Тамара Николаевна Лазарчук
Индивидуальный детский проект «Лучики-руки солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
И снова здравствуйте дорогие коллеги. Сегодня я хочу предоставить новую публикацию, в которой вы продолжите знакомство с проектами детей. Руководителями этого проекта были: я и учитель – логопед нашего детского сада Брус Светлана Анатольевна.
2016 год
Глоссарий
Солнце - единственная звезда Солнечной системы.
Публикация «Индивидуальный детский проект „Лучики-руки солнца“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Радуга и есть большой спектр.
Млекопитающие -класс позвоночных животных, основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком.
Земноводные - класс позвоночных четвероногих животных.
Мифы - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Солнечный зайчик – это отражение солнечного луча от зеркальной поверхности
Призма -многогранник, две грани которого являются равными многоугольниками.
Ставни –изготовленные из дерева, металла или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно.
Физика - наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении.
Спектр - распределение энергии электромагнитного излучения по частотам или по длинам волн (полоска из цветных линий).
Аннотация
Солнце - ближайшая к Земле звезда. Данная работа и посвящена изучению природного источника света – Солнца. В работе собран и обобщен определенный материал, где содержится полное описание исследования, целью которого было показать и доказать, что лучи солнечного света прямолинейны, что в основе появления «солнечных зайчиков» лежит один из древних законов физики – закон отражения света. Также представлена методика исследования, краткая формулировка результатов работы. Имеются картинки, фотографии, рисунки. С помощью экспериментов и опытов ребенок попытался доказать необходимость солнечного света для жизни живых существ, сравнить положительное и отрицательное действие солнечного света на Землю и Человека.
Выдвинута гипотеза:Если я узнаю о свойствах солнечных лучей, то смогу ли на опытах и экспериментах проверить их действие.
При работе над проектом были использованы такие методы исследования:
Теоретические
Анализ литературы;
Получения информации в сети Интернета;
Сравнения и противопоставление.
Эмпирические
Наблюдение;
Беседа;
Фотоматериал.
Практические
Опыты и эксперименты;
Практические игры с солнечными лучами;
Изготовления игры «Солнечные зверюшки».
Вывод:
В познавательно – исследовательской деятельности ребёнок имел возможность в прямую удовлетворить свою любознательность, что позволило расширить представление о свойствах и особенностях солнечных лучей. Самостоятельно обобщить полученные представления и делать выводы, применить полученные знания на практике.
Введение
Людям, животным и растениям очень важен свет Солнца. Многие люди, млекопитающие и земноводные просыпаются только тогда, когда светит Солнце. Зимой и осенью, когда солнечного света мало, природа увядает — деревья сбрасывают листья, медведи и барсуки впадают в спячку. Весной природа просыпается, трава пробивается, деревья выпускают листья, появляются цветы, оживает животный мир. И все это благодаря Солнцу.
И мне стало интересно самой узнать как же Солнце своими солнечными ручками – лучиками согревает, освещает нашу планету, какую пользу приносят людям и могут ли они причинить вред детям.
Целью данной работы было узнать о некоторых свойствах и особенностях солнечных лучей; познакомиться с таким явлением, как солнечные зайчики; узнать, как использовать полученные знания в повседневной жизни.
Объектом исследования стало солнце.
Предметом исследования стали солнечные лучи.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Доказать, что лучи света прямолинейны, что они преломляются.
Узнать, какие еще поверхности могут отражать солнечный свет.
Узнать, какого цвета солнечный свет.
Выяснить, как влияют солнечные лучи на рост и развитие растений, животных и человека.
Сравнить положительное и отрицательное действие солнечных лучей на Землю и Человека.
Описание работы
Мы привыкаем к тому, что Солнце светит нам каждый день. И часто не замечаем, какой волшебной сказкой становится все вокруг в его волшебных лучах. Но именно солнечные лучи создают сказку.
Солнце. Мифы и реальность
Ещё задолго до наступления нашего века люди наблюдали Солнце, поклоняясь ему как богу. Первобытным людям, Солнце представлялось каким – то сверхъестественным существом. Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей – Яриле, у римлян был бог Солнца – Аполлон. На страницах энциклопедии по истории древнего мира я увидела интересный рисунок, на котором изображена древнегреческая каменная плита, в центре - Солнце, окружённое лучами. На конце каждого луча - человеческие ладони. Свои руки-лучи Солнце протягивает людям, к ним обращены его ладони. В Древнем Египте бог Солнца-Ра занимал особое положение. Был даже создан гимн поклонения Солнцу в 14 веке до нашей эры. А фараон Эхнатон считал солнечный диск самим богом. В старину греки думали, что бог Солнца Гелиос каждый день проезжает по небу на солнечной колеснице, запряжённой огненными конями. Солнце обожествлялось всеми народами древности. В религиях всех народов мира Солнце занимало всегда главное место.
