Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы

Любовь Юрьевна Лазарева
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы «Светлячок»

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы «Светлячок»

Воспитатель: Лазарева Л. Ю.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

1. Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

2. Диагностический этап.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом

Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

3. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

5 этап завершающая диагностика

На этом этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Нами было определено ключевое понятие нашей работы – программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития дошкольника.

Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.

5. Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г. А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др., обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный маршрут развития ребенка Янчук Ксении

Трудности:

Любое задание необходимо повторить несколько раз прежде, чем ребенок начнет его выполнять.

Месяц

Неделя Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями

Июнь

1 неделя Работа с мультимедийной презентацией «Что лишнее» Научи товарища играть в игру.

2 неделя Игра «Собери картинки сам» Рекомендация игр на развитие внимания.

3 неделя Математическая игра «Мышонок Пик» (состав числа 3) Игра напрокат

«Мышонок Пик» (состав числа 3)

4 неделя Игра раскраска

Реши пример раскрась лошадку.

Июль

1 неделя Работа с перфокартами «Закрась окошко» Закрепление умения выполнять словесную инструкцию

2 неделя Выполнение заданий на раздаточных листах

«Найди место для картинки и нарисуй её» Памятка «Игры на развитие логического мышления»

3 неделя Мультимедийная презентация «Прочти слово сам» Проверь товарища, как он справится с чтением слов.

4 неделя Игра «Найди похожий предмет»

Август

1 неделя Дидактическая игра «Лото» Выполнение дидактического упражнения «Найди и вычеркни»

2 неделя Выполнение заданий по инструкции детей. Объяснение товарищу правил игры «Лошадка», обучение игре.

3 неделя Инструкции для детей в выполнение заданий. Игра напрокат «Лото»

4 неделя. Работа с раздаточным материалом, раскладывание по инструкции взрослого.

Результаты действия маршрута: повысился уровень развития внимания, ребёнок при осознании значимости своих знаний для решения задания, выполнения поручения, неоднократно повторяет инструкцию взрослого, что способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. Создавались ситуации, в которых ребёнок осознавал необходимость выполнения

данного задания в его интересах

Индивидуальный маршрут развития ребенка Янчук Ксении

Трудности:

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы, которые предназначены для всех детей группы в тетрадях на печатной основе.

Месяц

Неделя Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Режимные моменты

Июнь

1 неделя Дидактическая игра

«Чего не стало?» Изготовление дидактической игры «Парочки» подбор иллюстративного материала. Дежурство

«Приготовь рабочее место по образцу»

2 неделя Мультимедийная презентация «Загадки с грядки» Работа с раздаточными листами «Расставь значки» Прогулка

«Повтори рисунок на асфальте»

3 неделя Мультимедийная презентация «Найди цифру» Игра напрокат

«Загадки с грядки» проверь маму, как она умеет отгадывать загадки

4 неделя Мультимедийная презентация «Сколько?» Презентация – игра «Собери картинки сам» Труд в природе, полив цветов ориентируясь на описание размера, формы листьев.

Июль

1 неделя Работа с перфокартами

«Раскрась окошко под временем года соответствующим цветом» «Найди и вычеркни»

Дидактическое упражнение

2 неделя Работа с мультимедийной презентацией «Найди недостающий предмет» Дидактическое упражнение «Повтори узор»

3 неделя Работа с презентацией «Найди цифру» Прогулка «Что изменилось на участке детского сада»

4 неделя Работа с презентацией «Найди цифру» В утренние часы работа с папкой заданий на развитие мышления

Результаты действия маршрута

Повысился: уровень концентрация внимания; уровень развития восприятия; уровень развития общего интеллекта. Ребёнок стал самостоятельно справляться с заданиями предлагаемыми воспитателем. У ребёнка появилась уверенность в себе.

Компьютерная поддержка позволяет задействовать в процессе умственной деятельности сразу два органа восприятия: визуальный и слуховой как одновременно, так и по отдельности. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать, что плодотворно влияет на развитие восприятия. Поговорка - «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - как раз про дошкольника.

Педагог создавал ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.

Ребёнок неоднократно выполнял упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.

Индивидуальный маршрут развития ребенка Золотовой Дарьи

Трудности

Трудно понимает объяснение воспитателя с первого раза

Месяц

Неделя Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями

Июнь

1 неделя Работа с презентацией «Запомни последовательность» Закрепление умения запоминать последовательность расположения предметов

2 неделя Презентация «Кто, где находится?»

3 неделя Игра «Найди похожий предмет» Научи друга играть в игру «Найди похожий предмет»

4 неделя Работа с раздаточными листами на развитие зрительной памяти.

