Получи документы

Индивидуальное развитие ребенка как программа развития талантливости и одаренности дошкольника

Надежда Карташова
Индивидуальное развитие ребенка как программа развития талантливости и одаренности дошкольника

В современном обществе существует потребность воспитания неординарной творческой личности. Многие исследователи считают, что именно дошкольное детство – наиболее благоприятный период для этого. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями. Потом кто-то развивает и использует свой талант, а кто-то «зарывает его в землю». Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений – реализовать способность и одаренность каждого ребенка.

Публикация «Индивидуальное развитие ребенка как программа развития талантливости и одаренности дошкольника» размещена в разделах

Одаренность, талант или гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Важно подчеркнуть, что работа педагога любого образовательного учреждения, в том числе и дошкольного, направлена в первую очередь на силы и способности среднего уровня развития ребенка. Поэтому чаще всего упор делают на работу с отстающими детьми, а «интеллектуалы» не получают должного внимания.

Кто вообще должен заниматься развитием талантливости и одаренности ребенка? В первую очередь – это семья, в которой растет ребенок. Но зачастую, родители не могут самостоятельно определить способности своих детей. И тем более, не знают, как эти способности развивать. В то же время во многих семьях дети большую часть времени проводят в детском саду, и у родителей просто не бывает возможности отследить их таланты и тем более – создать условия для развития этих талантов. Отчасти эту функцию выполняют различные социальные структуры, но по сравнению с детским садом, у городских кружков и секций все равно нет столько времени, нет таких доверительных отношений, нет такого взаимопонимания и возможности для изучения каждого ребенка.

Чтобы раскрыть творческий потенциал детей нашего детского сада, педагоги разработали целую систему поддержки талантливости и одаренности дошкольников. Она реализуется, прежде всего, через тесное сотрудничество воспитателя группы и специалистов.

А затем воспитатель определяет индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка, планирует дополнительные занятия, игры и упражнения с отдельным ребенком или небольшой группой детей.

Как выстроить модель взаимодействия группы со специалистами?

Обыкновенная образовательная деятельность с дошкольниками ограничена отношениями: «дошкольники-воспитатель». В обычном детском саду воспитатель развивает детей в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом областях. Если мы хотим дополнительно развивать творческие способности и таланты детей, мы должны подключить к образовательной деятельности специалистов. Воспитатель с каждым из специалистов регулярно проводит по одному занятию в месяц. Так у детей появляется возможность углубленного изучения всех образовательных областей, а у воспитателя есть более объективная информация о способностях каждого ребенка, подкрепленная наблюдениями, диагностикой сразу нескольких специалистов. В папке вы можете увидеть модель взаимодействия воспитателя и инструктора по физкультуре в подготовительной к школе группе, а также пример характеристики способностей детей.

Параллельно с работой по взаимодействию, воспитатель каждой группы выявляет наиболее талантливых и одаренных детей и разрабатывает индивидуальный маршрут каждого из них.

Занятия, игры, упражнения на развитие способностей проводятся с детьми индивидуально или в подгруппах.

Достижения каждого ребенка фиксируются в индивидуальном портфолио.

Портфолио сопровождает ребенка на протяжении всей образовательной деятельности в детском саду вплоть до поступления его в школу.

Кто же, в конечном счете, отвечает за развитие индивидуальных способностей и талантов ребенка?

Семья. Это самые близкие люди, за которыми стоит последнее слово, в контексте того, развивать дальше или оставить без внимания и усилий таланты ребенка. Примеров этому огромное множество: ребенок имеет прекрасный слух и голос, в детском саду активно проявлял себя: выступал на утренниках, дополнительно занимался в вокальном кружке при детском саде, но когда в школьном возрасте пришло время отправляться в музыкальную школу, купить пианино или другой инструмент, родители не поддержали желания ребенка, не захотели тратить деньги, посчитали детское увлечение несерьезным времяпровождением, и ребенок не реализовался, замкнулся – «зарыл талант в землю».

Возможности социальных структур также влияют на то, сможет или нет развиться детский талант. Бывает так, что и семья поддерживает ребенка, и сам ребенок очень хочет петь, танцевать, рисовать и так далее, но нет (например, в деревне, селе или поселке) мест и специалистов для дополнительного образования детей.

Публикации по теме:

Карта индивидуального развития. Программа реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении Актуальность. Не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности в условиях образовательного учреждения.

Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника С целью разностороннего развития детей в ДОУ проводится мониторинговое исследование 2 раза в год. Анализ полученных результатов используется.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста» Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь в эти годы закладывается основа, на которую позже будут.

Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности» Характеристика особенности личности ребенка с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности Как уже отмечалось, различия в одаренности.

Программа «Развитие эмоционального мира ребенка и психопрофилактика детской тревожности» Ведение. Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в ДОУ, является недостаточное развитие произвольности.

Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. Психическое развитие ребенка раннего с задержкой речевого развития в целом, никогда не было предметом комплексного анализа. Очевидно, что.

Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ НАШИХ ПАЛЬЧИКОВ. Данный материал предназначен для совместной работы взрослого и детей 3-5 лет. В ходе игры ребенок повторяет.

Родительское собрание «Характеристика особенностей развития «любознательных почемучек». Развитие ребенка 4–5 лет» В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают.

Статья «Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

«Музыкальная среда — основа развития музыкальной одаренности». Выступление музыкального руководителя на родительском собрании Цель: познакомить родителей воспитанников с признаками музыкальной одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей.

Автор публикации:
Индивидуальное развитие ребенка как программа развития талантливости и одаренности дошкольника
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 11:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД