, С нами,чижик, поиграй (Дети поднимают сцепленные руки-окошки.)
Чижик к деткам прилетел,
Чижик песенку запел:
- Клю-клю-клю!
Очень крошечки люблю! (Чижик прилетает в круг, а дети сыплют воображаемые зерна, которые он клюет, постукивая пальчиками по полу.)
Чижик с детками все пляшет, Чижик крылышками машет. Веселятся детки с ним,
С птичкой-чижиком своим. (Чижик пляшет в середине круга, дети подражают его движениям.)
- Попрощаюсь с вами, детки, Не хочу жить в вашей клетке, Я в свой садик улечу —
Я на ветке жить хочу. (Чижик вылетает из круга, машет крылышками, как бы прощаясь с детьми, а они в ответ машут руками.)
Найди предмет.
Воспитатель прячет предмет (флажок, мяч, куклу и т. п., предварительно рассмотрев его с детьми. Дети ищут спрятанный предмет по неси группе. Ребенок, нашедший предмет, получает право его спрятать.
Вариант игры. Дети сидят на стульчиках. Один ребенок нодит. Он отворачивается к стене, а воспитатель прячет куклу. Затем говорит:
Кукла Таня убежала,
Вова, Вова (имя водящего ребенка, поищи,
Поискать ее нам надо,
С нашей Таней попляши.
Ребенок находит куклу и пляшет с ней, а все дети хлопают в ладоши.
Пузырь.
Дети вместе со взрослым встают лицом в круг.
Воспитатель говорит:
Надувайся, пузырь, Оставайся такой,
Надувайся большой, Да не лопайся.
Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг.
На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш».
Шалтай-болтай
Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый, дети делают повороты корпуса, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы:
Шалтай-болтай Шалтай-болтай
Сидел на стене. Свалился во сне.
Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол.
Игру проводить с одним ребенком или подгруппой детей.
Зернышко
Взрослый говорит:
«Посадили зернышки в землю –
дети садится на пол, обхватывают колени руками.
Взрослый продолжаент:
«Полил дождь, а потом засветило солнце.
Стало зернышко прорастать, появились росточки»
— дети широко позевывают, медленно поднимаются, потягиваются, поднимая ручки-росточки вверх и поворачиваясь к солнышку.
Воспитатель все действия выполняет вместе с детьми.
Холодно — тепло
Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.
Взрослый говорит:
«Подул северный ветер. Стало холодно-холодно».
Малыши сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.
На слова взрослого
«Но выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются, обмахиваются плеточками.
Взрослый выполняет действия, а малыши подражают ему.
Шарик
Дети представляют себя воздушными шариками.
Они постепенно наполняются воздухом, поднимая руки вверх и надувая щеки.
Но вот шарик лопнул. Дети медленно расслабляются и потихоньку опускаются на пол, произнося звук «ш-ш-ш».
Часики
Скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу взрослого он покачивает головой вперед-назад, вправо влево, произнося: «Тик-так, тик-так».
Взрослый выполняет действия имеете с детьми взявшись за руки.
Пчелки
Дети изображают пчелок, бегают по комнате, размахивают руками - крыльями, жужжат. Появляется «медведь». Воспитатель говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет,
Пчелки домой.
«Пчелки» летят в угол - улей. «Медведь» идет туда же. «Пчелки» говорят:
Этот улей - домик наш
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж-ж.
Машут крыльями, прогоняют медведя. Улетают от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.
Зайчики.
Все дети - «зайчики». Воспитатель произносит:
В поле на пригорке зайчики сидят,
Свои лапки греют, ими шевелят.
(Дети делают движения (попрыгивают, шевелят руками). Через минуту дети и воспитатель говорят)
Крепче стал мороз никак,
Мы замерзнем стоя так.
Чтоб согреться поскорей,
Будем прыгать веселей.
(Дети сбегают с горки и начинают бегать, похлопывая лапкой о лапку.)
Поезд.
Воспитатель - «паровоз». Все дети - «вагоны». «Паровоз» гудит и «поезд» трогается. Дети двигают руками и произносят: «Чу-чу-чу».
Вот поезд наш едет,
колеса стучат.
А в поезде нашем
ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу.
Пыхтит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
Воспитатель говорит:
«Стой. Остановка.
Скорее выходите, пойдем гулять».
Дети «гуляют» по комнате.
Лягушки.
На середине зала лежит тоненький шнур в форме круга. Дети стоят за кругом. Воспитатель говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачет, вытянувши ножки.
Дети подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. Воспитатель хлопает в ладоши - пугает «лягушек»; малыши присаживаются на корточки - «лягушки» прыгают в «болото». Повторить 2-3 раза.
Озорные котята.
Воспитатель. Ребята, давайте превратимся в озорных котят (дети
присели на корточки и «заснули»).
Озорной котенок спал в кресле, но вот он проснулся, потянулся и стал
точить свои коготки…. Он, то выпускал их, то снова убирал. Надоело
непоседливому котенку точить коготки, спрыгнул он с кресла и побежал….
Бежал, бежал котенок, увидел клубочек и стал с ним играть. Сначала он его
катал, а потом стал подбрасывать…. Наигравшись в клубочек, котенок снова
стал точить коготки…. Вскоре, устав играть, котенок снова уснул…
Дети под музыку, слушая рассказ, имитируют движения котенка (точат
коготки о мебель, играют с мячом, потягиваются).
Холодно — тепло.
Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. Взрослый говорит:
«Подул северный ветер. Стало холодно-холодно». Малыши сжимаются в
комочки, скрестив руки на груди. На слова взрослого «Но выглянуло
солнышко. Стало тепло-тепло. Дети расслабляются, обмахиваются
платочками.
Цветок.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами превратимся в цветы (дети
присели на корточки, положили голову и руки на колени и закрыли глаза).
Из земли появился маленький росток. Он рос медленно, не спеша,
словно тянулся к солнцу, и вот появился бутон. Цветок раскрыл один
лепесток (движение правой руки снизу в сторону, затем раскрыл другой
лепесток (движение левой руки снизу в сторону, потянулись к солнцу еще
два лепестка (движение обеих рук снизу-вверх) и цветок раскрылся. Подул
слабый теплый ветерок и цветок закачался от легкого дуновения. Мимо
пролетала пчела и с радостью села на цветок.
(Дети имитируют жужжание пчелы, показывая «маленькие
крылышки», и присаживаются на корточки.)
Погода.
Развивать умение движением и мимикой показывать свои чувства.
- Покажи, что ты чувствуешь:
Когда на улице очень холодно?
Когда идет теплый дождь и можно гулять под ним?
Когда из-за дождя тебя не пускают на улицу?
Когда светит солнце и тебе очень жарко?
Когда густой туман?
Показывать движения может один ребенок, остальные рассказывают,
что он делает.
Медведь.
Развивать умение пользоваться выразительными средствами для
передачи настроения, чувств.
Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску медведя.
Я зверь лесной.
Я сплю зимой,
В лесу хозяином живу
Я большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной.
Я живу в лесу дремучем,
Очень мед люблю пахучий.
Ребенок в маске показывает неуклюжесть медведя, дети повторяют эти
движения.
Лиса.
Развивать умение пользоваться выразительными средствами для
передачи настроения, чувств.
Педагог читает стихотворение, надев ребенку маску лисы.
Я хитрая лиса,
Леса темного краса
По полянке бегу,
Лисий след свой замету
И зайчишку подстерегу
Я рыжая плутовка
Хитрая и ловкая.
В сарайчик попаду,
Цыпленка украду.
Ребенок показывает походку лисы. Все дети повторяют эти движения.
Части тела.
Учить детей владеть языком жестов, свободно пользоваться в разговоре
всем телом.
Детям предлагается показать:
- Как твои плечи говорят: «Я горжусь»
- Как твоя спина говорит: «Я очень старый человек»
- Как твой палец говорит: «Иди сюда»
- Как твоя голова говорит: «Да, нет»
- Как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это варенье»
- Что делает твое ухо, чтобы сказать: «Я слышу птичку»
- Что делает твой нос, когда нюхает цветок.
Лесная поляна.
Цель. Упражнять детей в выполнении точных имитационных движений, определении типичного в поведении животных.
Ход игры.
-«Вот теремок, интересно, кто в нем живет? Давайте посмотрим, какой зверь придет?»
Дети выбирают животных, которых будут показывать:
Как идет медведь?
Как крадется лиса?
Как прыгает петух?
Как крадется мышка?.
Для показа движений логопед называет одного или нескольких детей.
Погода.
Цель. Развивать умение движением и мимикой показывать свои чувства.
Ход игры.
- Покажи, что ты чувствуешь:
Когда на улице очень холодно?
Когда идет теплый дождь и можно гулять под ним?
Когда из-за дождя тебя не пускают на улицу?
Когда светит солнце и тебе очень жарко?
Когда густой туман?
Игра-имитация “Ласковый котенок”.
Вечером в свободной деятельности предложить 3–4 детям поиграть в игру “Ласковый котенок”.
Цель: обучение детей имитации образа котенка с помощью мимики, жестов, движений, голоса.
Взрослый предлагает детям представить, что они маленькие котята. Когда котенка гладят, ласкают, он прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руку хозяина, выражая тем самым свое расположение к нему.
Каждому ребенку дается возможность стать котенком, которого ласкают. Взрослый эмоционально поддерживает настроение детей, хвалит их.
Детям очень нравится быть котятами, они стараются каждый по-своему изобразить ласкового котенка и у них это очень хорошо получается. Игра вызывает массу положительных эмоций, и к ним присоединяются другие дети. Желательно в такие игры привлекать застенчивых детей и тех, у которых эмоции мало выражены.
Игра-имитация “Комнатное растение”.
Цель: Развивать умение детей входить в образ растения, выполнять имитационные действия, способствовать развитию экологической эмпатии.
Придя в группу после выходного дня, дети видят комнатное растение, у которого повяли листочки. Взрослый обращает внимание детей на него и спрашивает: “Что это с нашим цветочком?” (Ответы детей.) “Интересно, что чувствует наше растение? Какое у него настроение?” (Ответы детей.)
“Давайте польем его и посмотрим, изменится ли у него настроение”.
После прогулки обращаем внимание на наше растение, листочки его поднялись, заблестели. “Изменилось ли настроение у цветочка? Что оно сейчас чувствует? (Ответы детей.) Предложить детям показать, какой цветок был утром (имитация) и какой он стал после того как мы его полили (имитация). Отмечаем детей, наиболее удачно изображающих состояние, настроение растения. Обратить внимание на то, что от нашего ухода за растениями зависит его состояние, настроение.
Для взрослого очень важно эмоционально передать состояние растения голосом, мимикой, жестами. Дать образец. Необходимо поддерживать попытки детей изобразить настроение, состояние цветка.