Раскрашивание только тех картинок, которые показывал педагог. Работа с перфокартами

«Закрась окошко под жителями определённой страны»

Июль

1 неделя. Выполнение упражнений «Я сделаю так, а ты попробуй сделать по другому» Мультимедийная презентация «Чего не хватает?»

2 неделя Изготовление подарка для мыма

3 неделя Педагог показывает способ действия «Найди цифру» мультимедийная презентация Научи играть других Научи играть маму.

4 неделя Игра «Бусинки» Взять домой для закрепления правил игры.

Август

1 неделя Работа с раздаточными листами соединение пар картинок по памяти. Проверка выполнения задания товарища.

2 неделя Работа с перфокартами

«Закрась не жёлтые предметы»

«Закрась окошко под съедобным и несъедобным» Покажи товарищу, как выполнять задание.

3 неделя Мультимедийная презентация

«Поиграем? Почитаем!» Научи друга читать слова. Памятка «Игры на развитие логического мышления»

4 неделя «Найди одежду по контуру»

Результаты действия маршрута: Ребёнок стал более восприимчив к пониманию задания воспитателя, что явилось результатом реализация заданий предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Задания были направлены на устранение причин данной трудности. Повысился уровень развития зрительной памяти так как предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ней. Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил. Использование компьютерной поддержки даёт такую возможность.

Воспитатель вместе с ребёнком подробно анализировал результаты деятельности, выяснял, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давались не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Ребёнку предоставлялась возможность объяснять другим детям, как выполнять задание.

Индивидуальный маршрут развития ребенка Золотовой Дарьи

Трудности:

Стремится ответить, а при ответе молчит.

Месяц

Неделя Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Режимные моменты

Июнь

1 неделя Работа с раздаточными листами «Расставь значки» Игра напрокат

«Загадки с грядки» проверь маму, как она умеет отгадывать загадки Расскажи детям, как нужно сервировать стол

2 неделя Работа с мультимедийной презентацией

«Развитие яблони» Расскажи товарищам о развитии яблони Подготовка выступления «Развитие яблони»

3 неделя Работа с мультимедийной презентацией

«Развитие бабочки» Расскажи товарищам о развитии бабочки. Нарисуй и расскажи историю (на альбомном листе)

Июль

1 неделя Разучивание скороговорок

Закрепление скороговорок

2 неделя Подготовка и выступление

«Мой питомец» Фотовыставка

«Наш любимец Барсик»

3 неделя Выступление «Мой питомец» Работа с мультимедийной презентацией «Учим буквы» Подготовка рассказа «Моя мама на работе»

4 неделя Участие в беседе о мамах с выступлением Рисование «Моя мама на работе» Руководство организацией выставки «Наши любимые мамы»

Август

1 неделя Работа с мультимедийной презентацией «Что сначала, что потом 1» Научи товарищей играть в игру.

2 неделя Работа с мультимедийной презентацией «Что сначала, что потом 2» Игра напрокат

Мультимедийные презентации

3 неделя Исполнение роли скомороха на дне смеха. Разучивание стихотворения

«Лето» И. Суриков.

4 неделя Работа с презентацией игрой «Повар из чего продукты» Научи и расскажи, как играть, в игру

«Повар из чего продукты» Рассказ о полезных продуктах для здоровья в «День здоровья»

Результаты действия маршрута: Уровень речевого развития ребёнка повысился, причины возникновения данной трудности устранены.

Ребёнок предоставлял результат работы в предпочитаемом для него виде, а именно через рисунок, выполнение практических действий, что способствовало уверенности в себе.

Ребёнку предоставлялась возможность работы за компьютером, для последующей консультации других детей.

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут во второй младшей группе Индивидуальный образовательный маршрут Код ребенка: Полина Т. Возрастная группа: вторая младшая. Категория: ребенок, испытывающий сложности.

Индивидуальный образовательный маршрут в младшей группе Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника Группа: 1 младшая Ф. И. ребенка: Александрова Дарья – Серафима Возраст (): Воспитатель:.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника» Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС позволяет выявить конкретные трудности в образовании ребенка. Задача педагога.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы
Опубликовано: 13 июня 2019 в 08:00
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках

Начиная с 2009 года, ежегодно 20 июня во всем мире отмечается экологический праздник — Всемирный день защиты слонов в зоопарке. Защитники природы призывают зоопарки отказаться от содержания в неволе этих...

19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

Коллективная аппликация «Наше лето»
Групповая работа средней группы "Капитошки", готова представить вашему вниманию композицию под названием " Наше лето". Потребовалось нам для этой работы:...
Пословицы про лето для детей старшего дошкольного возраста
Фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы тесно связаны с развитием речи. Они также...
Дидактическая игра-вкладыши «Собери цветок» для детей раннего возраста
В рамках тематической недели «Лето пришло! Лето радость принесло! » для малышей мной была изготовлена дидактическая игра "Собери цветок". Игра...