МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ»

Светлана Александровна Мажова
Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ»

Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия.

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, на основе опоры на их ведущие виды деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.

В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".

Опыт последних десятилетий свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.

Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.

Необходимо создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;

Основные положения личностно ориентированной модели предметно-пространственной среды отражаются в принципах ее построения.

Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.

Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства.

Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.

Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.

Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере каждого ребенка, его интересах, наклонностях.

Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.

Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных некоторых групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6–7 лет). В группе оформляется "Уголок именинника".

В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика "Я молодец, я научился".

Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в рубрике "Панорама добрых дел" стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.

Главная идея по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

В игровых комнатах для детей есть наборы разнообразных карточек по всем видам детской деятельности. Например, "Поиграй-ка", "Домисолька",, "Почитай-ка", "Остров Самоделкина", "Здоровей-ка", "есть уголок уединения.

Стенд «Мы дежурим» заполнен карточками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «дежурный по столовой», «дежурный по занятиям», «дежурный в уголке природы»" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках.

Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".

В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.

Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители.

Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой предметно-пространственной среды ДОУ (коридоры, вестибюли, другие функциональные помещения). Стенд «Наш веселый детский сад» показывает все музыкальные способности ребенка. Постоянно действующая выставка творчества (картины, вышивка и др. поделки) родителей, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.

Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Дети создают собственные композиции из природного и бросового материала, пластилина, которые украшают детский сад.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Индивидуальный подход требует от педагога помимо умения работать разнообразно, ещё и большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения - и это только некоторые из причин пока недостаточно широкого применения его на практике при широкой декларативности. В настоящее время эту проблему можно и нужно решать, так как реализация индивидуального подхода помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом, является важнейшим условием успешного формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

В ФГОС ДО говорится, что основным в дошкольном воспитании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка.

Одна из важнейших задач стандарта — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если он любит, например, рисовать, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности, правда только посоветовавшись с родителями.

Самое важное, что проходит через весь стандарт, — подчеркивается поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу.

Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Публикации по теме:

Презентация «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации» Совершенствование профессионального уровня Умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную.

Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы ДОУ» Консультация для педагогов «Региональный компонент в рамках образовательной программы» МКДОУ «Детский сад №6» Подготовила воспитатель.

Консультация «Индивидуализация, как элемент «семейной» модели воспитания в доме ребенка» Подготовил: воспитатели ОГКУЗ «Братский областной специализированный дом ребенка» Забурнягина О. Л., Каспирская Е. С. Среди методологических.

Индивидуализация в дошкольной образовательной организации 1. В условиях официального дошкольного образования индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком.

Консультация для педагогов ДОО «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современной образовательной среде» Задачи духовно нравственного воспитания дошкольников: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной.

Консультация для педагогов «Мотивация в образовательной деятельности» Мотивация в образовательной деятельности Одним из залогов успешного занятия является мотивация. А мотивация способствует активизации детей.

Консультация для педагогов «Технология игровой деятельности» Игровая технология относится к педагогическим технологиям на основе личностно – ориентированного подхода. Игровые технологии – это игровые.

Круглый стол для педагогов ДОУ «Секреты увлекательной непосредственно-образовательной деятельности» Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ. Задачи: 1. Повысить.

Мастер-класс для педагогов «Применение театрализованных игр в образовательной деятельности» Цель: привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности. Задачи: -вызвать интерес педагогов к словесным театрализованным словесным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 17:30
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД