татьяна Кушакова
Индивидуальная коррекционная работа в младших группах
▼ Скачать + Заказать документы
Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей.
Своевременно усвоенная детьми точная терминология, опирающаяся на конкретные представления, значительно повышают уровень их речевого развития, совершенствует культуре речевого общения.
На своих занятиях я использую следующие приемы словарной работы :
1. Рассматривание предмета, установление его назначения, сообщение детям названия предмета.
2. Называние детям деталей предмета. Например: рассматривая картинку с изображением чайника, мы говорили о том, что у чайника длинный нос, сверху крышка, сбоку ручка.
Публикация «Индивидуальная коррекционная работа в младших группах» размещена в разделах
3 .Сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание,восприятие на слух).Например, мы рассматривали лист фикуса и я говорила: Посмотрите,какие большие листья у фикуса. Мне кажется, что они больше вашей ладошки. Давайте проверим! И дети прикладывали свою руку к листу цветка.
4. Многократное повторение ребенком одного слова.
В возрасте 3 лет начинаем отрабатывать четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж,ч,ш,щ) и сонорные (р,л) звуки,так как они наиболее трудные для произношения.
Например, для того чтобы ребенок научился правильно произносить звук «Л»рекомендуются такие упражнения, как «Заборчик»-улыбнуться,зубы сомкнуты и видны и удерживать губы в таком положении. «Лошадка» Присасывать к небу язык,растягивая подъязычную связку.
Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных речевых органов губ и языка. Артикуляционная гимнастика тренирует те группы мышц, которые отвечают за правильность произношения всех звуков. Поэтому такую гимнастику рекомендуется проводить ежедневно.
Для того, чтобы речь ребенка была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, что достигается правильной артикуляцией звука «А», а плотно смыкать губы- этому способствует четкое произношение звуков «м,п,б т. д.».
Формирование правильного звукопроизношения осуществляется в 3 этапа:
1. подготовка артикуляционного аппарата
2. уточнение произношения звука
3 .закрепление звука в словах, в фразовой речи. Например:долго тянем звук щщщ. Или же проговариваем слоги :ща-ща-ща, що-що-що,щу-щу-щу и т. д.
Четкое произношение звуков о,у -во многом обусловливает появление у ребенка шипящих ш,ж,ч,щ. А правильное произношение звуков ф,в влияет на произношение свистящих з,с, и л.
Например,на своих занятиях, я говорю детям:
- Давайте порычим, как медведи;
-погудим,как паровоз;
-покажите как фыркает ежик.
Отрабатывая произношение гласных и свистящих звуков, целесообразно предлагать ребенку длительно (2-3 сек.) произносить звук на одном выдохе.
Здесь можно использовать прием «вытягивания ниточки» т. е: руки находятся впереди,на уровне груди,большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая ниточку».
На развитие артикуляционного аппарата также хорошо влияет исполнение песенок. Здесь можно предложить ребенку пропеть какой-нибудь звук с разной силой голоса. Громко или тихо.