Лучший педагог года

Использование музыки на индивидуальных коррекционных занятиях

Альбина Утегенова
Использование музыки на индивидуальных коррекционных занятиях

Занимаясь музыкой с детьми экспериментальной группы, в которую

входят дети 2 лет, музыкальный руководитель и учитель-дефектолог не

ставили задачу развития собственно музыкальных способностей детей. Цель заключалась в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные, игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.

Публикация «Использование музыки на индивидуальных коррекционных занятиях» размещена в разделах

Все занятия желательно проводить в игровой форме, рекомендуются проводить занятия не более 10-12 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности.

На занятиях используются следующие упражнения: звукоподражание и

подпевание; песенки; слушание музыки, пальчиковые и жестовые игры;

телесные (контактные) игры; массаж кистей рук и пальцев; подвижные игры; музицирование на детских музыкальных инструментах — бубнах, дудочках, металлофоне, танцы с ленточками и игрушками.

Детям предлагаются игры на различение темпа и силы звука, например, «У ребяток ручки хлопают», «Медведь идет, лисичка бежит, зайчик скачет…» Мы использовали инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов — классиков: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакого, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствовала наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей. Хотелось бы отметить, что использование музыки контрастного характера, разных направлений способствует формированию произвольного внимания, это особенно важно для гиперактивных детей, внимание которых очень короткое и неустойчивое.

Предлагается используемый репертуар : — «Догони зайчика» Е. Тиличеевой «Мышки и кот» Т. Бабаджан, «Мячик» Р. Рустамова, «Пляска-приглашение» В. Журбинской. В зависимости от содержания музыкального материала привлекали к работе или гиперактивного ребенка или, наоборот, неконтактного, тревожного.

Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики важны для всех детей, но особенно для гиперактивных, у которых моторика и координация движений страдают особенно сильно.

Из опыта работы использовались песни с показом действий, например «Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки?», использовались музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки, игры-сценки. Упражнения подбирались так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. На первых порах гиперактивный ребенок не мог сразу сосредоточиться на восприятии музыки, а неконтактный отстранялся от участия в общей музыкально-игровой деятельности, садился рядом с педагогом, или, наоборот, отходили в дальний угол зала.

Детям трудно было воспринимать музыку в новой ситуации, они как бы оберегали себя от сильных раздражителей, нелегко адаптировались в

обстановке музыкального зала, соответственно неконтактным детям было очень не просто воспринимать характер и настроение музыки, музыка служила раздражительным моментом в этот период.

Экспериментальная работа показала, что результатами использования психолого-педагогических методов коррекции поведения ребенка раннего

возраста средствами музыкальной деятельности стало :

- развитие коммуникативных навыков: с помощью музыки был преодолен эмоциональный дискомфорт, дети стали более свободными, раскрепощенными, дружелюбными, доброжелательными;

- слуховое внимание и память стали более устойчивыми;

- дети получили возможность выразить себя и быть при этом услышанными через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа;

- у малышей лучше развивалась координация движений, мелкая моторика,

пространственная ориентация и чувство ритма.

Публикации по теме:

План педсовета «Математика глазами детей, педагогов, родителей» 1. Консультация «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве» (Отв. Учитель-дефектолог) 2. Анкетирование родителей по теме педсовета.

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыки на индивидуальных коррекционных занятиях
Опубликовано: 9 июля 2014 в 12:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД