Получи документы

Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития

Наталья Романова
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития

1. Пояснительная записка

Актуальность разработки программы обучения и развития воспитанников, имеющих умственную отсталость, обусловлена следующими проблемами:

необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;

отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей с УО;

Публикация «Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития» размещена в разделах

Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности воспитанников.

Предлагаемая программа развития и обучения детей с УО, построена на общих принципах коррекционной педагогики.

Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми :

• Костиным Амилем

• Рыжовым Глебом.

Программа составлялась с учетом особенностей детей.

Общее речевое развитие :

Не понимают обращенной к ним речи. В экспрессивной речи произносят отдельные звуки, звукокомплексы. Пассивный словарь обиходно – бытовой.

• Малочисленная жестовая символика.

• Несформированность импрессивной стороны речи.

• Несформированность жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.

• Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.

• Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.

Особенности эмоционально-волевой сферы

В контакт не вступают, не обращают внимание и не отвечают на инициативу взрослого, в ответ на попытку со стороны взрослого наладить контакт проявляют негативные эмоции (плачут, кричат) или остаются безучастными. Эмоциональный фон детей характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью.

Особенности межличностного взаимодействия со взрослым.

• Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.

• Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.

• Существенное снижение устойчивой работоспособности.

• Присутствие негативизма и отторжения помощи (отталкивает, злится, может перестать выполнять задание).

• Очень низкая мотивация общения и обучения.

Различные дефекты развития, психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия воспитанников приводят к трудностям обучения в следствии :

• состояния здоровья;

• несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;

• дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дети не показывают радость, когда приходят в детский сад, не радуются похвале (улыбке взрослого, одобрению и др., не реагируют на других детей, часто проявляют негативизм. Элементарные бытовые навыки, такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом не сформированы, детям требуется большая помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы.

На основании выше изложенного создана индивидуальная программа обучения.

Программа разработана на основе :

1)Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой,

2)«Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Москва «Просвещение» 2003

3)Образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет, автор Н. В. Нищева.

Цель программы - создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.

Задачи программы :

развитие сенсорно - перцептивных процессов и двигательных функций;

развитие коммуникативных умений;

развитие графических действий;

• активизация познавательной деятельности и речи.

Форма проводимой работы

Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.

Длительность программы

Общая нагрузка составляет ююююююю часов в неделю (ююююю часа в год).

Способы взаимодействия

Данная программа предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

2. Содержание программы

Содержание программы обусловлено целями и задачами коррекционно-развивающего обучения, состоянием психофизических характеристик воспитанников, «зоной актуального развития», а также резервом организма, его сохранных функций.

Темы занятий подобраны таким образом, чтобы охватывались все направления индивидуального развития воспитанников и носят комплексный воздействующий характер. Основными условиями и факторами обучения являются собственная деятельность обучающегося и сотрудничество с взрослым. Обучение имеет практическую направленность, предполагающую доступную деятельность (предметная, игровая и т. д., с помощью которой осуществляется познание окружающего мира, с одной стороны, и обеспечивается использование и закрепление умений, навыков, с другой, формируется социальный опыт ребенка.

Особенность организации коррекционного процесса предполагает включение на каждом занятии коррекционных упражнений на развитие мелкой, общей моторики, массаж пальцев рук с речевым комментарием или мимическим движением, обязательными физическими паузами, зрительной и дыхательной гимнастиками. Форма обучения предполагает отработку и закрепление приобретенных навыков и умений.

Занятия с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния воспитанников. В этом случае программа подвергается корректировке.

Содержание программы обучения и воспитания включает следующие образовательные области:

1. Физическое развитие

2. Социально-коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Речевое развитие

5. Художественно-эстетическое развитие

2.1. Режим подготовительной группе компенсирующей направленности

Прием и осмотр, игры 7.30-8.20

Утренняя гимнастика 8.20-8.30

Подготовка к завтраку, дежурство 8.30-8.35

Завтрак 8.35-8.55

Самостоятельная деятельность, игры 8.55-9.00

Занятия 9.00-11.00

Второй завтрак 10.10

Самостоятельная деятельность, игры до 11.00

Подготовка к прогулке 11.00-11.15

Прогулка 11.15-12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.30-12.45

Обед 12.45-13.10

Подготовка ко сну 13.10-13.15

Дневной сон 13.15-15.15

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры. Игры, Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, развлечения 15.15-15.40

Подготовка к полднику 15.40-15.45

Полдник 15.45-16.00

Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность, развлечения 16.00-16.45

Подготовка к прогулке 16.45-17.00

Прогулка 17.00-18.00

Уход детей домой до 18.00

Продолжительность одного занятия 30 минут.

Условия реализации программы

Для эффективного проведения данной программы необходимо :

Набор игрушек

Канцелярские товары: цветные карандаши, краски: акварель, гуашь, кисти, бумага, пластилин, клей.

Наглядно-демонстрационный материал, аудиозаписи, мультимедийные презентации.

Структура занятия (тьютор дублирует занятия воспитателя)

Вводная часть (создание мотивации).

Основная часть.

Заключительная часть.

Итог всего занятия.

1 часть:

Условия воспитания :

1. Здоровье - поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. В процессе выполнения режимных моментов осуществлять принцип единства предъявляемых к ребёнку требований. Требовать от него социально-принятых норм поведения: слушать взрослого, смотреть в глаза при разговоре и т. п.

Требовать от детей аккуратного выполнения действий, связанных с самообслуживанием: мытьё рук перед едой, пользование салфеткой после еды и т. п.

2. часть:

Задачи, игры и приемы работы по основным линиям развития ребенка

1. Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно в быту:

•в спальне (приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место);

•в ванной (умываться; пользоваться туалетом; учить расчесывать волосы; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой);

•во время еды.

•одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви); продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.

•приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик);

•продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды).

2. Социальное развитие.

Учить взаимодействовать с новым взрослым и сверстниками в новых условиях.

Закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения: показывать приветствие (прощание) рукой, показать жестом –«это, так, дай, на»; называть словом – «привет, пока, на, дай, это, то».

Продолжать формировать представления о себе: называть и показывать части тела и лица, их функции («Что твои руки умеют делать?», «Чем ты смотришь?» и т. д.); дифференцировать имя и фамилию; узнавать себя на разных фотографиях, говорить «Это Я». Учить говорить «моя», «мое» по отношению к своим вещам, игрушкам. Учить обращаться к другому человеку на «ты» и "Вы", по имени. Показывать на себя рукой и говорить: «Это, я ….».

Закрепить представление о том, что они мальчики. Учить обозначать себя словом: «Я». Учить узнавать своих сверстников по полу на картинках и фотографиях.

Формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий, определять свою позицию в семье («Я -сынок»). Учить задавать вопросы: «Как тебя зовут?», «Где тетя?», «Кто пришел?», «Где мама?", Почему?" и т. п.

(Оформить альбом с фотографиями ребенка о его деятельности, во время которой он играет, пишет, читает, рисует и фото членов его семьи).

Формировать представления у ребенка об окружающем предметном мире, продолжать учить выделять, называть и узнавать предметы и их изображение на картинке: это стол, стул, шкаф, кровать, также обозначать предметы обобщающим словом (например, мебель и т. д.). (Группы окружающих предметов – игрушки, посуда, мебель, транспорт, животные домашние и дикие, птицы, насекомые и т. д.).

Учить адекватно, использовать предметы окружения и знать их назначение: ручка, чтобы писать; стул, чтобы сидеть, книга, чтобы читать, игрушка, чтобы играть и т. д.

Формирование основных способов усвоения общественного опыта:

продолжать учить выполнять действия со взрослыми совместно, по подражанию с речевым сопровождением, по образцу (3-4 детали, по речевой инструкции.

3. Физическое развитие и физическое воспитание

развитие общих движений :

• учить делать вдох через нос, а выдох - через рот;

развивать движения рук (общие движения – взмахи руками в стороны, вверх, за спину, впереди груди, круговые движения);

• -совершенствовать ручную и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, катать между ладонями палочки, шарики с неровной или шершавой поверхностью и др.);

• учить ходить "гусиным шагом" (приподнимая высоко колени);

• учить перешагивать (перепрыгивать) через один, два предмета (кирпичики из конструктора, веревку, обруч и т. п.);

• учить ходить на пятках, мысочках, а также наружной стороне стопы;

• учить ударять по мячу ногой из положения, стоя, попадая в "ворота";

• учить подниматься и спускаться с лестницы, попеременно поднимая ноги;

• чередовать ходьбу на пятках и носках (до 3-х кругов на каждый вид ходьбы);

• учить выполнять различные движения (бег, ходьба) под музыку, ориентируясь на музыкальное сопровождение;

• учить бросать мячи в цель двумя руками;

• учить ловить мячи разного размера;

• учить прыгать на двух ногах; прыгать на одной ноге, передвигаясь вперед.

4. Познавательное развитие :

Сенсорное воспитание :

Учить детей, выделять предмет из общего фона. Учить различать объемные формы (куб, шар). Учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы. Знакомить детей со словами шар, кубик. Учить детей, проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки. Учить складывать из 2-3 частей разрезную картинку. Учить детей, воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый, зеленый, синий.

Пространство и время.

• формировать представления о временах года, частях суток.

развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Ознакомление ребенка с окружающим миром проводить по следующим разделам:

• формирование восприятия формы (учить соотносить предметы по форме – телевизор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине).

• учить находить предметы и игрушки, учитывая их расположение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)

• учить целостно, воспринимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких частей (3-5 частей);

• учить находить в предметах окружающего мира известные формы (круг, треугольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);

учить выполнять группировку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);

Формирование активной речи:

•делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щетками);

•расширение понимания речи (Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина – «би-би»). Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мячит корова?» и т. д. стимулировать формирование первых форм слов. Выражать свои потребности словами «дай пить», «бай-бай» и др. Формировать двусловные предложения).

Развитие мелкой моторики рук :

• пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (пальчики поздоровались, колечки – Зайчики, надуваем воздушный шарик и т. д. ;

работа с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горохом, орехами (перекладывание крупы в различные емкости, выкладывать их по заданной линии и т. д.);

• учить работать на альбомном листе бумаги – определять середину, верх, низ, право, лево;

формировать элементарные графические умения: рисовать геометрические формы и штриховать их;

рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, ломаные, волнистые, прерывистые.

5. Продуктивные виды деятельности:

Рисование - рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Украсим снег», «Метель», «Дождик» (новогодний, «Снежинки».

Учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п.

Рисовать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кончиком кисти).

Проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать.

Рисовать по подражанию.

Учить раскрашивать картинки разнообразно, используя не только основные цвета, но и оттенки.

Лепка

• лепить предметы круглой формы разной величины,

развивать кругообразные движения руки («Снеговик», «Снежный ком»,

• прямые движения («Палочка для снеговика», «Столбики»).

• учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Аппликация - создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фонарики», «Флажки», «Снеговик», «Снежинки».

• учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.).

продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надрезы по сторонам «салфетки», «снежинки».

Конструирование

• учить выкладывать узоры из геометрических форм по образцу (по чередованию с учетом форм, цвета, величины);

• учить строить из плоскостных палочек постройки по образцу и памяти;

воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость.

• учить готовить и убирать рабочее место.

10. Трудовое воспитание.

• продолжать формировать навыки опрятности и гигиены (следить за чистотой своих рук, одежды, чистить обувь, стирать носовые платки, убирать за собой посуду, мыть ее и т. д.);

учить использовать бытовые приборы для хозяйственных нужд семьи: пылесосом, микроволновой печью, чайником, телевизором, музыкальным центром, а также соблюдать чистоту в комнате – вытирать пыль тряпкой, поливать цветы, выбрасывать мусор, застилать свою постель и т. д.).

Основные средства и способы организации коррекционно-развивающей работы :

1. Артикуляционная гимнастика

(с элементами дыхательной) : выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной гимнастикой 3-5 раз в день.

3. Мимическая гимнастика выполняется 3-5 раз в день

4. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.

5. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится по тетради логопеда и дефектолога. Содержание данных занятий определено программой коррекционно-развивающей работы :

проговаривание слогов,

упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;

самомассаж рук;

упражнения на развитие моторики

3 часть: работа с родителями.

осуществлять постоянное взаимодействие с родителями: консультирование, беседы, контроль за выполнением заданий специалистов;

осуществление принципа единства требований и подходов в процессе воспитания и образования ребёнка;

контроль за проведением медико-профилактических мероприятий (посещение ПНД).

4. Технологический аспект.

Посещение подготовительной группы компенсирующей направленности пять раз в неделю.

Индивидуально-коррекционные занятия – 3 раза в неделю по 25 минут.

Занятия с учителем-логопедом в подгруппе детей и индивидуально – 3 раза в неделю.

Занятия по развитию игровой деятельности, рисованию, лепке, физическому воспитанию – в подгрупповой форме с воспитателем.

Литература

1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». Москва «Просвещение» 2003

2. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – М., 2012.

3. «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. /СПб., 2014.

Публикации по теме:

Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников» Учет индивидуальных особенностей детей. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического.

Адаптивная модель коррекционного обучения и воспитания В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее как ЗПР) уделяется значительное внимание,.

Рабочая программа Пояснительная записка. Одним из важных направлений в работе с детьми 4-5 лет является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера-это.

Рабочая программа для развития мелкой моторики «Умные ручки» Цель работы: развивать речь детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Содержание рабочей программы направлено на.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Рабочая программа по дополнительным платным услугам. Группа речевого развития (3–5 лет) Рабочая программа по дополнительным платным услугам Группа речевого развития «Семицветик» Возраст детей 3-5 лет. Срок реализации программы.

Рабочая программа по кружку ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер.

Рабочая программа «Рукодельница» Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей "Рукодельница". Предназначена для детей 8-12 лет, данная программа.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Эссе «Современный ребёнок» (взгляд на современных детей, проблемы, современные задачи воспитания, обучения и развития детей) Получив педагогическое образование в 90-х годах, я длительное время не работала по специальности. Спустя много лет, вернувшись в систему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуального рабочая программа воспитания, обучения и развития
Опубликовано: 4 мая 2017 в 09:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД