Светлана Шутилова
Индивидуально — дифференцированный подход в развитии физических качеств дошкольников при обучении катанию на коньках
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуально – дифференцированный подход в развитии физических качеств дошкольников при обучении катанию на коньках.
Актуальность
В последнее время очень большое значение уделяется приобщению молодежи к ведению здорового образа жизни, с этой целью в зимний период времени в каждом районе города заливаются катки. В связи с этим у родителей воспитанников возникла потребность в обучении детей катанию на коньках. Исследования многих ученных в этой области говорят о том, что детям старшего дошкольного возраста необходима интенсивная двигательная деятельность. Игры и упражнения на коньках являются эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, улучшающим состояние здоровья и общую физическую подготовленность. Систематические занятия на коньках, проводимые на воздухе, оказывают положительное влияние на организм детей. Благодаря влиянию холодного воздуха, действующего на ограниченную поверхность кожного покрова, катание на коньках способствует улучшению терморегуляторных процессов в организме и, следовательно, закаливанию детей. Во время катания происходит укрепление свода стопы за счет постоянного чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения. Занятия на коньках значительно повышает устойчивость вестибулярного аппарата, который имеет большое значение в поддержании равновесия. От его тренированности зависит уменьшение возбудимости в органах равновесия, а также правильное распределение мышечного напряжения.
Публикация «Индивидуально — дифференцированный подход в развитии физических качеств дошкольников при обучении катанию на коньках» размещена в разделах
Катание на коньках способствует воспитанию интереса и любви к конькобежному спорту, развивает смелость, настойчивость, решительность, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи. На занятиях дети приучаются к дисциплинированности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию программных заданий, упражнений, игр, повышению качества движений на коньках.
Занятия на коньках предусматривают индивидуально – дифференцированный подход, так как они травмоопасны. Дети, не имеющие специальной подготовки, не способны сразу же выполнять необходимые упражнения и имеют разные уровни развития физических качеств. Поэтому воспитанники были разделены на небольшие подгруппы, по 6 человек, по уровню имеющихся навыков катания на коньках.
Цель: Развивать у детей физические качества, осуществляя индивидуально – дифференцированный подход при обучении детей катанию на коньках.
Задачи:
1. Повысить высокий уровень в овладении детьми физического качества равновесия формируя технику отталкивания на одном, поочередно на двух коньках в катании по прямой;
2. Повысить высокий уровень развития физического качества ловкости за счет совершенствования умение кататься на коньках, выполняя различные упражнения (по кругу; отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную постановку коньков; повороты и торможение при катании на коньках в разных направлениях)
3. Укреплять здоровье воспитанников по средствам закаливания во время катания на коньках в облегченной одежде.
4. Повысить заинтересованность родителей к регулярному посещению детьми городских катков.
Предварительная работа:
Перед началом обучения была проведена большая предварительная работа. Чтобы вызвать большой интерес к предстоящим занятиям был организован просмотр видео моментов фигурного катания, в которых хорошо видны основные компоненты техники катания по прямой, по кругу и другие. Рассматривание иллюстраций и фотографий фигуристов, обсуждение правильного исходного положения их тел во время катания, а так же практическое воспроизведение необходимого положения тела (согнутые, ненапряженные ноги, прямая немного напряженная поясница, руки подняты в стороны на уровне плеч с ладонями вниз, взгляд устремлен вперед, а не в лед) дало возможность заложить основу для обучения катанию на коньках без падений. Детям было предложено рассмотреть коньки, а так же попробовать зашнуровать их помня о том, что коньки шнуруются сильнее всего в подъеме, носок и верх можно шнуровать слабее. На занятиях по изобразительной деятельности детям было предложено нарисовать конькобежца и передать исходное положение его тела во время катания. Следующим этапом предварительной работы стало обучение детей правильному падению. Эти занятия проходили в спортивном зале: расстилался гимнастический мат, детям предлагалось попробовать падать на него вытягивая руки вперед и сгибая колени, завалившись набок.
В это же время велись разъяснительные беседы о том, как опасны падения вперед или назад, а так же давались рекомендации как правильно вести себя в случае таких падений (при падении вперед - выставляем руки; при падении назад стараемся сгруппироваться, прижав к себе руки и ноги; ни в коем случае не откидываем голову назад).
Основной этап обучения:
В основной этап обучения входили занятия на льду. Для этого на спортивной площадке детского сада был залит каток, а так же дети в сопровождении педагогов посещали городской каток на площади перед зданием Администрации.
Основной этап обучения строится с учетом уже имеющихся навыков. При полном отсутствии навыков катания этап основной обучения реализуется в полном объеме.
Содержание занятий с детьми имеющими первоначальные навыки усложняется постепенно с учетом структуры изучаемых движения, так как известно, что только последовательное, постепенное усложнение занятия позволит детям быстро и сознательно усвоить предлагаемое упражнение, накопить двигательный опыт. В занятия последовательно включаются разнообразные подводящие и специальные упражнения, большей частью в игровой форме. Каждое занятие начиналось с небольшой разминки, которая позволяла подготовить мозг, сердце и мышцы к нагрузкам, а так же снижала шанс получения травм.
Упражнения обязательно входящие в разминку:
• круговые вращения кистями (вам придется часто на них падать и опираться);
• вращения и наклоны корпуса;
• приседания (не менее 15-20 раз);
• подъемы на носках до легкого жжения икроножных мышц.
Целью первых занятий на льду стало обучение детей умению твердо стоять на коньках. Для этого им предлагалось выполнить несколько не сложных упражнений: приседания на месте, ходьба обычным шагом вперед, приставные шаги в разные стороны. Простое упражнение «Перекат» позволило детям почувствовать изгиб лезвия, а в дальнейшем освоить толчки и повороты во время скольжения по прямой.
Следующие занятия были направлены на обучение детей первоначальному скольжению по льду. Этому способствовали игровые задания «Шаги - великаны», «Постройся в шеренгу», «Найди свое место», «Елочка» (прокатывание со следом – елочкой).
После того как дети освоили скольжение по прямой, необходимо перейти к разучиванию торможения. Начать работу в этом направлении помогло упражнение «Фонарик». Его задача заключается в следующем: после разбега необходимо начать скольжение на двух коньках одновременно соединяя и разводя носки коньков во время скольжения на двух ногах. В этом упражнении они быстро, после 2—3 повторений, усвоили необходимое положение коньков. Новым элементом в освоении способов торможения являетсяторможение «плугом»: после разбега упор внутренними ребрами обеих коньков об лед, а при торможении «полуплугом» — упор внутренним ребром одного конька. Выполняя эти виды торможения, дети осваивали соблюдение соответствующего положения тела. При торможении «плугом» колени должны быть соединены, туловище слегка наклонено вперед, руки внизу. При торможении «полуплугом» опорная нога слегка согнута, туловище наклонено в ее сторону.
Одновременно с освоением способов торможения совершенствовался навык скольжения по прямой поочередно на правой и левой ноге и одновременно на двух коньках при помощи игровых упражнений «Воротики» (прокатывание по прямой разными способами между ориентиров, выстроенных в форме «воротиков», «Змейка» (скольжение на двух ногах, оставляя след «змейкой») и подвижной игры «Поезд» (катание по краям катка, держась друг за друга)
Далее детям предлагалось освоить повороты трех видов:
• с разбега по прямой поворот в любой части прямой;
• с разбега переход на скольжение на сомкнутых коньках и поворот у обозначенного места влево или вправо (поочередно);
• с разбега переход на скольжение с последующим въездом в ограниченное пространство — в дугу, выложенную из снега или нарисованную на льду.
Игровое упражнение «Волчок» позволило обучить детей катанию по кругу вокруг своей оси. Целью данного упражнения приучить детей управлять сначала одним скользящим коньком, наклонив его на наружное ребро, другая нога в это время производит отталкивание в сторону-назад. Затем это же упражнение выполняется в другую сторону. Большое внимание во время выполнения необходимо уделять наклону туловища в сторону поворота.
Для закрепления сформировавшихся навыков катания на коньках в занятия были включены игры-задания с элементами соревнования и подвижные игры с правилами. Причем в первую очередь организовывались такие игры с правилами, в которых все дети выполняют одинаковые действия по сигналу (например, «Кружки и звездочки» — после катания врассыпную дети собираются по 2—3 человека в кружок или изображают звездочку; «Найди пару» — после катания по всему катку находят товарища и катаются с ним в паре 1—2 круга и т. д.). Затем включались игры более сложные с ловлей и быстрым катанием («Ледяные домики», «Догони ласточку», «Салки», игры-эстафеты: «Кто скорей» и т. д.). Для улучшения быстроты выполнения в работу с детьми были включены соревнования.
Для того, чтобы в полной мере развить навыки катания необходимо ежедневное их закрепление. С этой целью в работу были вовлечены родители. С ними организовывались консультации, мастер – классы, круглый стол. По результатам работы оформлен фотоколлаж «Фигурное катание в нашей семье».
Результаты:
• Индивидуальный мониторинг физических качеств: равновесия, ловкость, быстрота показал положительную динамику у каждого ребенка
• Повысилась сопротивляемость к простудным заболеваниям, о чем говорят показатели заболеваемости по группе: в период обострения острых респираторных вирусных заболеваний посещаемость детьми подготовительной группы детского сада составила 81,6%. Отметилось сокращение продолжительности протекания того или иного заболевания с 10—12 до 5—6 дней.
• Повысилась заинтересованность родителей к регулярным прогулкам с детьми на свежем воздухе на катках города и приобщению детей к фигурному катанию.
• Повысился интерес воспитанников к коньковым видам спорта, дети приобрели прочные навыки катания на коньках разными способами.
Таким образом, катание на коньках при целенаправленном руководстве со стороны взрослого может оказать всестороннее влияние на развитие ребенка.
Литература:
1. Л. Н. Пустынникова, "Коньки в детском саду", М., 1979 г.
2. Фигурное катание на коньках: Учеб. для институтов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М. : Физкультура и спорт, 1985.
3. Д. В. Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984
4. OCR Detskiysad.Ru
5. Ковина А. Н. «Ознакомление с видами спорта на занятиях физкультурой» //«Инструктор по физической культуре» - №4/2012г.