Солнце – это единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращается наша планета и все планеты Солнечной системы. Оно в миллионы раз больше Земли. У Солнца нет твердой поверхности, оно представляет собой раскаленный газовый шар из водорода и гелия, который выделяет энергию в виде света. Из энциклопедий я узнала, что Земля в целом получает от Солнца в десятки раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, работая на полную мощность. И эту энергию от Солнца до Земли доставляют солнечные лучи за 8 минут. Оно такое яркое, что на него и смотреть – то просто так нельзя – опасно для глаз. Днём, кроме Солнца, других светил, практически не видно, хотя на самом деле Солнце находится среди звезд. Солнечные лучи создают такой яркий голубой фон дневного неба, на котором эти слабые источники света совсем незаметны.
Тайны солнечного луча
Солнечный луч – это форма энергии. От своего источника он направляется во все стороны, но его распространения подчиняется одному из законов физики. Закону прямолинейного распространения света - закон геометрической оптики, заключающийся в том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Огромное количество данных свидетельствует о том, что луч света прямолинеен. Достаточно хотя бы вспомнить луч, который пробивается сквозь щель, образовавшуюся между плотными шторами. В этот момент мы видим большое множество прямых золотых лучей. Также о прямолинейности лучей может свидетельствовать тот факт, что предмет, освещаемый Солнцем, дает четко очерченные тени. Фактически о положении окружающих нас предметов в пространстве мы судим, подразумевая, что свет от объекта попадает на наш глаз по прямолинейным траекториям. Наша ориентация во внешнем мире целиком основана на предположении о прямолинейном распространении света.
На основании вышесказанного сделаем вывод: свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно.
Я тоже предположила, что свет движется по прямой. Чтобы убедится в этом, провела эксперимент. Прикрепила фонарик к дну коробки и продела отверстие в стенке напротив лампочки. Включила фонарик и закрыла коробку. Выключила свет в комнате и увидела, как через отверстие проходит ровный луч света. Это доказывает, что свет движется по прямой линии (приложение 1 фото 1, 2).
Солнечный луч хранит в себе еще одну тайну, которую впервые разгадал Исаак Ньютон в 1666 году. Солнечный свет или обычный луч белого света в действительности является сочетанием всех цветов. Он затемнил свою комнату и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света. На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко — призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Действительно ли белый свет состоит из семи цветов? Чтобы ответить на этот вопрос мы с папой провели обратный опыт. Если белый цвет состоит из семи цветов, то семь цветов должны дать белый цвет. Мы разделили белый круг на 7 равных частей и раскрасили в 7 цветов радуги. Этот круг мы закрепили на дрель и включили её. Мы увидели, как разноцветный круг превратился в белый (приложение 2 фото 1,2,3,4).
Физика нашего времени помимо видимых глазом лучей открыла в природе множество невидимых. Солнце посылает на Землю невидимых оптических лучей – ультрафиолетовых, инфракрасных – больше, чем видимых.
Разноцветная радуга
Какое из природных явлений может сравниться по красоте с радугой? Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.
Я узнала, что свет состоит из нескольких цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы.
С помощью опыта я смогла получить радугу в домашних условиях. Для этого я взяла зеркало и миску с водой. Поставила миску так, чтобы луч света от солнца попадал на поверхность воды и отражался от зеркала на стену или потолок. На стене я увидела радугу. Пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми. Эксперимент удался (приложение 3 фото 1, 2).
Солнечные лучи – источник жизни растений
Влияние солнечных лучей на жизнь растений мы можем пронаблюдать и проведя опыт с фасолью. Мы взяли несколько зёрен фасоли и поместили их во влажную среду. Через несколько дней фасоль проросла. После этого в две баночки мы посадили по одной фасоли. Одну баночку с фасолью мы поместили в тёмное место, где солнечный свет не проникает, а другую мы поставили на подоконник. Через несколько недель мы могли наблюдать, что фасоль, которая получала солнечный свет, растёт быстрее, чем фасоль, не получающая солнечного света. Из этого следует, что солнечная энергия нужна растениям для дальнейшего развития и жизнедеятельности. Если солнечного света не будет, растительный мир погибнет, так как будет отсутствовать их главный питательный элемент (приложение 4 фото 1, 2).
Рождение солнечных зайчиков
Из рассказов А. Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей» я узнала, что когда Солнце светит, то испущенные им лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю. Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики. Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Есть предметы, например зеркало, которые могут отражать свет. Лучик света, который упал прямо на зеркало, отрывается от своих собратьев-лучей (которые на зеркало не попали) и улетает вбок в одиночестве. Так и рождается солнечный зайчик. И эта информация подсказала нам с ребятами идею изготовить игру «Солнечные зверюшки» (приложение 5 фото 1, 2, 3).
Солнечный зайчик – это отражение солнечного луча от зеркальной поверхности. В основе появления солнечного зайчика лежит один из самых древних законов физики – закон отражения света. Закон гласит: всякое тело частично отражает, пропускает или поглощает падающий на него свет. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим «зайчик»? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться.
Мне стало интересно узнать – появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого блестящего предмета? Появится ли солнечный зайчик от матового, не блестящего предмета? И можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? Для этого я провела целый ряд опытов.
Взяла в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попыталась направить на стенку так, чтобы там появилось хоть какое-нибудь маленькое отражение света. Зайчик появился, хотя он был уже не такой яркий, и его было уже не так хорошо видно, как от зеркала.
Целью следующего опыта было узнать, а отразится ли на стене зайчик от простого предмета. Для этого я перевернула свое зеркало другой стороной. Как ни старалась, так и не смогла увидеть на стене ни малейшего намека на солнечного зайчика. Его просто не было.
Солнечные лучи наши друзья и наши враги
Так как мне и моим друзья всего по 6 лет, то меня очень заинтересовал вопрос: какую пользу, и какой вред могут принести солнечные руки нам? Ответ на этот вопрос я вместе с воспитателями нашла в книгах и интернете.
Я узнала, что под воздействием прямых солнечных лучей в организме ребёнка образуется витамин D. При непосредственном участии этого витамина усваивается кальций – вещество, составляющее основу зубов и костей. Недостаток этого витамина приводит к развитию у детей рахита (неправильному формированию скелета). Солнечные лучи играют большую роль в регулировании активности головного мозга и улучшают жизнедеятельность всего детского организма. Поэтому очень важно, чтобы дети некоторое время проводили на солнце. Во всем нужна мера и в особенности это касается времени пребывания ребят на солнце. При чрезмерном нахождении детей на солнце появляется риск появления ожогов и перегрева.
Прямые солнечные лучи нагревают поверхность Земли и могут стать причиной пожара. Жаркое солнце вредит здоровью людей. Магнитные бури оказывают отрицательное влияние на чувствительный организм. Человек должен стараться защищать свой организм от избытка попадания прямых солнечных лучей. Солнечная активность влияет на здоровье людей и может привести к ухудшению состояния здоровья
Заключение
Солнечные лучи необходимы и человеку. Недостаточность солнечного света проявляется в бессоннице, быстрой утомляемости. Поэтому человеку периодически необходимо бывать на солнце. Солнце очень влияет на Землю. Растения за счет солнца накапливают энергию, а животные существуют за счет растений. Земная поверхность тоже получает энергию от Солнца. Под действием солнечного света на Земле происходят такие природные явления, как дождь, снег, град, ураган, радуга. Происходит испарение влаги, которая затем охлаждается и выпадает в виде дождя. Не будь всего этого — на Земле не было бы жизни.
Впереди, меня ждут ещё очень интересные опыты и открытия, потому, что у меня появился огромный интерес к разным исследованиям. Я поняла, что на любой вопрос можно найти ответ, если очень постараться!
Список литературы:
1. Большая книга вопросов и ответов. М. Эксмо-2003г. ,-512с.
2. Энциклопедия «Всё обо всём».М. -1999г. ,318с.
3. Энциклопедия для детей,том 8. М. :Аванта +1997г. ,-688с.
4. Энциклопедия «Почемучка».М. :Педагогика-Пресс. -1996г. ,-384с.
5. Джон Фарндон. Детская энциклопедия Космоса. М., «ЭКСМО», 2011г.
6. Кузнецов, А. Разговоры по утрам или физика для малышей. М, -2001г. -63с.
7. Рабиза Ф. В. Простые опыты: Забавная физика для детей. - М. : «Детская литература», 1997.